USD79.75-0.56
EUR91.30+1.33

В будущее с Надеждой

Арина Орлова Прочитали 4214 раз(а)

К 155-летию со дня рождения Надежды Константиновны Крупской

Имя Надежды Константиновны Крупской носит Центральная библиотека нашего города. Люди старшего поколения помнят ее как жену и соратницу В.И. Ленина, организатора и руководителя Октябрьской революции 1917 года в России, создателя первого в мировой истории социалистического государства. Молодому поколению деятельность Крупской практически не известна. В преддверии юбилея предлагаем узнать о ней побольше.

В истории сохранился образ немолодой грузной женщины. Однако такой она была далеко не всегда. Ее одноклассница Ариадна Тыркова пишет: «У Нади была белая, тонкая кожа, а румянец, разливавшийся от щек на уши, на подбородок, на лоб, был нежно-розовый». Сама же она говорила о себе: «Я под стать русской природе, нет во мне ярких красок». Последние годы в интернет-сообществе пользуется успехом забавная картинка. Рядом помещены изображения Надежды Крупской и известной актрисы Скарлетт Йоханссон. Но не будем забывать про команду стилистов и фотохудожников, участвовавших в создании портрета Йохансон. Крупская противостоит этой команде в одиночку.

Позже болезнь наложила отпечаток на внешность Надежды Константиновны. Весной 1913 года Ленин пишет Максиму Горькому: «У меня невзгоды. Жена заболела базедовой болезнью». Обеспокоенный состоянием супруги, Ленин везет Крупскую в Швейцарию, где ей делают операцию, последствия которой с возрастом и дали отеки шеи, лица и характерные глаза навыкате, которые мы видим на ее фотографиях в пожилом возрасте.

Целью своей жизни Крупская видела преобразование, улучшение жизни в России. Пережившую войны и революции страну необходимо было восстанавливать. В первую очередь Надежду Константиновну беспокоило положение женщин и детей. В статье «Война и деторождение» (1920) она пишет: «Государство должно взять на себя не только охрану материнства и младенчества, не только заботу о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, где бы дети получали уход, пищу, развивались, учились».

Вместе с наркомом здравоохранения Д.И. Ульяновым Надежда Константиновна вела большую работу по санитарному просвещению населения. Миллионам советских детей она спасла жизнь введением в ежедневное использование резиновых пустышек. Раньше матери использовали вместо этого «успокоительного» средства мякиши хлеба, где могла оказаться спорынья, которая вызывала тяжелейшее воспаление у детей.

Крупская всегда стояла за широкое вовлечение женщин в производственную и общественную жизнь. Уже в 1917 году она предложила программу организации широкой сети яслей, детских садов и детских площадок. Нам трудно представить, но детские площадки раньше выглядели совсем не так, какими мы их видим сегодня. Они были приписаны к немногочисленным городским паркам, иногда были платными. Крупская же считала, что следует организовать как можно больше детских площадок не только в парках и скверах, но и при школах, и во дворах.  По ее инициативе на площадках стали появляться горки и «устройства для балансирования», всем известные «лазилки».

Свои стремления в педагогике она соотносила с созданием нового общества и воспитанием человека, который будет созидать и совершенствовать мир вокруг себя. В первые годы советской власти в стране развернулась массовая кампания по ликвидации неграмотности. В эти годы Надежда Константиновна работала в Государственной комиссии по просвещению. С 1929 года и до конца своих дней она занимала пост заместителя народного комиссара по просвещению. Так или иначе, Крупская руководила народным образованием СССР более двадцати лет.

Она советовала приучать детей к труду с ранних лет, чтобы воспитывать у них дисциплинированность, коллективизм, сознательное отношение к работе. Трудовое воспитание учащихся она тесно связывала с политехническим образованием, полагала, что человек не должен быть «всю жизнь прикован к какой-нибудь одной узкой специальности, а мог бы применять свои силы в разных областях труда». Ее принципы трудового воспитания ныне претворились в установку «ранней профориентации ученика».

