После поражения нацистской Германии в Сталинградской битве руководство вермахта было вынуждено признать провал планов завоевания Кавказа и начало оттягивать войска оттуда на так называемую «Голубую линию» (немцы называли ее «Готенкопф»), которая протянулась от побережья Азовского моря на Тамани до побережья Черного моря в районе Новороссийска. Линия представляла собой три эшелона обороны с огромным количеством дотов, дзотов, минных полей и оборудованных артиллерийских позиций, которые создавались несколько месяцев, в том числе путем рабского труда захваченных местных жителей.
Гитлер не терял надежд возобновить операции на Кавказе, и поэтому ему требовался плацдарм, который должна была удерживать 17-я полевая армия вермахта и приданные ей части. На пике численность немецкой группировки достигала нескольких сотен тысяч человек плюс огромное количество техники.
В ходе боев весны-лета 1943 года Красная армия неоднократно пыталась прорвать оборону группировки вермахта, но эшелонированная оборона противника никак не поддавалась. Весной над Таманью разгорелась одна из крупнейших авиационных битв всей Второй мировой войны, где ВВС Красной армии обескровили люфтваффе и где свою боевую славу снискали многие советские асы, напрямую столкнувшиеся с элитой люфтваффе.
Но вплоть до августа 1943 года немцы удерживали основные позиции. Ожесточенность боев была такова, что за некоторые высоты и укрепленные районы гибли тысячи человек с обеих сторон. Обе стороны понимали важность «Голубой линии» для всего хода войны, поэтому в бой бросались все новые и новые силы. При этом Красная армия вела наступление, не имея решающего численного превосходства над обороняющимся противником, выгрызая у него землю метр за метром.
Но в конце августа на фоне нажима наших войск на Тамани и поражения Германии в боях на Донбассе и на Курской дуге Гитлер 3 сентября отдал приказ об отступлении. Наше командование не дало немцам спокойно отступить в Крым. Уже на вторую неделю сентября «Голубая линия» начала крошиться. В ходе боев 9-16 сентября был прорван центр немецкой оборонительной линии. Также 16 сентября рухнула оборона немцев в Новороссийске.
Вермахт старался отходить планомерно, но эти планы постоянно срывались нашими войсками. Уже 21 сентября была освобождена Анапа и взяты большие трофеи. 27 сентября при помощи тактических десантов был освобожден Темрюк. На горизонте наши бойцы видели Керчь и побережье Крыма. К началу октября вся Тамань была полностью освобождена от нацистской оккупации. Противник с серьезными потерями отошел в Крым, где надеялся организовать длительную оборону. Это знаменовало собой завершение битвы за Кавказ.
Для Красной армии прорыв «Голубой линии» был столь же тяжелым испытанием, как и прорыв «Линии Маннергейма», но в конечном итоге результат для обороняющихся был тот же. Освобождение Тамани создало предпосылки для проведения операций, направленных на освобождение Крыма. Спустя менее месяца после завершения боев за «Голубую линию» с побережья Таманского полуострова через Керченский пролив направились к побережью Крыма два десанта. Они открыли боевую страницу Керченско-Эльтигенской десантной операции, с которой началось освобождение Крыма от немецко-фашистской оккупации.
Борис РОЖИН, эксперт Центра военно-политической журналистики