Президент Тамбовского регионального фонда содействия бизнесу Ирина Королtва приняла участие в круглом столе. Мероприятие организовала Тамбовская областная торгово-промышленная палата совместно с Уполномоченным по защите прав предпринимателей, министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Тамбовской области, региональным управлением Роспотребнадзора и прокуратурой Тамбовской области. Модератором круглого стола выступила региональный бизнес-омбудсмен Екатерина Мовчан.
На повестку вынесли актуальные вопросы маркировки товаров в 2024-2025 годах, контроль за соблюдением законодательства в сфере маркировки товаров, позицию Роспотребнадзора и прокуратуры по этой теме и сложившуюся судебную практику. В частности, затронули вопрос контроля за маркировкой алкогольной продукции, пива и слабоалкогольной продукции. Также в ходе встречи обсудили, зачем предпринимателям нужны профилактические визиты.
- Эта тема, естественно, важна. Маркировка позволяет бороться с контрафактом, а покупатель честно и прозрачно видит товар. Из торговли уходит продукция, которая несет угрозу потребителю. Также маркировка напрямую влияет на деловую репутацию наших предпринимателей. На сегодняшний момент обо всех этих вопросах мы готовы говорить открыто, - рассказала уполномоченный по правам предпринимателей в Тамбовской области Екатерина Мовчан.
Стоит уточнить, что с 1 сентября нынешнего года обязательной маркировке подлежат растительное масло, корма для животных, вся фермерская молочная продукция, консервированные продукты, технические средства реабилитации, лекарственные препараты для ветеринарного применения, безалкогольное пиво и велосипеды.
Кроме того, с 9 августа ввели маркировку на табачные изделия. С 1 ноября необходимо будет маркировать все безалкогольные напитки, кроме соков, морсов, нектаров и напитков на растительном сырье (на эти категории товаров обязательную маркировку введут с 1 марта 2025 года).
- Тема для нас, конечно, не новая. Мы начинали ее обсуждение еще тогда, когда стали маркировать всего несколько видов товаров, и было непонятно, в какие масштабы это в итоге выльется. Если тогда мы рассуждали на тему, нужно ли это вообще и какие виды товаров стоит включать в список, то сегодня мы уже как факт должны принять, что маркировка стала всеобъемлющей. Наверное, наша основная задача сегодня – помочь предпринимателям пройти этот этап, сделать это таким образом, чтобы к ним не было вопросов со стороны контролирующих органов, чтобы были минимизированы затраты, которые понесут предприниматели, - прокомментировала президент Тамбовской областной торгово-промышленной палаты Елена Воронина.
Стоит уточнить, что теперь маркировке подлежат следующие категории товаров:
- пиво и слабоалкогольные напитки;
- безалкогольное пиво;
- безалкогольные напитки;
- упакованная вода;
- молочная продукция;
- морепродукты (икра);
- лекарства;
- табак;
- товары легкой промышленности;
- обувь;
- шубы;
- медицинские изделия;
- духи и туалетная вода;
- шины и покрышки;
- фотоаппараты и лампы-вспышки;
- биологически активные добавки к пище;
- антисептики;
- кресла-коляски;
- велосипеды.
Кроме того, прорабатывается вопрос маркировки титановой продукции, детских игрушек, радиоэлектроники, растительных масел, фармацевтического сырья и лекарственных средств, консервированных продуктов, строительных материалов, слабого алкоголя, медицинских изделий 2.0, бакалеи, технических средств реабилитации, оптоволокна, лекарственных препаратов для ветеринарного применения, кормов для животных, парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии, печатной продукции, отопительных приборов, кабельной продукции, пиротехники и моторных масел.
Важно понимать, что за нарушение правил маркировки предусмотрены серьезные штрафы. Например, за производство пива без маркировки индивидуальным предпринимателям придется заплатить от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, а юридическим лицам – от двухсот до трехсот тысяч рублей. Есть санкции и за продажу пива без QR-кодов: десять-двадцать тысяч рублей для граждан, тридцать-пятьдесят тысяч для индивидуальных предпринимателей и двести-триста тысяч рублей для юридических лиц. При этом всю произведенную и реализуемую с нарушения продукцию в обязательном порядке конфискуют.
Также в рамках круглого стола обсудили систему «Честный знак», которую используют как производители для маркировки товара, так и потребители, чтобы удостовериться в качестве приобретаемой продукции.
- Неоднократно мы обсуждали систему «Честный знак». Для чего она нужна? Это система, созданная для того, чтобы замаркировать товар и проследить его жизненный путь от производителя или импортера до потребителя. Но не у всех сейчас есть понимание того, что QR-код на товаре – это еще не все. «Честный знак» - это не только черно-белый квадратик. Если раньше мы сталкивались с тем, что предприниматели в принципе не маркировали товар, то сейчас наконец приходит понимание, что QR-коды нужны. Они позволяют потребителю отсканировать и сразу получить полную исчерпывающую информацию о данном товаре: где и когда он произведен, каким образом попал в розничную сеть, есть ли сопроводительные документы, обеспечивающие качество данного товара. На отдельно взятые товары можно увидеть даже цену, - разъяснила начальник отдела управления Роспотребнадзора по Тамбовской области Любовь Егорова.
