Кем был основатель и один из первых педагогов ВГИКа Лев Кулешов

17 апреля, 17:04 Арина Орлова Прочитали 2 059 раз
Памяти Кулешова

Недавно Тамбов принял большую делегацию студентов и преподавателей Всероссийского государственного университета кинематографии имени Сергея Герасимова. «Дни ВГИКа в Тамбовской области» организовали по приглашению Главы региона Максима Егорова. Важным событием для города в эти дни стало торжественное открытие мемориальной доски, посвященной одному из основателей и первых педагогов ВГИКа, уроженцу Тамбовской губернии Льву Владимировичу Кулешову. Памятная доска теперь находится в центре города и украшает здание лицея №6. Как у нашего земляка получилось добиться таких высот, и какие нововведения привнес режиссер в русский кинематограф – в нашем сегодняшнем материале.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Лев Кулешов родился в Тамбове в 1899 году. Его отец был выпускником московского Училища живописи, ваяния и зодчества, а мать до замужества работала учительницей. Среднее образование будущий режиссер получил в Тамбовском реальном училище. После смерти отца переехал в Москву, чтобы поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Чтобы подготовиться к вступительным экзаменам, Кулешов пошел учиться рисунку в мастерскую Ивана Смирнова, быстро став любимым учеником художника. Смирнов обучал будущего режиссера основам композиции и пониманию формы, работе с освещением и колористке, что впоследствии найдет свое продолжение в пристальном внимании кинематографиста к пространству кадра. После школы Лев Кулешов с легкостью поступил в училище, но учебу так и не закончил.

Будучи семнадцатилетним юношей, Лев устроился на кинофабрику «А. Ханжонков и Ко», где в течение двух лет работал под руководством одного из крупнейших режиссеров русского дореволюционного кино Евгения Бауэра художником-декоратором и помощником режиссера. Бауэр уговорил Кулешова сняться в нескольких фильмах. Его дебютом стала роль французского поэта в фильме «Король Парижа». В картине «За счастьем» Кулешов сыграл безнадежно влюбленного художника. Но он мечтал самостоятельно ставить картины, причем отличные от тех, что делали его старшие коллеги.

Кулешову не сразу удалось добиться самостоятельной постановки, так как многие не верили в то, что «художник может быть режиссером». В 1917 году Кулешов совместно с Андреем Громовым ставит фильм «Сумерки», а в 1918-м получает первую самостоятельную постановку «Проект инженера Прайта» о двух конкурирующих электростанциях. Сюжет фильма Кулешов описал в своей книге «Мои первые картины (Страничка воспоминаний)»: «Инженер изобрел гидроторф и спроектировал мощную электрическую станцию. Параллельно любит девушку, дочку директора. Злодей, подкупленный конкурентами электрической компании, мешает инженеру осуществить план. В день пуска новой станции злодей устраивает повреждение в трансформаторном помещении, из-за которого погибнут рабочие на новой станции».

Сценарий к фильму написал Борис Кулешов, брат режиссера. Картина снималась на натуре, в кадре можно было увидеть реальную электростанцию и электросеть, трансформаторное помещение и процесс добычи гидроторфа, что для русского кинематографа, предпочитающего павильоны, было новаторством.

В этой картине режиссер впервые применил монтажный прием, названный впоследствии «Географический эксперимент Кулешова». Вот что режиссер писал о появлении новаторского приема в книге «Искусство кино (мой опыт)»: «Нам нужно было, чтобы действующие лица – отец и дочь – шли по полю и видели бы ферму, на которой держатся электрические провода. По техническим обстоятельствам мы не могли этого снять в одном месте. Пришлось отдельно снять ферму в одном месте, отдельно снять идущих по лугу отца с дочерью в другом месте; сняли, как они смотрят наверх, как говорят про ферму, как идут дальше. Снятую в другом месте ферму мы вставили в проход по лугу».

СВЯЗЬ С ВГИКом

В 1919 году в Москве открывается первая в мире Государственная школа кинематографии (сегодня - ВГИК). Кулешов и другие работники хроники стали посещать ее в качестве слушателей. Однажды Кулешов встретил студентов, которые не сдали экзамен, и предложил им вместе прорепетировать этюды для переэкзаменовки. Он предложил построить сцены на движении, действии, борьбе – это отличалось от «томлений и вздохов», традиционных для школы кинематографии того времени. Все студенты получили «отлично».

«После такого дебюта я был приглашен преподавателем в Первую государственную школу кинематографии. Так я стал педагогом на всю жизнь», - вспоминает Лев Кулешов в своих книгах.

В том же году Кулешову предлагают возглавить мастерскую в Госкиношколе, и вместе со своими учениками он создает первый революционный приключенческий фильм «На красном фронте».

НОВОВВЕДЕНИЯ

Влюбленный в кино и убежденный в его уникальной специфике, Кулешов загорается идеей обновления киноязыка, способного адекватно отражать реалии нового мира. Свои наблюдения и выводы он излагает в теоретических статьях, а к середине 1920-х годов складывается его концепция теории и практики киноискусства, которая нашла свое максимально структурированное изложение в книге «Искусство кино».

Кулешов ведет большую экспериментальную работу, проверяя различные приемы монтажа и рядом убедительных примеров доказывая его исключительную роль в кино. Можно с уверенностью сказать о том, что Лев Кулешов – режиссер, заложивший фундамент советской монтажной школы. Все кинематографисты мира изучают его принципы монтажного эффекта, открытого им и названного впоследствии его именем. «Эффект Кулешова» основывался на принципе соединения двух кадров, рождающих новое значение, которого каждый кадр в отдельности не имел.

Режиссер выбрал один кадр, на котором изображено ничего не выражающее лицо популярного актера дореволюционного кино Ивана Мозжухина, и поочередно склеивал с крупными планами тарелки супа, детского гроба и пистолета. Во время просмотра у зрителя складывалось впечатление, что в первом случае человек на экране был мучим голодом и мечтал о еде, во втором – скорбит об утрате, в третьем – собирается покончить с собой. Этот монтажный принцип лежит в основе и более раннего «географического» эксперимента Кулешова, когда при соединении нескольких кадров, снятых в разных местах, возникало ощущение единого пространства.

Одновременно с открытиями в области монтажа Кулешов обращается к созданию новой актерской школы. Первоначально отказавшись от психологической манеры игры, он приходит к новым принципам, вылившимся в создание того феномена, который получил название кинонатурщика. Основой выразительного движения кинонатурщика становилось рефлекторное движение. Для этого натурщики мастерской Кулешова проходили определенную пластическую подготовку. Свое практическое воплощение теоретические взгляды Кулешова впервые нашли в фильме «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков».

К концу 1930-х Кулешов переключается на педагогическую и научно-теоретическую деятельность, которую успешно ведет все последующие годы. В 1941 году Лев Кулешов выпустил книгу-учебник «Основы кинорежиссуры», переведенную на многие языки. Начинающие кинематографы использовали ее как «азбуку практики и теории режиссерской работы». За «Основы кинорежиссуры» в 1946 году Кулешов получил ученую степень доктора наук.

С 1944 по 1946 годы Лев Кулешов был директором ВГИКа, а в 1946 году занял должность заместителя директора по творческим вопросам, возглавил также кафедру кинорежиссуры. Руководил творческой мастерской на режиссерском факультете.

Материал подготовлен на основе открытых источников

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер