1 апреля
1967 год. В Москве состоялась премьера фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Идея комедии возникла у режиссера, когда он прочитал статью о том, что влюбленный джигит выкрал девушку из родного дома. Сценарий к фильму был написан Яковом Костюковским и Морисом Слободским совместно с Леонидом Гайдаем.
В январе 1966 года начался подготовительный период кинопроизводства. Режиссер столкнулся с проблемой выбора актрисы на главную роль. Были сделаны свыше пятисот фотопроб, в том числе известных актрис - Ларисы Голубкиной, Натальи Селезневой, Натальи Кустинской и других, пока Георгий Юнгвальд-Хилькевич не привел на пробы артистку цирка Наталью Варлей.
Съемки картины начались 22 апреля 1966 года. Они проходили в павильонах «Мосфильма», а также в Крыму, в районе Красной Поляны и в Абхазии.
Когда фильм был снят и смонтирован, его отправили на просмотр цензурной комиссии. Советским чиновникам не понравилось ничего: ни сюжет, ни музыка, ни образы. Но картину спас Леонид Ильич Брежнев.
1 апреля 1967 года состоялась премьера «Кавказской пленницы». Фильм имел колоссальный успех: в 1967 году его посмотрели 76,54 миллиона советских зрителей.
2 апреля
1718 год. Была учреждена Тайная канцелярия.
Она была создана Петром I как орган политического сыска и суда. Тайная канцелярия занималась делами о покушении на жизнь императора, а также государственной измены и преступлениями чиновников. С 1725 года под ее юрисдикцию перешли и уголовные дела.
Первоначально канцелярия существовала параллельно с Преображенским приказом, который выполнял похожие функции, позднее оба учреждения слились в одно. Руководство Тайной канцелярией осуществлялось непосредственно Петром I, который часто присутствовал на допросах политических преступников.
В 1762 году император Петр III подписал манифест об упразднении Тайной канцелярии.
3 апреля
1836 год. Николай I принял решение о постройке Царскосельской железной дороги.
Строительство, которым руководил австрийский инженер Франц Герстнер, началось в мае того же года. И уже всего через полтора года состоялось ее торжественное открытие.
На тот момент это была первая железная дорога общественного пользования в России и шестая в мире. Первоначально она имела протяженность 26 километров и соединяла Санкт-Петербург и Царское Село, а позднее была продлена до Павловска.
Билет на проезд в вагоне первого класса стоил 75 копеек, второго класса - 50, третьего - 35 и четвертого - 20 копеек.
1714 год. Петр I подписал указ о единонаследии.
Указ «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» закрепил дворянскую собственность на землю и уравнял в правах владельцев поместий и вотчин. Согласно документу, отец мог передать свое недвижимое имущество только одному из своих сыновей или дочерей, при отсутствии детей - одному из своих родственников. Было запрещено продавать и закладывать недвижимое имущество. Движимым имуществом завещатель мог распорядиться по своему усмотрению.
В 1730 году из-за недовольства дворянства императрица Анна Иоанновна отменила указ о единонаследии.
4 апреля
1942 год. В воздушном бою был подбит самолет Як-1 лейтенанта Алексея Маресьева.
Летчик совершил вынужденную посадку на территории, занятой немецкими войсками. В течение восемнадцати суток тяжелораненный пилот ползком пробирался к линии фронта. Его нашли жители деревни Плав Валдайского района, откуда Маресьев был отправлен в госпиталь, где перенес ампутацию обеих ног. Уже в июне 1943 года летчик вернулся в строй. 24 августа 1943 года Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза.
Его подвиг лег в основу сюжета «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.
1703 год. На Олонецкой верфи был заложен первый российский парусный военный корабль Балтийского флота - фрегат «Штандарт».
Он был спроектирован амстердамским корабельным мастером Выбе Геренсом. Фрегат длиной 25,5 метра и шириной 6,8 метра был спущен на воду в сентябре 1703 года. Экипаж судна составлял 120 человек. На вооружении у «Штандарта» были восьми- и шестифунтовые орудия. В те времена этот корабль являлся сильнейшей боевой единицей Балтийского флота.
Фрегат находился в боевом строю более двадцати лет. В 1725 году он в качестве морской реликвии был установлен в Петербурге на берегу у Кронверкской гавани. Однако в 1728 году по распоряжению Екатерины I «Штандарт» был разобран.
6 апреля
Всемирный день настольного тенниса.
Инициатором учреждения праздника выступила Международная федерация настольного тенниса. Впервые он был проведен в 2015 году.
Эта спортивная игра появился в конце девятнадцатого века. В нее играли британские военные, которые несли службу в Индии и Южной Африке. Вместо ракеток они использовали крышки от сигарных коробок, мячами служили обрезанные бутылочные пробки, а вместо сетки на столе выкладывались книги.
Первый чемпионат мира по настольному теннису прошел в 1927 году в Лондоне. В 1988 году игра стала олимпийским видом спорта.
По разным подсчетам, настольным теннисом занимаются свыше 850 миллионов человек во всем мире.
1896 год. Состоялось открытие первых современных Олимпийских игр.
6 апреля 1896 года в Афинах состоялось открытие первых современных Олимпийских игр. Инициатором их возрождения был француз Пьер де Кубертен. В 1894 году в Париже был проведен конгресс, созванный по его инициативе, на котором было принято решение о создании Международного олимпийского комитета и проведении Олимпийских игр раз в четыре года.
В первой Олимпиаде приняли участие около 240 спортсменов из четырнадцати стран мира. Соревнования, в которых участвовали только мужчины, проходили по 43 видам спорта. Самые большие делегации спортсменов прибыли из Греции, Германии, Франции и Англии. Россия из-за нехватки средств в Олимпиаде не участвовала.
Первые Олимпийские игры отличались от современных тем, что на них не было ни олимпийского огня, ни золотых медалей. Победители награждались серебряной медалью, оливковой ветвью и дипломом.
7 апреля
День памяти погибших подводников.
Установлен приказом главнокомандующего Военно-морским флотом в декабре 1995 года в память о трагической гибели 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки Северного флота К-278 «Комсомолец».
Субмарина была единственной представительницей проекта «685» «Плавник». Она была заложена на предприятии в Северодвинске в 1978 году, а спустя пять лет спущена на воду.
7 апреля 1989 года в Норвежском море при выполнении задач боевой службы в отсеке подлодки произошел пожар. Около шести часов моряки-подводники боролись за спасение субмарины, однако после взрывов в отсеках она утонула.
В результате трагедии погибли 42 человека, 27 удалось спасти.
За мужество и героизм все они были награждены орденами Красного Знамени.
По материалам из открытых источников