Библиотекари Тамбова размышляют о том, как учить поколение «зет»

4 сентября, 11:03 Арина Орлова Прочитали 730 раз
Цифровые аборигены за партой

Кого и как учить – насущный вопрос в эру соцсетей и быстрого развития технологий. Современных детей, сидящих за школьной партой, часто называют «зетами». Этим мы обязаны создателям теории поколений, американским писателям Уильяму Штраусу и Нейлу Хоуву. Они заметили, что дети, рожденные в разные годы, отличаются идеями, ценностями, отношением к окружающей действительности, поведением и поступками. На этой основе они вывели свою теорию поколений и дали каждому из них условное название.

Поколение «зет» – центениалы, так назвали детей, которые были рождены и рождаются в период 2000-2024 годов. Эти дети учатся, играют, общаются, работают и строят общественные взаимоотношения иначе, чем их родители. Они с самого рождения живут в окружении цифровых технологий, в результате чего мир для них становится более открытым и прозрачным. И этот факт необходимо признать, это именно то, без чего они уже не смогут обходиться. Популяризатор технологий обучения и просвещения Марк Пренски назвал это поколение «цифровыми аборигенами», людьми, выросшими в цифровую эпоху.

Принято считать, что поколение «зет» привязано к большому количеству устройств, доверяет информации, публикуемой друзьями, рекомендациям блогеров. Для них также характерны вдумчивость, способность к многозадачности, прямолинейность, экономность и замкнутость. Очень подробно описаны природные особенности развития этих детей, привычки, желания и потребности в книге «Отличник по собственному желанию: как пробудить интерес у ребенка к знаниям». Ее автор – Светлана Палий, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, дает простые ответы на сложные вопросы. Как подружиться с учителем? Как помочь детям учиться без двоек? Как воспитать у ребенка желание учиться? Как научить его уважать родителей и других людей? Книга будет полезна педагогам, родителям, бабушкам и дедушкам.

В жизни современных детей много информации и интерактивных развлечений. Можно сказать, что они растут «с кнопкой» в руках. Им не нужно ждать неделю, чтобы посмотреть любимые мультики. Им вообще не нужно ничего ждать – желания исполняются быстро. В результате у них развилась привычка получать все и сразу. Выбор игрушек огромен, но нет необходимости включать фантазию и воображение, так как куклы снабжены нарядами, питомцами, домиками и так далее. «Готовые» игрушки тормозят развитие мозга и, как следствие, могут привести к проблемам в обучении. Уже в школе детям становится сложно выполнять задания не по готовой программе.

Но не все так плохо. У современных детей более гибкое мышление, они открыты новому и способны быстро решать определенный круг задач. Они легко осваивают новые технологии, реже попадают под власть стереотипов. Родителям и педагогам важно учитывать особенности нового поколения и сознательно внедрять в обучение игровые элементы. Опытные психологи и педагоги Гюзель Абдулова и Юлия Гурьянова в книге «Учиться в школе легко и просто!» собрали самые эффективные, необходимые для современных детей упражнения. Методы, приемы, советы многократно проверены авторами в школе интеллектуального развития «Супермозг» и показали прекрасные результаты.

Герой нашего времени – человек быстро читающий и грамотно пишущий. При большой читательской аудитории, доступной через Интернет, допускать грамматические ошибки становится просто неприлично. Мода на грамотность, безусловно, очень полезна, особенно для детей. Поэтому необходимо создавать вокруг ребенка благоприятную речевую среду, ежедневно тренироваться. Но обычная зубрежка не подойдет. Лучше всего это достигается через обучающую игру. Гюзель Абдулова в книге «Пишем без ошибок: развиваем абсолютную грамотность» предлагает уникальную систему упражнений, которая позволит поднять грамотность вашего ребенка практически до ста процентов. Часто говорят, что мозг детей пластичен и впитывает новые знания, как губка. И это так – до шести лет дети активно наращивают нейронные связи, а с годами этот процесс замедляется. Именно поэтому им легче дается изучение иностранных языков. Иностранный язык – это не скучный школьный предмет, а целый мир, и его изучение может приносить ребенку радость и удовольствие. Главное в изучении языка, как и любого другого предмета, – регулярность занятий. Важно, чтобы ребенок занимался каждый день. В книге «Язык как игра. Как помочь ребенку заговорить на иностранном языке и никогда не останавливаться» преподаватели Анастасия Иванова и Светлана Лашук подробно рассказывают о том, как увлечь ребенка иностранными языками с самого раннего возраста. Авторы верят, что благодаря современному оборудованию, программам и спецэффектам образование постепенно станет про знания, новые навыки, интерес, а не только «ходить в школу».

Дорогие взрослые, нам необходимо понимать своеобразие современного поколения детей, но не навешивать ярлыки. В значительной степени мы все творцы своей реальности. Ведь есть семьи, в которых дети независимо от времени и обстоятельств проявляют свои лучшие качества, раскрывают способности и достигают невероятных результатов. Многое зависит от того, что мы вложим в них. Желаем вам и вашим детям радости от процесса познания и развития.

Все представленные издания вы можете найти в фонде Центральной городской библиотеки имени Н.К. Крупской. Ждем вас по адресу: Тамбов, улица Чичканова, 89.

Екатерина СТЕПАНОВА, ведущий библиотекарь Центральной городской библиотеки имени Н.К. Крупской

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер