Занимаясь теорией и практикой стихосложения с детьми восьми-шестнадцати лет, я не раз наблюдала закономерность: со стихами и рассказами приходят к учителю читающие, фантазирующие, гармонично развитые и в целом успешно социализированные дети. Занятия творчеством сегодня – естественная часть культуры ребенка, его общей одаренности.
Не так давно картина выглядела иначе: на занятия приходили как на сеанс терапии. Дети-одиночки (иногда объекты школьной травли), ребята, обделенные вниманием родителей, подростки, переживающие тяжелый опыт родительского развода или расставания со «второй половинкой», находили отдушину в возможности письменного высказывания, самоутверждались через слово. Мои задачи приближались к задачам психолога-терапевта, а качество написанных текстов уходило на второй план.
Последние изменения, происходящие в мире взрослеющих людей, ставят перед педагогом новые задачи. Чрезвычайно важным становится запрос на искренность, возможность разговаривать на равных. В этом поле все осознаннее становится жажда молодых авторов к постижению тайн ремесла, выработке профессионализма как критерия состоятельности. Вот почему ограничиваться разговорами о том, какими бывают рифмы, сегодня невозможно. Каждый урок становится одновременно погружением в психологию творчества, поиском литературных аналогий с реалиями современности, запросом на формирование новой философии творчества.
Именно поэтому значение подобных уроков сегодня можно рассматривать сразу в нескольких плоскостях:
- психологической;
- общекультурной;
- узкопрофессиональной.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Исходя из определения психологического здоровья как адаптивности и эмоционально-личностного благополучия человека, нельзя не отметить, что обе составляющие понятия довольно тесно спаяны с механизмами создания, со-творения нового. Возможность созидать, преподнося миру нечто, чего не существовало ранее, – уникальная способность, которая помогает ребенку лучше понимать самого себя и окружающий мир, искать свое место в нем.
На вводных уроках я обычно предлагаю ребятам продолжить и развить стандартные сказочные сюжеты:
- переписать на новый лад истории о потерянных предметах или ушедших из дома персонажах;
- придумать самое страшное и самое забавное существо, а затем описать их битву;
- создать сказку о мальчике/девочке, которые так хорошо умели фантазировать, что однажды...
При общении с родителями можно выяснить, какие еще темы важны для ребенка. Сказкотерапия с последующим прорисовыванием, подробным прописыванием пугающих или, напротив, жизнеутверждающих деталей раскрывает диапазон внутренних переживаний, подсвечивает проблемные зоны, и самое главное – помогает выбраться из эмоциональной блокады, парализующей способности к творчеству.
Во время общения с литературно одаренными сверстниками ребята узнают нечто особое о себе. В новой группе, где не имеют значения оценки, устоявшийся авторитет, уровень достатка семьи, стиль одежды и происхождение, главным критерием успешности становится умение сочинять – радостно и безоглядно, не ограничивая себя узкими рамками школьных заданий. Я не раз замечала, как в процессе придумывания историй вспыхивает румянец на спокойном лице девочки-тихони, как разгораются глаза у двоечника, от которого «нет спаса» учителям. Меняется самооценка ребенка, открываются новые горизонты познания, новые энергетические ресурсы.
Особенно радостно наблюдать, как во время чтения произведений вслух уходит прежняя неуверенность, как ребенок учится по-новому, ярко и образно, выстраивать любое устное высказывание. Для активных и гиперактивных детей литературное творчество также становится полем обширным и благодатным. Уже на первых уроках школьники понимают, что работа с текстом – трудозатратное занятие, а изучение всего, что написали до тебя другие, тоже требует сил и времени. Некоторые дети, поначалу считавшие стихосложение и процесс сочинения сказок веселой игрой, на этом этапе уходят, но те, кто остается, достигают многого.
