USD102.81-0.63
EUR106.10-0.15

«Русская дуга»: знакомый незнакомец

Арина Орлова Прочитали 3215 раз(а)

В арт-студии Центральной городской библиотеки имени Н.К. Крупской Тамбова гостит коллекция деревянных дуг и поддужных колокольчиков Михаила Никольского.

На III Покровских чтениях, прошедших в Центральной городской библиотеке имени Н.К. Крупской, М.В. Никольский выступил с интереснейшим докладом, который познакомил собравшихся с историей поддужных колокольчиков, ведущих свой род от новгородского вечевого колокола, и знаменитыми центрами колокололитейного дела.  Он провел экскурсию в арт-студии, где в выставочных витринах и на стеллажах размещены экспозиции.  Всем, кому не довелось услышать рассказ коллекционера, мы предлагаем познакомиться с необычной выставкой, уникальной в своем роде.  Почему? Давайте попробуем вас заинтересовать.

Знали ли вы, что привычная часть конской упряжи – деревянная дуга – исконно русское изобретение, которое больше нигде не встречалось?  Дуга должна была смягчить езду по ухабистым русским дорогам за счет того, что гужи (кожаные петли), соединяющие хомут, дугу и оглобли,  растягивались.

Хорошая дуга была гордостью хозяина, так как ее изготовление было делом непростым, о чем можно прочесть в басне И.А. Крылова «Трудолюбивый медведь». Заготовку надо было распаривать, а потом сгибать, подобно луку. Дуги раскрашивали золотой краской, а со второй половины девятнадцатого века появились живописные дуги – с гроздьями винограда, красными розанами, птицами. Такие «праздничные» дуги были украшением на масленичных гуляниях, в свадебных тройках. Кстати, для тройки и для одиночной упряжки дуги были разными.

В коллекции Михаила Никольского вы увидите как праздничные, ярко расписанные  дуги Черноземья и Архангельской губернии начала двадцатого века, так и обычные, «рабочие» крестьянские  одноцветные экземпляры.

А знакомо ли вам выражение «Не видно не зги»? Так вот, «зга» – как раз та самая металлическая петля в середине дуги, к которой крепился колокольчик. История поддужных колокольчиков завораживает. Их звон  воспет в стихах А. Пушкина, Я. Полонского, Ф. Глинки, С. Есенина, А. Толстого, знаменитых романсах А. Алябьева, П. Булахова, А. Верстовского. Звук колокольчика означал и путников-гостей, и почту, которую доставляли ямщики. Про «ямскую гоньбу» – государственных кучеров - следует рассказать отдельно, так как их история неотделима от истории поддужного колокольчика. Ямскую повинность исполняли тягловые крестьяне и городские люди. Для ямщиков создавались поселения, знакомые нам в названиях «ямская слобода». Грузы и людей ямщики перевозили до станции на трактах, где меняли лошадей. О своем приближении они оповещали свистом, так как европейский почтовый рожок у нас не прижился. За свист ямщиков штрафовали, и вот тут появился колокольчик как сигнальное средство. Да так полюбился всем, что его стали использовать, кроме ямщиков, и вольнонаемные экипажи. И несмотря на запреты Сената и штрафы, с колокольчиком ездили все!

Такая любовь к колокольчику и его распространению связана с особым отношением к колоколам как к явлению национальной культуры, что подчеркивал в своем рассказе М. Никольский. Например, коллекционер пояснил, что тот самый «малиновый звон» никак не связан с ягодой, а берет название от бельгийского города Малин, где отливались очень качественные колокола. До нас дошло в сохранности образцовое звучание колокольни в Ростове Великом, а ведь поддужные колокольчики являлись в своем роде «младшими братьями» церковных колоколов.

В удивительной коллекции Михаила Никольского есть и безымянные колокольчики, и экземпляры с отлитыми на них надписями и декоративными элементами (их научились делать с 1802 года). Что только не прочтешь на колокольчиках! И место изготовления, и фамилию мастера, и присказку, и частушку. Например, их украшали такими изречениями: «Езжай – поспешай, звони – утешай», «Звону много – веселей дорога», «Купи – не скупись, езди – веселись». Последнее, кстати, Михаил Викторович объяснил тем фактом, что колокольчик от хорошего мастера стоил дороже лошади, на дуге которой он звенел.

На выставке можно увидеть колокольчики самых известных центров колокололитейного производства – Валдай, Пурех, Касимов. Здесь же – веселые бубенцы, звон которых ямщики подбирали в созвучии с поддужным колокольчиком. Это называлось «ямская гармонь».

И наконец, еще один аргумент посетить выставку «Русская дуга» - поддужных колоколов до нас дошло менее одного процента. Получается, что даже греческих и римских монет у нас больше. Надеюсь, мы вас убедили по-новому взглянуть на наших «знакомых незнакомцев».  Напоминаем, что выставка работает до 12 декабря.

Анна СЕМЕНОВА, главный библиотекарь Центральной городской библиотеки имени Н.Н. Крупской