USD102.41+0.03
EUR104.86-0.95

Квадрокоптерам «Бекас» - один год!

Арина Орлова Прочитали 420 раз(а)

Ровно год исполнился с того момента, как на тамбовской земле стали собирать известные сейчас по всей России квадрокоптеры марки «Бекас». О том, как возникала идея собирать беспилотники, а также чего предприятию удалось добиться за 12 месяцев, рассказал подполковник в запасе, руководитель проекта Александр Рудик.

— Александр Викторович, расскажите, что стало предпосылкой к тому, чтобы организовать в Тамбове цех по сборке дронов.

— В январе 2023 года после обращения военнослужащих, проходящих службу в зоне специальной военной операции, в Тамбове начала формироваться команда по производству квадрокоптеров для нужд армии. Поначалу никто из ее участников не был близко знаком с тематикой беспилотных летательных аппаратов. Пришлось учиться, что называется, на ходу. Помогли опять же военные, которые подсказали, какого типа аппараты более всего нужны, какова их конструкция. Остановились на FPV-дронах. Такие аппараты снабжены видеокамерой, изображение с которой передается на специальные очки оператора. Поэтому он, управляя квадрокоптером, как будто сам летит на нем.

— Почему среди многообразия разновидностей и модификаций БПЛА решили выбрать именно FPV-дроны?

— Еще недавно FPV-дроны рассматривались лишь как радиоуправляемые модели для спортсменов. Но практика показала, что в ходе современных боевых действий они имеют огромное значение, позволяя быстро и точно поражать живую силу и технику противника.

— Какую дату можно считать отправной точкой? Когда официально появилось название «Бекас» и почему такое название?

— Первые образцы дронов были переданы в зону проведения СВО в феврале 2023 года. А серийное производство FPV-квадрокоптеров, которые получили наименование «Бекас», начато в марте 2023 года. Данный вариант беспилотника, по рекомендации военных, был способен переносить груз 700 г на расстояние до 2 км. Изначально производство «Бекасов» развернули на площадке ОАО «Тамбовский хлебокомбинат» с привлечением специалистов предприятия. Сейчас оно расположено в другом месте.

А что касается названия, птица бекас имеет отличную камуфляжную окраску для болотистой местности, а небольшие размеры и особенный стиль полета делают ее очень трудной мишенью для охотников. Тех же, кому удавалось подстрелить бекаса из простого кремневого ружья, с конца 18 века стали называть снайперами, так как «бекас» по-английски и есть «снайп».

Мы назвали наши дроны «Бекас», так как уверены в том, что их полет тоже будет очень трудно прервать.

— Я знаю, что рамы ваших дронов изготавливают не из карбона, как у большинства других производителей. Чем продиктован такой выбор материала для корпусов БПЛА?

— Да, традиционно для производства FPV-дронов используют карбоновые рамы. Но оказалось, что приобрести карбон не так-то просто. Он дорог и не всегда хорошего качества. Поэтому была найдена достойная замена ему из недорогого и доступного отечественного материала. В итоге на одном из оборонных предприятий Тамбова была разработана конструкция корпуса для «Бекасов», изготавливаемая из текстолита.

— Как изменились «Бекасы» за прошедший год, и какие модификации дронов у вас есть сейчас?

— Со временем появился запрос на увеличение массы полезного груза и радиуса действия квадрокоптеров, радиочастот, на которых на дрон передаются управляющие команды и с него принимается видеоизображение. Поэтому в конструкцию «Бекасов» постоянно вносились изменения. Сейчас беспилотники «Бекас» выпускаются трех основных модификаций: грузоподъемностью 700 г (это учебно-тренировочный вариант), 2,5 кг и 3,5 кг. Дальность полета составляет 7 км, а с применением ретранслятора видеосигнала — 10 км и более. По выбору заказчика возможно внесение изменений в конструкцию: установка устройств управления и видеосвязи других моделей, а также комплектация квадрокоптера тепловизионной камерой. Дроны «Бекас» снабжаются устройствами сброса груза, т. е. они могут применяться как одноразовые, которые называют «камикадзе», и многоразовые средства доставки и разведки.

