Почему выпускнику интерната важно найти своего наставника?

14 мая, 14:32 Арина Орлова Прочитали 994 раза
Согреть сердцем

В наши дни остается актуальным вопрос о наставничестве как об отношениях, в которых опытный и знающий человек передает свои знания и опыт менее опытному, помогая ему усвоить определенные навыки. Того, кто передает свои знания и опыт, и называют наставником.

Наставничество в нашей стране не является чемто новым. В советское время эти отношения были широко распространены в сфере профессиональной подготовки. В наше время опыт и знания, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться не только профессиональной тематики, но и широкого круга вопросов личного развития.

СОРИЕНТИРОВАТЬ ПО ЖИЗНИ

Участие наставников в жизни воспитанников интернатных учреждений является важным условием их вхождения в мир. Ведь эти ребята испытывают трудности не только в выборе профессии и поиске работы, но и в самообслуживании, в умении правильно распоряжаться деньгами, выстраивать дружеские отношения, отличать искреннюю симпатию и привязанность от пустого времяпрепровождения.

Находясь в интернатном учреждении под постоянным контролем воспитателя и при полном обеспечении, дети не задумываются о вещах, которые нам кажутся совершенно привычными: откуда берутся деньги, как составить свое меню, что нужно купить в первую очередь, а что потом, какая профессия дает возможность больше зарабатывать, и что нужно сделать для того, чтобы ее получить. Когда же воспитанник выходит в жизнь и на него «обваливаются» разом эти вопросы, он просто теряется, делает ошибки, иногда непоправимые. Можно сказать, что подросток выброшен в бурное море жизни без спасательных средств.

НАУЧИТЬ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ

У детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует мотивация хорошо учиться, достигать успехов в других сферах деятельности. Они много тревожатся, у них мало по-настоящему радостных моментов в жизни. В детских домах между мальчишками и девчонками складываются особые отношения, в которых почти нет привязанности, даже между кровными братьями и сестрами. Но живя бок о бок с другими ребятами, дети вынужденно общаются, ощущают схожесть положения, когда рядом нет близких людей. Покинув стены детского дома, воспитанники испытывают одиночество, если рядом нет детей, с которыми они выросли в одном учреждении. А дружить с теми, кто живет в семье, трудно. Поэтому бывшие выпускники ищут друг друга, надеясь на понимание и поддержку однокашников.

Сложными остаются отношения с противоположным полом. Хочется нравиться, быть любимым, но трудно распознать, где искренние отношения, а где - сиюминутная симпатия, которая быстро проходит, когда появляются трудности. В этом смысле в большей мере страдают девушки, оставаясь с детьми на руках без помощи горе-отца и мужа.

НЕ ОБМАНУТЬ ОЖИДАНИЯ

Очевидно, что выпускнику интернатного учреждения очень нужен взрослый человек, который готов помочь, поддержать, дать совет. Но при этом наставник должен осознавать, что его отношения с молодым человеком выходят за рамки формальных и не имеют четких временных границ. Необходимо понимать, что владение инновационными технологиями, широкий кругозор, высокие моральные качества не гарантируют успеха в работе с подростком. Молодой человек хорошо чувствует, действительно ли наставник заинтересован в его успешной адаптации, или он просто выполняет свои обязанности. Подросток будет доверять педагогу, если он «борется» за него так же, как за своего родного ребенка, не считаясь с потраченным личным временем, неприятностями, спорами с коллегами. Но опускать руки наставник не имеет права, иначе подросток останется один на один со своими проблемами без помощи и поддержки. Жизненная стойкость, выдержка, личный пример, вера наставника в «своего ребенка» будут способствовать изменению молодого человека в лучшую сторону. Наставник не имеет права обмануть ожиданий своего подопечного, потому что тот будет считать это предательством.

Поддерживая взрослого «ребенка», наставник может столкнуться с негативным жизненным опытом своего подопечного, который способен отталкивать, вызывать непонимание.

 СТАТЬ ДРУГОМ

Очень часто выпускники, особенно те, у кого нет родных, либо они есть, но интереса к своему родственнику не проявляют, интуитивно привязываются к работникам детского дома, особенно к воспитателям. Ведь на протяжении многих лет нахождения в интернатном учреждении именно они заботятся о ребенке, сопереживают ему. Как воспитатель детского дома я знаю много примеров, когда мои коллеги стали для своих выросших воспитанников и наставниками, и друзьями, и просто близкими людьми по жизни.

У меня тоже сохраняются добрые отношения с некоторыми моими бывшими подопечными, хотя одна из них уже мама двоих детей, а другой - офицер. Несмотря на то что они уже давно не дети, им все равно нужны теплое слово, совет, помощь.

Я считаю, что наставничество в сфере взаимоотношений с выпускниками интернатных учреждений надо развивать. Но при этом необходимо помнить о том, что наставником может быть компетентный человек, знающий особенности детей, выросших без родительской любви и ласки, и готовый помогать им не формально, а согревать своим сердцем.

Елена АЛЕКСАШИНА, социальный педагог Казачьей кадетской школы-интерната имени графа И.И. Воронцова-Дашкова

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер