Газета №17 (730), 27 апреля 2010
Перейти к номеру

Вопросам образования - особое внимание!

27 апреля 2010, 00:00 Прочитали 2 105 раз
Вопросы, касающиеся образования, в последнее время не сходят с уст тамбовчан
Вопросы, касающиеся образования, в последнее время не сходят с уст тамбовчан. Эта тема сегодня одна из самых актуальных не только потому, что 2010-й год в стране объявлен Годом учителя, но и потому что вопросов и проблем, связанных с этой сферой жизни, у учителей, воспитателей, родителей накопилось немало.

Губернатор Олег Бетин уделяет этой теме пристальное внимание. На минувшей неделе в режиме видеоконференции он обсудил с учительской общественностью области вопросы профессиональной аттестации, уровня заработной платы педагогов, проблему "добровольных" пожертвований, которые собираются в учебных заведениях региона и другие темы, волнующие сегодня многих жителей области. Заседание в режиме онлайн транслировалось в сети Интернет.

Начало положено

О том, что затронутые вопросы действительно крайне актуальны, красноречиво говорят многочисленные обращения на неофициальный сайт Олега Бетина (betin.tambov.ru). Только за последний месяц в рубрику "Образование" пришло около сотни писем. Как отметил губернатор, эта тематика оказалась самой востребованной. "Большинство обращений - это крик души, слезы и боль тамбовского учительства, - подчеркнул Олег Иванович. - И это в Год учителя!" К губернатору обращаются не только педагоги, но и родители. Большая часть вопросов, жалоб и комментариев касается именно тех трех основных тем, на которых сделал акцент глава региона в ходе видеоконференции.

Проверка на профпригодность

Большой резонанс в учительской среде вызвало проведенное недавно среди преподавателей начальных классов тестирование. И хотя оно было сугубо добровольным, многие педагоги восприняли его как проявление недоверия к их профессиональному уровню. Некоторые школы области отказались проходить тестирование, так как учителя сочли его унизительным. В Тамбове прошли диагностику всего 33% школ. Однако большинство школ (86%) все же согласились пройти диагностику.

Как выяснилось, большинству педагогов не объяснили, для чего проводилось тестирование. На заседании цель диагностического исследования была озвучена достаточно четко: исследование, проходившее в четырех регионах страны, было призвано апробировать инструментарий для последующей аттестации, которая вводится с 1 января 2011 года. Проведенное тестирование не носило персонифицированный характер. И все же результаты его не радуют. Почти половина из прошедших тестирование с заданием не справилась. О чем это говорит? О низком уровне подготовки учителей или о том, что некоторые задания педагоги просто не поняли?

Олег Иванович отметил, что в целом невысокие результаты тестирования говорят о том, что педагогам нужно серьезно поработать над собой, ведь требования к уровню профессионализма с каждым годом растут. Он напомнил, что с введением новых стандартов с 2011 года такое тестирование будет носить обязательный характер, а значит, готовиться к нему следует серьезно.

Наболевшая тема

Уровень заработной платы педагогических работников - тема чрезвычайно острая. Она вызвала наибольшее недовольство учительского сообщества. Парадокс заключается в том, что за прошлый год фонд оплаты труда вырос на 70%, но, несмотря на это, в некоторых школах зарплата учителей снизилась. Особенно это касается воспитателей детских садов, зарплата которых иногда ниже, чем у вспомогательного персонала.

За прошлый год расходы на образование составили 6 миллиардов 600 миллионов рублей (это почти в 2 раза больше, чем на здравоохранение). Добрая половина из них идет в фонд зарплаты. Почему же учителям достаются крохи? Инициированные губернатором проверки по следам обращений педагогов показали, что распределяются средства крайне неэффективно.

В некоторых коллективах численность административно-хозяйственного персонала превышает всякие разумные пределы. К тому же, как правило, директор, его заместители, бухгалтеры получают оплату по верхнему пределу, а учителя - что называется, по остаточному принципу. Вот и произошли снижения заработной платы для основного персонала.