— Ваши квадрокоптеры уникальны не только тем, что их изготавливают из текстолита, но и тем, что для их переноски разработали специальные тактические рюкзаки. Расскажите об этом подробнее.

— С самых первых аппаратов перед производителями «Бекасов» возникла проблема выбора снаряжения, которое позволит удобно переносить квадрокоптеры вместе с дополнительным оборудованием, в том числе и непосредственно перед их применением. С привлечением мастера по пошиву одежды был разработан специальный тактический рюкзак из водонепроницаемой ткани. В нем размещаются 3 или 5 беспилотников, аппаратура управления и видеосвязи, аккумуляторные батареи, зарядные устройства, инструкция по эксплуатации. А в зимнем варианте — и пенал для подогрева аккумуляторных батарей. Именно в таких рюкзаках «Бекасы» поставляются заказчикам. Выпускаются рюкзаки на предприятиях Тамбовской области.

— Расскажите о финансировании предприятия «Бекас». Где вы берёте деньги на производство квадрокоптеров? Имеет ли региональный фонд «Развитие Тамбовщины» к этому какое-то отношение?

— Финансируется производство «Бекасов» за счет пожертвований, а также средств граждан, волонтерских организаций, коммерческих структур, которые приобретают квадрокоптеры для оказания помощи своим подшефным войсковым частям и подразделениям. Из фонда «Развитие Тамбовщины» производство «Бекасов» не финансируется.

— Есть ли какая-то обратная связь от бойцов, которые пользуются вашими беспилотниками в зоне СВО?

— Предприятие «Бекас» регулярно взаимодействуют со своими заказчиками. Руководители и специалисты предприятия часто выезжают в зону СВО, принимают бойцов у себя, не говоря уже об обмене информацией по каналам связи. Это позволяет получать необходимые сведения о результатах применения «Бекасов», замечания и пожелания эксплуатантов, что называется «из первых рук», и постоянно совершенствовать производимую продукцию, в том числе под конкретные задачи.

— Вы на своём предприятии не только собираете дроны, но и обучаете операторов. Расскажите, обмениваетесь ли вы опытом с другими регионами, ведь проблема нехватки квалифицированных операторов сейчас очень актуальна.

— Это не основной наш профиль, но обучением операторов предприятие «Бекас» тоже занимается, когда к нам обращаются военные с соответствующими запросами.

Если же говорить об обмене опытом — да, такая практика есть, мы сотрудничаем с центрами подготовки операторов в других регионах. В частности, в декабре прошлого года я ездил с рабочим визитом в Чеченскую Республику, где побывал на одной из баз Росгвардии «Ахмат». На площадке «Ахмата» собрались операторы БПЛА Росгвардии со всего региона.

Затем в феврале этого года аналогичная рабочая встреча состоялась в крымском центре по обучению и переподготовке операторов дронов. А буквально спустя две недели после этого к нам в Тамбов приезжал из Нижнего Новгорода Дмитрий Мосолков, который является директором АНО «Центр военно-патриотического воспитания «Звено». Этот проект реализуется при поддержке Министерства обороны.

Стоит уточнить, что каждая такая встреча с коллегами – это в первую очередь ценный обмен опытом. Мы не только делимся знаниями и навыками, но предоставляем учебно-тренировочные модификации «Бекасов», чтобы операторы из разных центров подготовки впоследствии могли на наших дронах оттачивать мастерство и в дальнейшем использовать беспилотники в практических целях.

— Наверное, вопрос банальный, но сложно ли вообще производить беспилотники?

— И да, и нет. С одной стороны, конструкция FPV-квадрокоптеров хорошо известна. Они выпускаются по большей части из готовых комплектующих, хотя предприятие «Бекас» постоянно увеличивает долю продукции, производимой самостоятельно или с привлечением отечественных смежников. Но с другой стороны, нюансов при выпуске дронов тоже достаточно. Нужно не только спаять и скрутить винтами все компоненты, но и правильно настроить дрон. Это своего рода искусство. Специалистам «Бекаса» приходится следить за постоянно обновляющимися комплектующими и программным обеспечением. Кроме того, каждый квадрокоптер нужно обязательно облетать, а затем исправить дефекты, если они выявлены. Ведь все понимают, для чего предназначаются эти аппараты, поэтому брак здесь недопустим. Вот и получается, что производство дронов — вовсе не простая задача, с которой, тем не менее, предприятие «Бекас» успешно справляется.

