Газета №5 (1081), 31 января 2017
Перейти к номеру

Педагогическая миссия

31 января 2017, 16:54 Прочитали 1 245 раз
Фото: Гимназия №18
Марина Подгорнова, первый заместитель председателя Тамбовской городской Думы, заслуженный учитель РФ: «В педагогические вузы нельзя принимать по остаточному принципу»
В последние годы тема образования стала одной из часто критикуемых. Что происходит со школами, порой не понимают даже сами учителя. Процесс модернизации коснулся не только образовательного процесса, он в корне изменил само отношение к обучению. Теперь вместо уроков - образовательная услуга. Однако с приходом нового министра образования все чаще стали звучать призывы вернуться к советской модели, к тому миру, когда школы не только учили, но и воспитывали.

Учитель как пример

Учитель - звучит гордо. К сожалению, авторитет этой профессии с каждым годом начинает все более меркнуть. Не потому, что педагоги нынче обмельчали, а потому что в обществе коммерческие профессии встали во главу угла.

- Учитель - это профессия не бизнеса, - подчеркнула первый заместитель председателя Тамбовской городской Думы, заслуженный учитель РФ Марина Подгорнова. - Есть множество авторитетных, уважаемых специальностей, но, на мой взгляд, две профессии - учитель и врач - составляют основу основ. Когда меня спрашивают, почему педагогика стала менее авторитетной, я ощущаю горечь.

Распад Советского Союза и последующие за этим годы преломления сознания существенно изменили национальные приоритеты. Если раньше ценился человек труда, человек мысли, то теперь мыслить и трудиться хотят немногие. Тем более, что заработная плата, увеличением которой так хвалятся статисты, оставляет желать лучшего. В особом положении оказались учителя-словесники.

- Советская модель образования приводила к тому, что наша страна была самой читающей в мире, самой говорящей, исторически и географически развитой. Об этом мы читали в книгах, об этом все говорили. Русский языку был основой основ. Было стыдно не знать родную речь. Но с переходом от тоталитарного общества к демократическому мы что-то упустили. В бывших советских республиках стали сокращать часы русского языка в школах, да и в нашей стране он стал менее уважаемым, - отметила Марина Алексеевна.

Демократизация и смена общественных ценностей первыми ударили по учительству. Но справедливости ради стоит заметить, что изменилась и сама модель преподавания. На смену старым добрым урокам и экзаменам пришли тесты, лекции и ЕГЭ.

- В Законе об образовании привычные нашему народу "знания, умения и навыки" заменили "образовательной услугой", которая стала восприниматься как услуга на рынке продаж. Мы перешли к тому, что учитель на уроке предоставляет услуги, а не дает знания. Мне очень нравится позиция нового министра образования Ольги Васильевой по поводу того, что она не резко, а постепенно уходит от понятия "образовательная услуга", а во главу угла ставит процесс воспитания.

Метод воспитания

К слову, о воспитании. Некогда в каждой школе работал воспитатель, который не просто помогал с домашними заданиями, но и привносил в жизнь подрастающего поколения множество полезных знаний. В настоящее время школьному воспитателю уделяется еще меньшее внимание, чем учителю. К тому же его место все активнее занимает массовая культура, контролировать влияние которой стремятся не все родители.

Взаимоотношения между родителями и учителями также подверглись трансформации. Вспоминается анекдот, суть которого в том, что в "двойке" советского школьника виноват он сам. А в аналогичной оценке современного ученика - учитель. Многие педагоги вынуждены констатировать, что во многом образовывать и воспитывать приходится не детей, а их родителей.

- На мой взгляд, педагогической общественности стоит создавать родительские клубы. Сегодня мамы и папы ждут таких родительских собраний, где помимо учителей будут психологи, культурологи, врачи. Это нужно для того - и я поддерживаю такое решение, - чтобы у родителей была возможность не просто послушать лекцию, но и обратиться за решением проблемы к опытному специалисту. Бывает так, что ребенок замыкается, уходит в виртуальный мир. Это не должно быть только проблемой родителя, школа может и должна заниматься воспитанием детей. Прежде всего, должен быть диалог учителя и родителя.