Идеи Крупской шли вразрез с идеями и методами Антона Макаренко. Она хлестко назвала колонию имени Горького «рабской и крепостнической школой», считала, что методы воспитания, основанные на принуждении и наказании, недопустимы. А хозрасчет, введенный Макаренко в коммунах, имел, по ее мнению, капиталистическую мотивацию труда.

 Надежда Константиновна, по сути, выступила строителем внешкольного образования в масштабах всей страны. Она разработала теорию коллективного воспитания и пионерского движения, комсомола, женского движения, движений за просвещение всех народов страны на родном языке, а также стояла у истоков многих существующих и поныне газет и журналов России.

За небольшой промежуток времени в стране была создана многоступенчатая система государственного воспитания и образования. Одни ее идеи так и не были воплощены в жизнь, другие находят применение сегодня (бесплатное питание школьников, бесплатная раздача учебников, создание летних школ). Но в том, что СССР стал первым государством мира с широко развитой сетью учреждений профессионального образования, безусловно, есть и ее заслуга.

С именем Крупской неразрывно связана история становления и развития библиотечного дела в СССР. В первые годы советской власти была проведена национализация книжных коллекций дворян и помещиков, библиотек бывших государственных и общественных учреждений. Декрет «Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР» 1918 года регулировал работу по охране библиотечных книжных и архивных ценностей. Уже 1 июля 1919 года в ведении Наркомпроса находилось около тридцати тысяч библиотек разного типа, а в 1921 году - пятьдесят тысяч библиотек и читален. Библиотечное дело приобрело государственный характер, была создана централизованная система руководства библиотечным делом. За двадцать два года, которые Крупская занималась библиотеками, она добилась того, чтобы люди имели книги в шаговой доступности.

Введение всеобщего начального и переход в конце тридцатых годов к всеобщему обязательному обучению в объеме средней школы повысили значение самостоятельной работы учащихся над книгой. Постановление СНК СССР «О развертывании сети школьных библиотек и издании литературы для них» 1936 года способствовало расширению сети школьных библиотек, детских отделений при массовых библиотеках и самостоятельных детских библиотек. Так, число школьных библиотек возросло с 45,2 тысячи в 1934 до 144,4 тысячи в 1938 году.

В 1920 году Крупская становится первопроходцем советской цензуры. В должности председателя Главполитпросвета при Наркомпросе она рассылает инструкции по изъятию из общественных библиотек «идеологически вредной и устаревшей литературы». По ее распоряжению под нож попадают Кант, Шопенгауэр, Декарт, Лесков, Платон, Чарская и другие. Позже она безоговорочно оценивала это действие как свою личную ошибку. Хотя нельзя не признать, что чистка фондов библиотек была необходима. За две войны и две революции в них скопилась масса устаревшей агитационной литературы.

Надежда Константиновна всегда старалась помочь просителям. Именно к ней обратился в 1921 году приехавший из Киева Михаил Булгаков. Именно она добилась для него «большой 18-метровой комнаты где-то в районе Садовой». Так писатель получил комнату в теперь известной всем «нехорошей квартире» по улице Садовой.

Со временем статус «жены Ленина» стал обозначать не столько семейное положение, сколько государственную должность. И эту работу она выполняла достойно. Никому и никогда она не сообщила ничего, что шло бы вразрез со сложившимся образом «вождя революции».

После 1920 года Ленин все чаще болел. Жена оставалась единственной ниточкой, связывающей слабеющего вождя с окружающим миром и властью. Отвечая через газету «Правда» на лавину писем, хлынувшую в ее адрес после смерти Ленина, Надежда Константиновна просила не давать своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности, призывала во всем проводить его заветы.

До последнего дня жизни она много работала и сохраняла оптимизм: «Мне совсем не плохо жить. Напротив, я очень счастлива, что мне пришлось пережить революцию, очень люблю свою теперешнюю работу, мне очень хорошо жилось в личном отношении. А если бывали тяжелые минуты, то у кого их нет. Жизнь кипела все годы и била через край. Нет, мне жаловаться не приходится».

Наталья МАКЕЕВА, ведущий библиограф Центральной городской библиотеки имени Н.К. Крупской