В прошлом году в ходе проведения VII областного конкурса профессионального мастерства среди библиотечных работников «Библиотека – открытый мир идей» победителем в номинации «Библиотека – коммуникационная площадка местного сообщества» стал коллектив библиотеки-филиала №5 имени А.П. Чехова за творческий проект «Дети для детей». Опыт работы по проекту может быть полезен педагогам, воспитателям, детям и их родителям.
Деятельность библиотекарей такова, что каждый день дарит им великое благо – богатство человеческого общения, будь то выдача и прием литературы, массовые мероприятия, обзоры у книжных выставок, ведение странички в социальных сетях. Общение рождает деловые и творческие открытия, которыми хочется поделиться. Особенно интересно, когда этими открытиями становятся дети.
Юные читатели, приходя в библиотеку, раскрепощаются, рассказывают о себе и своих увлечениях. Многие посещают художественные, музыкальные, театральные, спортивные школы, кружки по интересам, в которых преподаватели делятся с ними своими знаниями и умениями. А сможет ли сам юный талант выступить в роли учителя для своих сверстников? Не случайно этот вопрос возник у ведущего библиотекаря Елены Строевой в Год педагога и наставника. Именно он стал главным в проведенном социологическом исследовании «Библиотека – коммуникативная площадка для совместного творчества», ответы на который послужили базой для разработки семейного творческого проекта «Дети для детей». Развернувшаяся работа всего коллектива сопровождалась активной информационной кампанией: статьи в еженедельнике «Тамбовский курьер», новости в социальных сетях и в специально созданной рубрике #Творческий_проект_вбиблиотеке_Чехова_2024» ВКонтакте. Интригу добавил объявленный библиотекой детский конкурс на озвучку рекламных роликов, а затем и демонстрация видеопрезентаций.
Но главное было впереди. Это мастер-классы, проведенные юными талантами для своих сверстников. В течение года ученики-ровесники под руководством юных наставников делали оригами, занимались бисероплетением, изготавливали рождественские поделки, пасхальные открытки, учились актерству и музицировали.
Первым юным наставником стала Ксения Панина, которая поделилась своим умением делать оригами. Под ее руководством юные читатели смастерили бабочек и журавликов. Вторая встреча была посвящена бисероплетению. Миниатюрные игрушки – снеговички и тыковки - потребовали кропотливости и старания, а от мастерицы Лили Макаровой – терпения. С чем девочка блестяще справилась. Затем Валерия Земскова вдохновенно руководила сотворением рождественского ангела и елочки из фетра и фоамирана в дни наступивших новогодних торжеств.
Надо отметить, что бурная деятельность по проекту не осталась незамеченной и привлекла в библиотеку новых взрослых читателей, ставших друзьями, социальными партнерами, участниками мероприятий и кураторами. В частности, в преддверии Светлого Христова Воскресения в рамках проведения мастер-класса «Пасхальное чудо» собравшихся посетил иерей Петропавловского храма Дмитрий Сычев, который, благословив всех на добрые дела, рассказал историю праздника и вместе с детьми при активной помощи юной наставницы Жени Савушкиной создавал открытку и аппликацию. А педагог, блогер и сказкотерапевт Валерия Кулешова мастерски озвучила строки писателя Игоря Ульянова, который подарил библиотеке свои книги. По итогам детского конкурса «Рисуем сказку» рисунки детей и главной художницы-наставника Маши Пуниной оформлены в виртуальную изогалерею, размещенную в группе библиотеки ВКонтакте, а сами рисунки украшают арт-уголок библиотеки.
По мнению психологов, каждый ребенок должен попробовать себя в роли актера. Тему именно такой встречи предложила юный читатель Катя Моисеева и так вжилась в роль, что ученики за пантомимой, декламированием и угадыванием не заметили, как промчалось время.
С радостью хочется отметить, что каждый наставник, поделившийся своим увлечением, сумел «заложить то зерно, которое не дает успокаиваться». А разве не в этом состоит главная миссия учителя, тем более юного?
Так получилось, что в роли наставников в этот раз попробовали себя только девочки. Но библиотекари не останавливаются на достигнутом, продолжают анализировать отзывы и пожелания взрослых, общаться с детьми и вновь открывают таланты, которые играют в шахматы, говорят на английском языке, поют, танцуют, пишут стихи.
Попробовать себя в роли учителя в таком юном возрасте хотят многие. А это значит, что проект «Дети для детей» будет иметь продолжение. А начинался он со слов великого педагога В.А. Сухомлинского «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, то они красиво зазвучат». Как, например, на творческой встрече «ПРИМАДомра», на которую маленькая наставница Василиса Недыхалова принесла любимый музыкальный инструмент и учила своих сверстников играть на нем. В стенах библиотеки красиво звучали струны, в прямом и переносном смысле. Так пусть они звучат и дальше, затрагивая все новые сердца.
Наталья ПРОКОП, заведующая библиотекой-филиалом №5 имени А.П. Чехова