USD96.11+0.05
EUR105.69+0.38

В прикровенной тишине

Прочитали 60 раз(а)

О сути и задачах этого уникального культурного явления рассказывает кандидат богословия, кандидат исторических наук протоиерей Виктор Лисюнин, который в свое время получил университетское образование с квалификацией музеевед по специальности «Музейное дело и охрана памятников».

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ

Древлехранилища являются особыми подразделениями в епархиях. Это места, где собираются предметы старины: богослужебная утварь, образа или облачения, вышедшие из обихода. В храмах функцию своеобразных музейных хранилищ чаще всего выполняли ризницы, что располагаются близ алтарей.

Церковные древлехранилища всегда достойно исполняли музейную функцию. Если бы не они, мы никогда не знали бы работ великих иконописцев прп. Андрея Рублева и Феофана Грека, других древних мастеров, произведения которых считаются эталонами. Благо, что в свое время они были закрыты ризами, потемневшие лики были немного записаны, подновлены, но в основе своей остались нетронуты. Известна местная история с Тамбовской иконой Божией Матери. Священник, приехавший из Калуги, обрел этот потемневший от времени образ именно в ризнице церкви Архидиакона Стефана, где в тишине и тайне этот образ был сохранен.

Современный музей между тем подходит к работе комплексно: он предполагает не только консервацию памятников, но и реставрацию, исследование, выставочную деятельность с целью просвещения людей.

НАУЧНО И КОМПЛЕКСНО

Тамбовское древлехранилище было создано по благословению и при деятельном участии митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия. Это несколько залов, в которых помещены старинные иконы и предметы утвари в относительно хорошем состоянии. Идея проекта была традиционной – собрать, восстановить и сохранить.

В епархии действует Историко-архивный отдел, и многие годы он был средоточием различных экспонатов, предметов утвари, которые составили основу коллекции. Также святыни были доставлены из городских и сельских храмов епархии. К сожалению, в большинстве своем образа находились в плачевном состоянии. На привычном месте в церкви этого незаметно: темный уголок, теплится лампадка, люди с благоговением молятся и прикладываются. Часто иконы – в открытом доступе, не защищены стеклами и киотами. Безусловно, в советское время – дай Бог хоть так. Да и верующему человеку неважно, что образ подточен жучками, пересечен трещинами или с него частично отошли слои краски. Он все равно свят. А вот как памятник он постепенно разрушается. К этому служит, прежде всего, воздействие микроклимата в помещениях: перепады температуры и влажности, особенно в межсезонье, оставляют свои неблаговидные следы на артефактах и святынях.

В новом функциональном здании семинарии для грамотной работы с шедеврами церковного искусства будет предусмотрено все необходимое. Во-первых, это система безопасности и благоприятный микроклимат на выставочных площадках – необходимый уровень температуры и влажности поддерживается постоянно. Условия позволяют сохранить и церковный шедевр, и исторический контекст общения с вечностью через произведения церковного искусства. Во-вторых, при древлехранилище создана реставрационная мастерская, где работает профессиональный реставратор. В список ближайших дел мастера входит восстановление той части икон, что находится в запасниках.

МОЛИТВЕННАЯ СТАРИНА

Реставрационная мастерская открыта и для широкого круга людей. Сюда можно обратиться за помощью, например, за консультацией по вопросу должного ухода для сохранения иконы.

Если дома есть какой-то старинный образ, ни в коем случае нельзя самостоятельно пытаться его очистить – это скажется на нем губительно, а благие намерения приведут к святотатству. Недавно принесли икону. Она была потемневшая, хозяева решили ее высветлить растворителем, и изображение стало выщербленным. Категорически нельзя мыть иконы, потому что с потемневшим лаковым покрытием, которое ее защищает, уходит и красочный слой. Еще хуже, когда из-за влажности слой левкаса вздувается. Очень сложно реставрировать такие иконы: места повреждения надо аккуратно укладывать специальным осетровым клеем. Бывают иконы с лиссеровкой, когда один за другим укладываются тонкие слои, и если не знать, не видеть этого, то со снятием понемневшего покрытия олифы утрачивается и тончайший слой лиссеровки. Иногда реставраторы уговаривают не трогать некоторые артефакты, потому что поменяется тональность, исчезнет определенный эффект. Пусть будет старина, пусть сохранятся те лики, то состояние, при котором молились бабушки и дедушки. Подходя к иконе, мы заглядываем в зеркало вечности. Икона является свидетельницей жизни наших предков. Когда люди пытаются непрофессионально раскрывать иконы и их поновить, потом оказывается, что от памятника той эпохи ничего не осталось, а красота, молитвенная старина – украдена.

После сложной реставрации икона должна беречься в специальном оформлении, в киоте. Обязателен температурный режим. Вообще восстановленные шедевры желательно никуда не перемещать из определенного для них места.

Хочется надеяться, со временем идея древлехранилища разовьется, приобретет еще и педагогический характер, потому что в научном центре будут проводиться не только экскурсии, но и мастер-классы, связанные с реставрацией, с показом, как сохранить икону, в каких условиях это лучше делать.

ЧЕМ БОГАТЫ

Коллекция тамбовского церковно-археологического кабинета составлена из шедевров, сохранившихся в разных храмах митрополии. В богоборческие времена, спасая иконы, люди забирали их домой, а потом возвращали Церкви. Если храм в родном селе был разрушен, то святыню относили в соседний или в тот, прихожанами которого являлись сами. Таких икон много в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, в Покровском соборе, на приходах в районных центрах. Это объясняет ситуацию, когда в одном месте оказываются, например, два образа святителя Николая или три – Иверской Божией Матери. Бывают уникальные иконы, которым нужно особое почитание и особые условия хранения. В собрании древлехранилища присутствует несколько образов Божией Матери – Иверские, Скоропослушницы, Всех скорбящих Радость, Казанская, Достойно есть. Много образов святителя Николая, великомученика целителя Пантелеимона, преподобного Серафима Саровского. Исследовательская работа показала, что очень часто иконы заказывались в святых землях и жертвовались в храмы. Большая часть икон – афонского письма, следовательно, они привезены со Святой Горы.

Среди экспонатов древлехранилища есть и уникальные предметы. Так, входя в зал, по центру можно увидеть вещевой сундук, окованный железом, с коваными ручками. Он принадлежал митрополиту Вениамину (Федченкову), который учился в Тамбовской духовной семинарии. После возвращения из эмиграции в 1944 году для участия в церковном Соборе, на котором избирался Святейший Патриарх Сергий, Владыка Вениамин остался в России. Многие годы он подвизался в Псково-Печерском монастыре. Один из почитателей святителя подарил митрополиту Тамбовскому и Рассказовскому Феодосию эту памятную вещь. В прежние времена сундуки использовались для хранения риз и книг – самого ценного для монаха. А митрополит Вениамин был еще и плодотворный духовный писатель. Возможно, этот артефакт когда-то был вместилищем его рукописей.

Церковь славна своей историей и своим искусством, главную ценность которого, конечно же, представляют иконы. На ближайшую перспективу древлехранилище призвано спасти шедевры старины. А в будущем оно, возможно, станет воплощением идеи главы Тамбовской митрополии, ректора Тамбовской духовной семинарии митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия о создании большого музея православного искусства.

Выставочный зал древлехранилища в дни открытых дверей семинарии может посетить любой прихожанин. В другое время, чтобы увидеть собрание святынь, следует обратиться в администрацию семинарии.