— Сколько дронов предприятие «Бекас» производит ежемесячно?

— К настоящему времени ежемесячный выпуск «Бекасов» вырос и составляет 350-400 единиц, в зависимости от количества заказов и размера добровольных денежных поступлений. В феврале 2024 года, в связи с увеличением объема продукции, производство «Бекасов» было переведено с территории ОАО «Тамбовский хлебокомбинат» на другую промышленную площадку.

— Как вы доставляете квадрокоптеры в зону СВО?

— Для того, чтобы дроны поступали на линию боевого соприкосновения в кратчайшие сроки, у нас есть несколько вариантов доставки: самостоятельная отправка, через транспортные компании, с помощью волонтеров и средствами заказчиков.

— Вы рассказали об уже выпускаемых модификациях квадрокоптеров, а есть ли в ближайших планах производство дронов с новыми характеристиками?

— Предприятие «Бекас» работает и на перспективу. Сейчас проходят испытания новой модели квадрокоптера грузоподъемностью 4-4,5 кг. Специалисты трудятся и над внедрением технологий, позволяющих обеспечить защищенность каналов управления и видеосвязи от воздействия средств радиоэлектронной борьбы противника.

— И, в заключение, давайте поговорим в целом о проблематике производства FPV-дронов. Говорят, что их сегодня выпускается всё же недостаточно. Если так, то что нужно предпринять для увеличения поставок таких аппаратов в зону проведения СВО?

— Действительно, обеспеченность FPV-дронами Вооруженных сил РФ и других войск в зоне проведения СВО явно недостаточна. Хотя в течение последнего года предприняты определенные усилия в данном направлении — как со стороны Министерства обороны РФ, так и инициативных групп, освоивших производство FPV-квадрокоптеров. Ранее потребность в таких БПЛА оценивалась экспертами в 100-120 тысяч единиц в месяц. Однако в последнее время, с учётом резко возросшего количества FPV-дронов, имеющихся у противника, данную оценку следует увеличить, как минимум, вдвое.

Поэтому сегодня крайне необходимо нарастить производство FPV-дронов. Для этого нужно всячески поддерживать их выпуск в инициативном порядке. Целью должно являться производство дополнительно не менее 100-120 тысяч единиц квадрокоптеров в месяц, что соответствуют порядка 1000 единицам на один субъект Российской Федерации и в 2-3 раза большему количеству для наиболее крупных регионов. При этом для производства 1000 единиц дронов в месяц достаточно небольшого коллектива численностью примерно в 15 человек и 50 млн рублей ежемесячно при средней стоимости одного квадрокоптера в 50 тысяч рублей. Эта сумма является приемлемой для регионов. Тем более, что она не потребует дополнительных бюджетных расходов. Часть затрат возьмёт на себя бизнес, а часть средств можно изыскать путём сокращения бюджетных расходов, отказавшись от некоторых необязательных из них. Например, от ряда праздников и массовых мероприятий, чрезмерного украшения и сезонного озеленения городов.

Всего же в расчете на год для дополнительного выпуска FPV-дронов потребуется порядка 60-70 млрд рублей.

Государство может здесь взять на себя поддержку и координацию инициативного выпуска FPV-дронов по целому ряду направлений. Речь может идти о выработке единых тактико-технических характеристик для подобных БПЛА, например, какова должна быть грузоподъемность — 2, 3 или 4 кг и максимальная дальность — 7, 10 или 15 км. Другие направления возможной координации — это определение требований к качеству продукции и централизованная закупка комплектующих.

Дроны «Бекас» — наш вклад в будущую общую победу. И если инициатива по производству FPV-дронов — наша и других групп энтузиастов — будет поддержана и расширена, то уверен, что победа придёт быстрее!

Более подробно с квадрокоптерами «Бекас» можно познакомиться на сайте bekasdron.ru и в телеграм-канале t.me/bekasdron.

Екатерина МУРАТОВА