Она также уточнила, что на официальном сайте «Честного знака» есть обучающие семинары для предпринимателей, видеоуроки по маркировке товаров и ссылки на нормативные акты.
В свою очередь местные предприниматели в рамках открытого диалога рассказали о существующих проблемах. Например, о дефиците кадров, ведь зачастую для маркировки товара требуется нанять нового специалиста или обучить старого. Многие сошлись на том, что для подготовки кадрового ресурса нужно больше времени, особенно если речь идет о маркировке фермерской продукции.
- «Честный знак» для малого бизнеса сейчас является большой проблемой. Во-первых, это нагрузка на действующих сотрудников в связи с увеличением функционала. Во-вторых, в серьезных условиях конкуренции все законодательные новшества ведут к естественному удорожанию производимой продукции. Но подобные мероприятия очень нужны и полезны для предпринимателей. Новые знакомства с руководителями надзорных органов, уверена, при помощи организованных профилактических визитов помогут ускорить и облегчить процесс перехода, - поделилась своими мыслями территориальный управляющий ООО «Стерх» Ольга Балабанова.
В свою очередь, представители надзорных ведомств заверили предпринимателей в том, что в первую очередь хотят помочь, а не выявить нарушения и наложить штрафные санкции.
- Все знают про штрафы. Но наша цель – не оштрафовать, не наказать. У нас с вами общая задача – сделать так, чтобы все были зарегистрированы в «Честном знаке», отправляли туда информацию в соответствии с предусмотренными правилами, осуществляли оборот в соответствии с законодательством. Мы с вами в одной лодке. Просто ваша цель – работать, наша – контролировать, а спрос с нас у государства одинаковый. Вопрос в том, какими инструментами мы этого будем добиваться: консультации, круглые столы, профилактические визиты или уже санкции? Поэтому к маркировке нужно отнестись серьезнее, перестроиться, научиться работать самим и обучить своих сотрудников, - высказался по этому поводу начальник отдела государственного контроля (надзора) и лицензирования министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Тамбовской области Евгений Яркин.
На важности взаимодействия предпринимателей с надзорными органами сделал акцент и другой спикер, представляющий контролирующее ведомство.
- Индикаторы риска, профилактика и взаимодействие с контрольно-надзорными органами – это важные факторы. Как вы уже поняли, отсутствие контроля со стороны руководителя или недостаточная информированность самих руководителей и их сотрудников ведут к возможным нарушениям установленных требований. А это приводит к проведению контролирующим органом надзорного мероприятия в отношении вас. Здесь вступает в силу действующий закон «О государственном контроле и надзоре», действуют его нормы и положения. Федеральным законом контроль подразделяется на различные виды: федеральный, региональный и муниципальный. Зачем я сделал на этом акцент? У нас каждый год в июне на Санкт-петербургском экономическом форуме представляют Национальный рейтинг инвестиционного климата в субъектах Федерации. Там есть блок «административное давление на бизнес», которые показывает количество проверок, штрафов, который как раз является индикатором взаимодействия предпринимателей с надзорными органами, - разъяснил заместитель директора департамента, начальник управления координации контрольной (надзорной) деятельности и ведомственного контроля Алексей Селюков.
Кроме того, затронули вопрос правомерности проведения проверок в отношении бизнеса. В свою очередь, сотрудники прокуратуры Тамбовской области рассказали о том, что нужно делать и куда обращаться, если проверка кажется вам необоснованной.
- Все проверки в любом случае согласуются с органами прокуратуры. Если к вам приходят с проверкой или запрашивают какие-либо документы, это предполагает, что проходит контрольно-надзорное мероприятие во взаимодействии, и оно обязательно должно быть согласовано с нашим ведомством. Поэтому, если у вас возникают сомнения относительно обоснованности проведения в отношении вас проверки или какие-то неправомерные действия допускаются со стороны должностных лиц контрольно-надзорных органов, вы всегда вправе обратиться и в органы прокуратуры, и к вышестоящим должностным лицам этих контрольно-надзорных органов для получения разъяснения и для оценки их действий и решений, - подытожила старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Тамбовской области Евгения Дорофеева.
Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Ирина Королева:
- Если когда-то необходимость маркировки предпринимателей удивляла, то сейчас это уже стало частью жизни практически любого бизнеса. Правительство совершенствует законодательство, чтобы потребитель получил достойный продукт, но в этих реалиях нужно учитывать и то, что для предпринимателей такой переход не только технологически сложен, но и финансово затратен. Кроме того, нужно разобраться во многих нюансах самим и объяснить их своим сотрудникам. На сегодняшний день отношение бизнес сообщества к маркировке неоднозначно, но подстроиться под новые реалии просто необходимо для сохранения и развития своего дела.
По вопросам маркировки можно проконсультироваться по телефонам:
47-09-24 — управление Роспортребнадзора по Тамбовской области;
79-15-79 — отдел государственного контроля (надзора) и лицензирования министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Тамбовской области;
79-21-52 — управление координации контрольной (надзорной) деятельности и ведомственного контроля.
Екатерина МУРАТОВА