История: день за днем.
21 ноября
1935 год. Состоялось первое присвоение звания Маршала Советского Союза.
После Октябрьской революции все воинские звания и знаки отличия, в том числе и награды, были отменены как символы неравенства. До 1935 года командиры Красной армии и Военно-морского флота различались по занимаемым должностям, что приводило к путанице.
В сентябре 1935 года постановлением Совета народных комиссаров и Центрального исполнительного комитета СССР в Красной армии и на флоте были установлены персональные звания военнослужащих, высшим из которых стал Маршал Советского Союза (до 1946 года, когда было установлено звание Генералиссимуса).
Первыми это звание 21 ноября 1935 года было присвоено наркому обороны Климу Ворошилову, начальнику Генерального штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии Александру Егорову и трем полководцем гражданской войны - Василию Блюхеру, Семену Буденному и Михаилу Тухачевскому.
Всего за более чем пятьдесят лет существования звания его присваивали 41 раз, из них: профессиональным военным - 36, политическим деятелям, занимавшим военные должности, - пять (Иосифу Сталину, Лаврентию Берии, Николаю Булганину, Леониду Брежневу и Дмитрию Устинову).
В 1993 году законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» было учреждено звание Маршал Российской Федерации. Оно присваивается Президентом РФ за особые заслуги перед государством.
Первым и единственным Маршалом РФ в ноябре 1997 года стал министр обороны РФ Игорь Сергеев.
22 ноября
1960 год. Была выпущена первая партия малолитражных легковых автомобилей «Запорожец».
Проект ЗАЗ-965, прототипом которого стал итальянский FIAT 600, был разработан на Московском заводе малолитражных автомобилей. Советские инженеры внесли в конструкцию итальянской малолитражки массу изменений, полностью адаптировав ее к отечественным дорогам. Особенностью «Запорожца», или, как его называли в народе, «Горбатого», было расположение двигателя. Он устанавливался позади пассажирского салона.
22 ноября 1960 года с конвейера Запорожского завода «Коммунар» сошла первая партия ЗАЗ-965.
Стоил автомобиль тысячу восемьсот рублей - примерно двадцать средних размеров заработной платы в СССР в то время. Инвалиды Великой Отечественной войны получали ЗАЗ-965 с ручным управлением бесплатно, но продать его они не могли.
«Запорожец» был очень экономичным - расход бензина на сто километров пробега составлял всего четыре с половиной литра. Автомобиль также обладал хорошей проходимостью и был прост в обслуживании и ремонте.
Всего за почти десять лет производства было выпущено свыше 300 тысяч ЗАЗ-965 различных модификаций.
23 ноября
1917 год. Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих и солдатских депутатов утвердил декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».
Упразднялись все существовавшие в Российской империи сословия, а также звания, титулы и гражданские чины. Вводилось общее для всего народа страны наименование - гражданин Российской республики.
Согласно декрету, все имущество дворянских обществ передавалось земским самоуправлениям, а купеческих и мещанских - городским самоуправлениям.
24 ноября
1905 год. Началось Севастопольское восстание - крупнейшее в истории русского флота вооруженное выступление матросов и солдат во время революции 1905 года.
Мятеж был организован социал-демократическим организациями Крыма. К нему присоединились матросы флотской дивизии, часть солдат 49-го Брестского пехотного полка и рабочие адмиралтейства, а позднее - матросы крейсера «Очаков» и броненосца «Святой Пантелеймон» (бывший «Потемкин»). Возглавил восстание капитан второго ранга Петр Шмидт. Под контролем митингующих оказалось двенадцать боевых кораблей.
28 ноября к Севастополю подошли царские войска, кроме того, к подавлению восстания были привлечены орудия крепостной артиллерии города и 22 корабля. Вечером того же дня, когда восставшие отвергли ультиматум о капитуляции, по их кораблям и казармам был открыт огонь. Мятеж был подавлен на следующий день.
Были арестованы более двух тысяч человек. Петр Шмидт и другие руководители восстания были приговорены к смертной казни, еще четырнадцать человек - к бессрочной каторге, 103 человека - к каторжным работам, 151 человек направлен в дисциплинарные части, более тысячи человек наказаны без суда.
1717 год. Петр I издал указ о запрещении появления на улицах нищих.
Бродяжничество и нищенство всегда были болезненной проблемой в России. Еще в 1682 году царь Федор Алексеевич издал указ, которым предписывалось «разобрать» московских нищих: больных разместить в «шпитальнях или богодельнях», а здоровых устроить на работу, «чтобы впредь по улицам бродящих и лежащих нищих не было».
В 1691 году Петр I приказал высылать из столицы нищих, уделяя особенное внимание тем, кто притворялся калеками. А тех нищих, кто «впредь объявятся…в том же нищенском образе и притворном лукавстве …учинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в ссылку в дальние сибирские города».
Спустя четырандцать лет появился новый указ, согласно которому нищих предписывалось приводить и «чинить их наказанье, и всякого чина людям заказывать, чтоб тем бродящим милостыни никто не давал, а кто хочет милостыню подавать, пусть подает в богадельни. А кто не послушается и будет подавать милостыню бродящим нищим, таких хватать, приводить в Монастырский приказ и брать с них пеню по указу».
В ноябре 1717 года указом императора нищим и вовсе было запрещено появляться на улицах.
25 ноября
1942 год. Было подписано советско-французское соглашение, положившее начало формированию знаменитой эскадрильи «Нормандия-Неман».
В Советский Союз прибыли 72 французских добровольца - пилоты и авиационные техники. Первым командиром эскадрильи «Нормандия» был известный французский пилот Жан Луи Тюлян (погиб в бою летом 1943 года).
В апреле 1943 года французская эскадрилья начала вести боевые действия в составе 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии Западного фронта. Летом 1943 года был сформирован 1-й отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия». Он состоял из четырех эскадрилий: «Руан», «Гавр», «Шербур» и «Кан».
В 1944 году за героизм, проявленный в боях при форсировании реки Неман, авиаполк стал называться «Нормандия-Неман».
Во время Великой Отечественной войны пилоты этого соединения совершили более пяти тысяч боевых вылетов, провели свыше восьмисот воздушных боев и сбили около трехсот самолетов противника. Правительство СССР наградило полк «Нормандия-Неман» орденами Красного Знамени и Александра Невского, а французское - Почетного легиона, Крестом войны с шестью пальмами, Крестом освобождения и Военной медалью. 83 французских летчика были награждены советскими орденами и медалями, четверо стали Героями Советского Союза.
По материалам из открытых источников