Занятия литературой корректируют детскую самооценку, помогают прорабатывать травмы, осознавать причинно-следственные связи в поведении сверстников и взрослых на примере литературных произведений и в процессе создания собственных сюжетов, дарят чистую радость творчества, формируя эмоциональный ресурс на будущее.
ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ
Чем больше книг читает человек, чем больше информации поглощает, тем сильнее в нем потребность ответного высказывания. Содержательная полнота суждений становится очевидной в диалоге с ребенком, его школьных сочинениях, его вопросах. Именно в таких детях я подозреваю увлечение писательством.
Общая культура возрастает в процессе работы над собственной книгой: создание уникального художественного мира, прорисовка характеров героев, умение свести воедино линии сюжета, выстроить композицию требуют глубокого погружения в материал. Такие путешествия по временам и эпохам могут за короткое время дать больше, чем годовой курс истории или географии.
Постепенно расширяя кругозор, ребенок начинает испытывать постоянную потребность в новой информации. Например, совершенно неожиданным для меня образом детям полюбились короткие, легко запоминающиеся истории из жизни писателей: «А в следующий раз расскажете, что было дальше?..». «А что было дальше, нам поведает Настя», - отвечаю я.
Пользуется успехом совместная работа ребят над проектами. Это убедительно доказывают занятия моей коллеги Яны Валерьевны Горянниковой, проходящие в нашем центре по нескольким направлениям: «Детский театр книги», «Студия юных журналистов», «Мастерская сказки», студия по созданию мультфильмов «Добрый КАДРик». Во время записи роликов, театральных репетиций, изготовления поделок или прорисовки мультперсонажей дети объединяются, учась взаимодействовать на качественно новом уровне, учатся и у педагога, и друг у друга.
Таким образом, культура получения информации, культура поведения (речи, коммуникации), а в дальнейшем и культура публичных выступлений постепенно возрастает. Это дело далеко не одного дня, но по просшествии времени результат становится ощутимым.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Вопрос о том, станут ли профессиональными писателями, филологами или журналистами воспитанники литературной студии, можно назвать риторическим. Из первого далеко не всегда следует второе, ведь кружки и секции для школьников – лишь первая ступень на пути к поиску профессии. Их задача состоит, скорее, в комплексном развитии личности ребенка, обретении одаренными детьми умных заинтересованных единомышленников. Однако для «мотивированных» детей посещение литературной студии нередко бывает началом настоящего дела жизни.
Для подростков, глубоко интересующихся чтением и стремящихся к рефлексии, в нашем Центре было создано еще одно структурное подразделение - «Школа юных критиков». По итогам заседаний читательского клуба ребята в письменной форме делятся впечатлениями о прочитанном, попутно изучая жанры литературной критики - очерк, эссе, рецензию, отзыв. Те, кому ближе графика, живопись и фотоискусство, создают иллюстрации и буклуки по мотивам прочитанных книг.
Так весной нынешнего года юные критики создали серию рецензий на книгу современной детской писательницы Ирины Краевой «Дети неба». Работы были отправлены автору повести. В ответ Ирина Ивановна наградила самых наблюдательных рецензентов экземплярами своей книги, присланными в подарок библиотеке.
Помимо погружения в мир литературной критики и литературоведения, наши ребята имеют возможность посещать уроки русского языка в библиотеке. В начавшемся учебном году уже состоялось два занятия, посвященных работе с прозаическим текстом - приемам сжатия, определением главной мысли и составлением плана, подготовке к написанию сочинения. Так как на нашей площадке ежегодно проходит акция «Тотальный диктант», мы надеемся, что занятия по изучению орфографии и пунктуации постепенно наберут популярность.
Двери библиотеки открыты для всех, кому интересны тайны и парадоксы родного языка, высшей формой которого была и остается поэзия. Записаться к нам можно по телефону: 53-25-56 или через форму сообщений на страничке библиотеки в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/cdb_tmb.
Мария ЗНОБИЩЕВА, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, ведущий библиотекарь Центральной детской библиотеки имени С.Я. Маршака