Но как добиться этого диалога, если школьная среда, домашняя обстановка и жизнь в социуме становятся подобны лебедю, раку и щуке? Без единого знаменателя невозможно добиться должного образовательного и воспитательного эффекта.

Без бумажной волокиты

В образовательной системе большую роль играют рабочие программы, в них как раз-таки и закладывается как само обучение, так и воспитание. Нюанс в том, что в погоне за новаторством, за реализацией непродуманных образовательных идей и огромной бумажной работой в школе самое важное упускается из виду.

- Прописывая образовательную программу, учитель обязан указать, что должен уметь ребенок, как он должен разговаривать, как общаться. Его психологические особенности, воспитательные моменты. Должно быть не менее пяти этапов урока. Учитель должен уметь среагировать на поведение ребенка. Все программы, которые прописывает учитель, должны пройти через него самого. Это несложно. Почему падает авторитет учителя? Потому что педагогика - это мастерство. Если учитель не прорабатывает свой урок, а читает по бумажке лекцию, то, конечно, детям будет неинтересно. Поэтому так важна методика преподавания.

Методику преподавания в педвузах как-то незаслуженно отодвинули на второй план. Поэтому в школу приходят математики, филологи и физики, а не учителя. В чем разница? В умении общаться, вести урок, выстраивать общение с детьми и искусстве быть учителем. Дело не в разнице записей в дипломах, а в подходах к образованию детей. Школа - это особенный мир, когда ребенку открывают целую Вселенную. Здесь тоже действует главный медицинский закон - не навреди.

- В педагогических институтах методике преподавания следует отводить больше времени, чтобы студенты смогли определить себя в этой сложной профессии. Я рада, что в нашем регионе есть педагогические институты, благодаря которым мы можем готовить кадры для нашей системы образования. К сожалению, до некоторых пор в педагогические вузы брали по остаточному принципу. Такого быть не должно. В педагогику люди должны идти целенаправленно, а не потому, что не поступили куда-либо. Следует присматриваться к активным детям в школе, организовывать для них специальные педагогические классы.

При этом, подчеркнула Марина Подгорнова, задача власти - дать молодежи достойную зарплату, которая будет не на бумаге, а по факту выше средней по региону.

Министр Ольга Васильева, вступая в должность, заявила, что необходимо избавить учителей и от излишней бумажной волокиты. Пока учителей "забрасывают" бумажками, для работы, тем более, ее творческого проявления попросту не остается времени. Тогда о каком образовании и воспитании может идти речь, когда вместо любви к детям остаются отчеты?

Книжка-загадка

Проблема современного российского образования сводится не только к подготовке кадров и педагогическим реформам. В целом, модернизация образования "сломала" старую систему, а с новой ужиться ни родителям, ни педагогам пока не удается. Есть вопросы и с тем, как преподается, и с тем, что преподается. Система подготовки учителей - только одно из звеньев цепочки. Возникают трудности с пониманием материала, вносят свой "креатив" и современные школьные учебники. В этом вопросе Марина Алексеевна советует педагогам не гнаться за модой, а советоваться с родительской общественностью.

- Учитель должен выбирать программу и учебники к ней, посоветовавшись с родителями. На мой взгляд, учителям не стоит гнаться за новыми модными программами, лучше всего использовать классические варианты, которые проверены временем. Конечно, учителей стимулируют за научную деятельность, но кто сказал, что нельзя заниматься наукой, используя проверенные методики? В любом случае, образовательный процесс должен строиться в диалоге между родителями и педагогическим коллективом, тогда главная цель образования будет достигнута.

Продолжение следует…

Тема образования сложна, потому что противоречива. С одной стороны, проблема современного учителя, с другой - необразованность подрастающего поколения. Наша страна перестала быть самой читающей. От исторических, географических и филологических диктантов специалисты приходят в ужас. Но, пожалуй, не стоит обвинять в этом только лишь школу. Великую роль играет общественное мнение и общественный уклад. Пока профессии учителя, врача, инженера, агронома и т.д. вновь не станут приоритетными, сложно будет добиться скачка в образовании, а значит, и в жизни страны. Меняя форму, не следует забывать, что есть еще и содержание.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер