31 марта на вооружение Красной Армии встал известный во всем мире танк, ставший самой массовой машиной в истории танкостроения и без преувеличения лучшим средним танком Второй Мировой войны, – Т-34.
Пожалуй, и формата книги будет мало для того, чтобы описать сложную предвоенную и не менее сложную военную судьбу этой машины. В некоторых странах, к примеру, в Йемене, он стоит на вооружении и успешно ведет боевые действия и в наши дни.
Но для нас судьба Т-34 неразрывно связана с Победой в Великой Отечественной войне. Своим огнем и маневром танк вел за собой в атаку наших пехотинцев, броней сдерживал удары растерявшихся асов из панцерваффе, на полной скорости ходил в лихие атаки на полях под Курском против тяжелых «Тигров» и «Пантер». А в конце войны, наматывая на гусеницы сотни километров восточноевропейских дорог и расстреливая по пути из нового мощного орудия уже «королевских» «Тигров», довез наших танкистов до площадей и улиц Берлина.
Средний танк Второй Мировой войны Т-34 наряду с самолетом-штурмовиком Ил-2, реактивной установкой залпового огня «Катюша» и автоматом ППШ стал символом Победы Красной Армии в Великой Отечественной войне. Тридцатьчетверки имели оптимальную для своего времени конструкцию, современный двигатель и мощное вооружение, в бою были быстры и маневренны, просты в изготовлении, эксплуатации и ремонте, став лучшим средним танком среди себе подобных.
На пороге войны
К концу тридцатых годов грядущий мировой конфликт обретал все более четкие очертания, страны Европы усиленно вооружались. Со времен неповоротливых «стальных монстров» Первой Мировой сменилось уже целое поколение бронемашин и танков, в прошлое постепенно уходили и разработки начала тридцатых.
Гражданская война в Испании 1936-1939 годов, в которой СССР помогал республиканцам советниками и боевой техникой, показала, что советские легкие танки пробиваются малокалиберными скорострельными автоматическими пушками и даже крупнокалиберными пулеметами. Стране требовалась боевая бронированная машина, уверенно действующая в прорыве и в обороне. Как оказалось, танки БТ этого дать уже не могли. Нужна была машина проходимая и с противоснарядным бронированием, надежно держащая удар новых и гораздо более могущественных противотанковых орудий, чем немецкие 37-миллиметровые «колотушки». Требовался современный средний танк, превосходящий тяжелые КВ в подвижности, но не уступающий им в огневой мощи и бронезащите.
До появления тридцатьчетверки основным средним танком советских войск был Т-28 - машина в целом неплохая и во многом даже превосходившая немецкие аналоги. Но недостатки этой модели были слишком уж очевидными, а к 22 июня 1941 года и вовсе перекрывали все достоинства. Сложность конструкции и низкое качество сборки на заводах приводило к тому, что танки очень часто ломались, а трехбашенная компоновка ставила определенные ограничения на увеличение толщины брони. К началу войны танк уже явно устаревал, и модернизировать его было просто некуда.
Исправить недостатки машины советские танкостроители попытались в танке Т-29 с комбинированным колесно-гусеничным движителем. Экспериментальная модель показывала отличные скоростные характеристики, разгоняясь до 80 километров в час на колесах, и давала возможность совершать более длительные марши, чем «классические» гусеничные танки. Но и в Т-29 были все те же проблемы: сложность конструкции, трехбашенная компоновка, ограниченные возможности для броневого усиления.
15 августа 1937 года Совет народных комиссаров СССР обязал Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) Красной Армии «спроектировать и изготовить опытные образцы и подготовить к 1939 году производство для серийного выпуска быстроходных колесно-гусеничных танков с синхронизированным ходом».
Работы над новой машиной начались в Харьковском КБ завода №183 под руководством легендарного «отца» танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина. Уже опытный в ту пору конструктор, доведший, как у нас принято говорить, до ума легкий БТ-7, с энтузиазмом возглавил работы по новому танку. В короткие сроки харьковчане предложили целых два варианта будущей машины с индексами А-20 и А-32. «Двадцатый» оказался легче, чем нужно, и не имел потенциала к модернизации, а вот «тридцать второй» военным понравился.
«Первая ласточка»
Такими словами у стен Кремля встретил И.В. Сталин новенькие, производившие хорошее впечатление, приземистые и крепко сбитые машины во время их показа высшему руководству СССР 17 марта 1940 года. А уже 31-го числа танк встал на производственные линии, стране требовалось как можно больше первоклассных машин.
Еще в январе 1940 года А-32 превратились в Т-34, броня была увеличена до 45 миллиметров и имела рациональный угол наклона, что повышало ее стойкость, а 45- миллиметровое орудие сменила мощная 76-миллиметровая пушка Л-11, которую чуть позже заменили на Ф-34 с лучшими характеристиками. Имелась у экипажа и пара пулеметов ДТ.
В кошкинском КБ царила творческая атмосфера соревновательности различных предложений. Сам конструктор и его первый зам удачно дополняли друг друга. Энергичный, креативный и коммуникабельный Кошкин генерировал идеи и активно продвигал проект, в том числе, на самых высших уровнях власти. Морозов, с полуслова понимавший шефа, технически вел разработку танка, не упуская малейших нюансов.
В ночь на 6 марта 1940 года в режиме строжайшей секретности бронемашины отправились своим ходом из Харькова в Москву. История перегона первых двух «ласточек» вне дорог общего пользования даже легла в основу художественного фильма, который, впрочем, больше похож на вымысел.
Предусмотрительный Кошкин включил в состав колонны два тяжелых гусеничных тягача «Ворошиловец», которые вскоре пригодились - под Белгородом у одной из тридцатьчетверок вышел из строя главный фрикцион. На одной машине Кошкин прибыл 12 марта 1940 года на машиностроительный завод №37 в подмосковном Черкизове, где второму танку тоже понадобился небольшой ремонт.
Водители-испытатели Носик и Дюкалов, сидевшие за рычагами двух машин все 750 километров пробега, продемонстрировали и неплохую маневренность танка перед военным руководством. Также испытания танка шли в Кубинке и даже на остатках противотанковых укреплений поверженной «линии Маннергейма». Лишь одно событие омрачило рождение легенды: от пневмонии скончался М.И. Кошкин, когда уже простуженный сильно промок, помогая вытаскивать застрявший Т-34 на переправе. Его дело развития новой боевой машины продолжил А.А. Морозов – соратник и ученик.
Запрет производства Т-34
Тридцатьчетверки прошли испытания на танковом полигоне в подмосковной Кубинке, после чего 31 марта 1940 года Комитет обороны поручил ХПЗ и Сталинградскому тракторному заводу (СТЗ) начать серийное производство танков Т-34. Первые бронемашины сошли с конвейера завода №183 в июне 1940 года, а с сентября тридцатьчетверки стали поступать в части Красной Fрмии.
Первые Т-34 вызвали в РККА неоднозначные оценки. По итогам испытаний осенью 1940-го комиссия научно-исследовательского бронетанкового полигона выявила ряд конструктивных недостатков у Т-34, среди которых были, в том числе теснота боевого отделения, непригодность приборов наблюдения, ненадежность ходовой части и главного фрикциона.
Главное автобронетанковое управление РККА направило отчет специалистов заместителю народного комиссара обороны СССР маршалу Советского Союза Григорию Кулику, который дал команду военпредам прекратить приемку Т-34 на заводах.
Руководство Харьковского паровозостроительного завода при поддержке народного комиссара среднего машиностроения Вячеслава Малышева обжаловало позицию Кулика, добившись от заместителя председателя Совета народных комиссаров маршала Советского Союза Климента Ворошилова отмены обидного для себя решения.
Т-34М вместо Т-34
Устранением выявленных недостатков тридцатьчетверки руководил заместитель Морозова Николай Кучеренко, а сам конструктор приступил к разработке улучшенной модели под индексом Т-34М, проект которого был представлен на рассмотрение в апреле 1941-го.
В Т-34М были спроектированы башня и корпус улучшенной конструкции и большего объема, а также ряд других отличий от Т-34. Комиссии Главного автобронетанкового управления модификация понравилась, и на заседании Комитета обороны в мае 1941-го военные предложили вместо Т-34 выпускать Т-34М.