Начальник управления труда и социального развития области Елена Гордеева сообщила, что средняя зарплата учителей составляет 8400 рублей, однако разница в зарплате учителей по области доходит до 2-х тысяч 600 рублей. Вот и получается, что директор получает зарплату чуть ли не в 30 тысяч, заместитель - 20, бухгалтера -15, а те, кто непосредственно занимается обучением детей, от 5 до 10 тысяч в зависимости от нагрузки. Субвенции из областного бюджета предусматривают нормативное финансирование при пропорциональном соотношении педагогов и административного персонала (75% на 25%). Но как показали проверки, эти пропорции не всегда соблюдаются. Олег Иванович заявил: педагог не должен получать в разы меньше, чем бухгалтер! Кроме того, он отметил, что в школах с меньшим количеством учеников не должно быть заместителей директора и бухгалтеров столько же, сколько в школах с большим числом учеников. Проверки в сфере образования выявили, что более 1 миллиарда рублей ежегодно используется нерационально. "В этом деле нет должного порядка", - заявил губернатор. Он жестко указал на недопустимость такой ситуации и дал поручение в кратчайшие сроки пересмотреть кадровую структуру школ и детских садов, навести в этой сфере порядок.

Вынь да положь!

Самое большое количество жалоб, вопросов и комментариев на сайт губернатора пришло по поводу поборов в школах. По заданию главы региона была проведена проверка тех школ, откуда поступило наибольшее число обращений. Она показала, что во всех учреждениях деньги собираются под контролем родительских комитетов и расходуются по назначению. Однако, подчеркнул губернатор, большинство родителей, видимо, плохо информируются о том, куда идут собранные средства. А самое главное - грубо нарушается принцип добровольности взносов. Прокурор по Тамбовской области Владимир Торговченков отметил: "Добровольные пожертвования - это хорошо, но тут следует учитывать, что материальное положение у всех семей разное: кто-то может сдать деньги без труда, а для кого-то это непосильная ноша. К вопросу проверок учебных заведений и детских садов следует подходить объективно, со всей ответственностью, ведь бывают и случаи, когда жалоба не соответствует действительности, а пишется с той целью, чтобы очернить неугодное учреждение или лицо". Губернатор отметил, что в одной из школ города благодаря добровольным пожертвованиям было собрано около 200 тысяч рублей на нужды школы. Примерно такая же сумма была потрачена на зарплату персонала, перегружающего кадровую структуру учреждения образования. "Денежные средства от родителей не понадобились бы, если бы не наблюдалось явное превышение количества административно-хозяйственного персонала. А сегодня родителям приходится сдавать деньги на мел, прочие нужды лишь из-за того, что в учреждениях образования нет должного порядка".

Олег Бетин четко поставил задачу перед управлением образования и науки области - навести в этом деле порядок. Он напомнил о персональной ответственности директоров школ за соблюдение норм закона, а также обратился к прокуратуре области с предложением считать обращения, поступающие на сайт губернатора, официальным поводом для проведения тщательных проверок.

Мы хотим быть объективными

Заместитель председателя Тамбовской городской Думы, член городского политсовета партии "Единая Россия", главный редактор газеты "Тамбовский курьер" Владимир Сергеев: "Считаю, что сама тема поднята своевременно. Проблемы школьного образования, ситуация в педагогической, родительской среде сегодня достаточно широко освещаются и находятся под пристальным вниманием руководства области и лично губернатора. Об актуальности темы говорит и то, что совсем недавно проходило заседание Госсовета по тем же вопросам, которые были подняты на видеоконференции.

Что касается самой сути вопроса, отмечу: на мой взгляд, в сфере образования есть много проблем, решать которые нужно комплексно. На образование идет весомая часть областного и городского бюджетов, а потому желание общественности знать, как обучают их детей, почему руководство школ просит вносить средства на нужды школы, а также на что тратятся эти деньги, эффективно ли они расходуются, вполне естественно.

Да, финансирования на все сегодня не хватает, и когда руководство школы совместно с родительской общественностью принимает решение помочь школе, это хорошо. Однако немаловажным здесь является и тот момент, что деятельность, связанная с расходованием дополнительных финансовых средств, привлеченных родителями, должна быть прозрачной. Для этих целей и созданы управляющие советы школ.

Позиция редакции в данном вопросе такова: с одной стороны, мы готовы предоставить страницы нашей газеты, готовы рассказать о фактах добровольно-принудительных поборов в школах, детских садах, учреждениях допобразования, обличить виновных. С другой стороны, готовы взять под свою защиту педагогическое сообщество и рассказать о честных и порядочных людях, чье имя было запятнано незаслуженно. Мы хотим быть объективными. Хотим говорить правду, говорить о проблемах, которые сегодня существуют, и способствовать их решению.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер