В Державинском университете завершилось зачисление абитуриентов на бюджетные места. По свежим следам на вопросы нашего корреспондента отвечает директор Института педагогики, кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Гущина.
Татьяна Ивановна, как Вы оцениваете итоги набора?
В 2025 году на педагогические направления было выделено 395 бюджетных мест на все уровни подготовки и подано чуть более 1500 документов. На мой взгляд, это говорит о несомненной популярности педагогического образования.
Конкурс стал больше?
В этом году, как и в 2024-м, средний конкурс на педагогические направления составляет 8-10 человек на место.
Что с проходными баллами? Где они выше?
В этом году проходные баллы выше на направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», Педагогическое образование с двумя профилями подготовки «Русский язык и литература» и Педагогическое образование, профиль «Организация программ в сфере дополнительного образования». Мы и предполагали, что будет именно так.
Отчего же?
Все очень просто. Педагогическое образование тесным образом связано с живой жизнью, где эти направления подготовки сейчас крайне востребованы.
Замечали ли Вы рост интереса к педобразованию в течение года? Какими мотивами руководствуются абитуриенты, выбирая Вас?
Действительно, все больше выпускников задумываются о профессии учителя, педагога-психолога, учителя-дефектолога. Абитуриенты выбирают востребованные и практико-ориентированные направления подготовки, предполагающие тесное сотрудничество с работодателями. Такая подготовка обеспечивает студентам реальный опыт работы еще в процессе обучения. Кроме того, в распоряжении Державинского университета широкий инструментарий – технопарк, образовательные центры и лаборатории, чтобы будущие выпускники шли в ногу со временем и несли в школы современные знания.
Какие новые направления введены в этом году?
Мы обновили профили по ряду педагогических направлений. Начну с психолого-педагогического образования, профиля «Детская психология и семейное консультирование» (бакалавриат). Программа предполагает подготовку специалиста, способного взаимодействовать с современным ребенком на основе понимания его интересов, особенностей психического развития, ориентирующегося и знающего возможности и потенциал современного культурного пространства.
Или психолого-педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическая экспертиза семьи и детства» (магистратура). В настоящее время существенно возрастает число запросов на экспертизу при бракоразводных процессах, рассмотрении семейных конфликтов, при которых ребенок уходит из семьи, исследование обстановки в неблагополучных семьях, где ребенок подвергается насилию и т.д. Программа привлекательна, поскольку она готовит выпускников к проведению судебной экспертизы детско-родительских отношений. Необходимо отметить, что в 2025 году здесь произошел существенный рост количества заявлений абитуриентов и проходного балла.
В педагогическом образовании отмечу профили «Организация программ в сфере дополнительного образования» и «Педагогический дизайн». Приоритетность этих направлений определяются социальным заказом со стороны государства на таких специалистов. Педагог дополнительного образования работает на стыке образовательной и культурной сфер, обладает знаниями в области педагогики, культурологии, психологии и умеет работать с разными категориями людей.
Но у Вас в институте готовят ведь и психологов?
Да, здесь тоже есть новеллы. В этом году мы осуществили набор абитуриентов на специальность «Психология служебной деятельности». Это перспективное направление психологической практики. Важно, что к сфере профессиональной деятельности выпускников этого специалитета относится сфера обороны и безопасности государства. Такие специалисты работают с военнослужащими, занимаются их реабилитацией после психических травм, ранений и ухода со службы. Кроме того, они борются с психологическими реакциями и управляют поведением людей в критических обстоятельствах. Сегодня, в условиях социальных конфликтов, напряженности, экстремальных ситуаций, психология служебной деятельности востребована как никогда, и спрос на таких специалистов на рынке труда постоянно возрастает.
Что ждёт студентов, будущих педагогов, в новом учебном году? Какое меню внеучебной деятельности вы им предложите?
Это меню, поверьте, выглядит довольно привлекательно. С начала учебного года первокурсников ждёт квест от студентов института, в рамках которого они познакомятся со структурой института педагогики, преподавателями кафедр. Потом будет посвящение первокурсников – яркий этап в жизни студента. Концертная программа, напутственные слова и полезные советы...
В наших традициях проведение Школы Актива, проекта, который готовит будущих членов Студенческого совета Института. Или Школа вожатского мастерства – по итогам прошлых лет 85 % наших вожатых отправились работать в детские оздоровительные лагеря Тамбовской области, Крыма и Краснодарского края.
Каждый студент, помимо всего, может стать участником волонтерского движения. Во время учебного года состоятся творческие конкурсы, фестивали, форумы, спортивные состязания и праздничные мероприятия, где можно стать их участником, либо частью команды организаторов. А ещё можно стать старостой учебной группы или тьютором для будущих студентов.
Первокурсники, ждём вас!