Малышев приказал снять Т-34 с производства и немедленно приступить к выпуску Т-34М, однако начавшаяся Великая Отечественная война заставила советскую промышленность вернуться к базовой модели, поскольку Т-34М существовал на тот момент только в чертежах.
Лучший танк
Несмотря на все хвалебные речи в адрес этой машины, Т-34 был далеко не идеальным танком. Броня была куда тоньше, чем у немецких «Пантер», да еще и имела свойство крошиться при попадании снаряда. Двигатель «у тридцатьчетверки» был чрезвычайно шумный, а из-за направленных вниз патрубков выпускной системы машина при езде по сухой грунтовке поднимала очень много пыли. Поэтому советский танк практически не имел никаких шансов застать противника врасплох.
В ранних версиях Т-34 устанавливалась четырехступенчатая коробка передач, управление которой было очень непростым и требовало немалой физической силы. До появления танков с пятиступенчатой коробкой водители танков часто управляли машиной вместе с радистами - до того трудно было перемещать рукоятку. А главный фрикцион (муфта сцепления), напротив, был «нежным»: когда неопытные мехводы слишком резво трогались с места, эта деталь часто выходила из строя.
Можно вспомнить еще около десятка мелких недочетов: плохую обзорность изнутри машины, плохо организованный отвод газа из боевого отделения (по этой причине многие стрелки в интенсивном бою часто падали в обморок), громко лязгающие и часто рвущиеся на маршах гусеницы... Но несмотря на все вышеперечисленное, Т-34 стал настоящим кошмаром для немецких войск.
Не очень толстая, всего 45 миллиметров, броня благодаря углу наклона практически не пробивались 37- и 50-миллиметровыми пушками немецких танков. Обстрелы корпусов Т-34 на испытательном полигоне показывали, что верхний лобовой лист, имевший угол наклона 60°, по снарядостойкости был равноценен вертикально расположенному бронелисту толщиной порядка 75-80 миллиметров. Благодаря такому бронированию снаряды часто попросту рикошетили от машины, создав легенду о Т-34 как о неуязвимой боевой машине.
К концу войны, когда у немецких танков наконец-то появились орудия, пробивавшие броню советского «Wunderwaffe», на первый план вышла скорость и маневренность Т-34. Наши машины как по шоссе, так и по пересеченной местности передвигались гораздо быстрее тех же «Пантер». А использование широкой гусеницы обеспечивало относительно низкое давление на поверхность (порядка 0,62 кг/см2): благодаря этому Т-34 имел отличную проходимость и очень редко застревал.
Дизельный двигатель машины, хоть и был очень шумным, получал в основном положительные отзывы от танкистов. Он был очень надежным, и его было легко ремонтировать. Имел он и еще одно преимущество: в отличие от танков с бензиновым мотором, которые иронично называли «зажигалками», при попадании снаряда в дизельный двигатель у экипажа оставалось несколько секунд до того, как машина вспыхивала.
Боевое применение в начале войны
С началом Великой Отечественной войны тридцатьчетверки приняли активное участие в боях, не произведя на немцев особого впечатления. Летом 1941-го Т-34 в ряде случаев добивались успеха, но в целом их применение было неудачным - личный состав не успел толком изучить матчасть, а общевойсковые командиры тактически неграмотно использовали бронемашины на поле боя, рассматривая их лишь в качестве танков поддержки пехоты.
Из-за недостатка эвакуационно-ремонтных средств в приграничных сражениях механизированные корпуса РККА бросали многие тридцатьчетверки, вышедшие по тем или иным причинам из строя.
Неприятным сюрпризом для вермахта Т-34 стали лишь в ходе битвы за Москву, когда после разгрома советских мехкорпусов и танковых дивизий к концу лета 1941 года тридцатьчетверки были сведены в танковые бригады, использующие метод танковых засад.
Одним из первых в РККА такую тактику на дальних подступах к столице СССР применил командир 4-й танковой бригады полковник Михаил Катуков, который с 5 по 11 октября 1941 года нанес серьезный урон наступающим 3-й и 4-й танковым дивизиям вермахта из 2-й танковой группы генерал-полковника Хайнца Гудериана - при собственных минимальных потерях.
Подчиненный Катукова, лучший советский танковый ас, Герой Советского Союза старший лейтенант Дмитрий Лавриненко большую часть своих побед (52 подбитых немецких танка) одержал, воюя на Т-34-76.
На Гудериана, считавшегося отцом немецких танковых войск, новая тактика РККА произвела серьезное впечатление. Он лично побывал в расположении 4-й танковой дивизии и осмотрел подбитые с обеих сторон танки.
Итоги Курской битвы
В крупнейшем танковом сражении Второй Мировой войны - битве на Курской дуге летом 1943-го - тридцатьчетверки вместе с остальными родами войск Красной Армии остановили наступление вермахта, понеся при этом весьма существенные потери. Назрела модернизация Т-34.
На совещании в конце августа 1943-го на заводе «Красное Сормово» с участием командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии генерал-полковником Яковом Федоренко, Малышев заявил:
- Победа в Курской битве досталась нам дорогой ценой. Неприятельские танки вели огонь по нашим с расстояния 1500 метров, наши же 76-миллиметровые танковые пушки могли поразить «тигров», «пантер» на дистанции 500-600 метров. Образно выражаясь, противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить в Т-34 более мощную пушку.
От Курска до Победы
С появлением у противника тяжелых танков, превосходящих «тридцатьчетверку» прежде всего в дальности вступления в бой, а значит – в калибре орудия и толщине брони, назрела необходимость коренной модернизации танка. Требовался «боец», чтобы он мог бороться на равных с «Пантерами» и «Тиграми». Например, под Курском нашим танкистам часто приходилось долго сближаться с танками противника, чтобы иметь возможность поразить их тонкие борта.
Но уже весной 1944 года на фронтах появляется новый Т-34, получивший индекс «85» по калибру новой пушки.
Новая башня увеличенного объема и с усиленной броневой защитой конструктивно аналогична башне опытного танка Т-43. Повысилась и общая защищенность экипажа, который увеличен до пяти человек, добавлен наводчик, командир освободился от наведения орудия, улучшены условия функционального взаимодействия членов экипажа. Показатели подвижности (быстроходность, маневренность и проходимость) танка Т-34-85 вследствие увеличения его боевой массы снизились незначительно. Основным преимуществом новой машины стало новое орудие, «шившее» ухудшившуюся к концу войны броню немецких тяжелых танков. А маневренность позволяла экипажу Т-34-85 уничтожить с тыла несколько «Королевских Тигров», пока те только пытались понять, откуда велся огонь.
Т-34-85 стал танком Победы, вынес на себе основную тяжесть боев и длинных маршей завершающего периода войны. Легендарной в то время стала надежность и ремонтопригодность машины (ее часто чинили «на коленке»).
Интенсивную службу Т-34-85 нес аж до конца шестидесятых годов во всех мыслимых земных пределах и точках света. Его характерный силуэт сложно спутать с другой машиной.
Но самое важное в биографии Т-34 – он стал символом Великой Победы. Как тогда, в 1945 году, парадный отряд этих танков каждый год проезжает 9 Мая по Красной Площади. А по всему боевому пути Красной Армии в местах самых тяжелых боев на постаментах всегда будет гордо рваться вперед наш Т-34.
*****
В ходе Великой Отечественной войны Т-34 проявил себя как один из лучших танков своего времени. Он хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте в производстве и обслуживании, был хорошо приспособлен к массовому производству. Отправной точкой к вершине славы для Т-34 стала Сталинградская битва. Именно «тридцатьчетверки» освобождали от немцев Котельниково, где базировался штаб соединений фельдмаршала Манштейна. Благодаря их натиску 300-тысячная группировка немецких войск навсегда попрощалась с мыслью вырваться из Сталинградского котла.
Быстрый, с мощной пушкой и простой в эксплуатации, Т-34 стал идеальной боевой машиной для тех условий, в которых во время войны оказались советские солдаты. Не будучи идеальным, наш танк имел сильные козыри - скорость, отлично скомпонованная броня, ремонтопригодность - и никто не мог их побить. Именно Т-34 был одним из залогов поддержки боевого духа войск Красной Армии - той самой невидимой, но важной субстанции, без которой победы бы никогда не случилось.
По материалам из открытых источников