Свою карьеру она начала в 1999 году, еще будучи студенткой режиссерско-театрального отделения ТГУ имени Г.Р. Державина по специальности "актерское искусство". За время работы в театре исполняла роли в спектаклях "Маленькая Баба-Яга", "Метелица", "Гадкий утенок", "Сотворение мира" и множестве других постановок.
- Выбрала эту профессию, потому что люблю детей, а в кукольном театре основная зрительская аудитория - дети, и во время спектакля мы их видим близко-близко. Самых маленьких стараемся научить доброте. В театре драмы частые гости - более старшее поколение, а в кукольном всегда царит атмосфера детства. Когда я была маленькой, мы с девочками приносили во двор кукол и разыгрывали с ними большие сцены. Это было так интересно! Так детское увлечение переросло в дело всей жизни, - рассказывает Елена.
В студенческие годы Денисова и ее сокурсники сами занимались изготовлением кукол, чтобы осуществить режиссерские задумки. Создание куклы - процесс трудоемкий и сложный. В древности считалось, что создатель куклы вкладывает в нее свою душу, поэтому кукол воспринимали как одушевленные существа. Некоторые их опасались или относились к ним с почтением. Елена Денисова говорит, что старается не задумываться о том, что у кукол есть душа - они живут только тогда, когда попадают в руки умелого кукловода.
Марионетки и марионеточники
Еще в древнейшие времена кукольные представления разыгрывались при помощи неподвижных картинок, на которых были изображены боги. Склонность человека к фантазии и стремление к оживлению неподвижных предметов привели к созданию фигурок, которые могут двигаться. Так в средние века появились марионетки. Свое название они получили от фигурки Божьей Матери. Марионетка - это кукла, которая двигается при помощи нитей.
Самые первые кукольные представления появились в Древнем Египте. В этой стране в те времена по деревням бродили женщины, которые несли в руках фигурки богов и управляли ими при помощи нитей. Позже кукольное искусство развилось в Древнем Риме и в Древней Греции. Но страной-прародительницей марионеточного кукольного искусства считается Италия. Кукольные представления там появились в шестнадцатом веке.
Кукольники вели бродячий образ жизни. Они показывали сценки из известных в то время опер и балетов. К началу семнадцатого века у актеров-марионеточников появились свои театры. На их сцене разыгрывались кукольные спектакли по мотивам известных опер. Куклы управлялись небольшим количеством нитей и были малоподвижны. Итальянцы очень полюбили свои кукольные театры. Из этой страны марионеточные театры распространились сначала во Франции, а оттуда по всей Европе.
В наши дни марионеток изготавливают из дерева, пластика или ткани, к ногам и рукам привязывают нити, дергая за которые, кукловод приводит кукол в движение. Они могут ходить, поднимать руки, поворачивать голову в стороны. Для того, чтобы кукла могла производить еще какие-либо движения, подвязывают дополнительные нити. Иногда их количество доходит до двадцати. Управлять марионеткой очень сложно, так как она должна повторять движения живых людей. Нельзя приводить в движение одновременно все конечности марионетки. Не каждый актер-кукольник может справиться с такой куклой. Для этого необходимо пройти обучение у профессиональных мастеров. Было время, когда марионетки перестали быть популярными, тогда появились другие виды кукол, более легкие в управлении. Но сейчас интерес к марионеткам опять возрождается.
- По причине того, что это искусство было забыто на некоторое время, к тому же, управлять марионеткой сложно, мастеров-марионеточников сегодня мало. В Тамбове таких людей единицы. Управляться с марионеткой нужно учиться не один день. Даже у простого кукловода к концу спектакля болят руки от нагрузки, а марионетка - не обычная кукла. Нужно помнить, к какому движению приводит определенная нить, ведь в руках умелого кукловода марионетка может даже танцевать, - рассказывает Елена Денисова.
В Тамбовском театре кукол есть спектакль с участием марионеток "Терем для цветов". Он был участником фестивалей в других городах России и полюбился тамбовскому зрителю. Этим летом актеры Тамбовского театра кукол ездили с этим спектаклем на фестиваль в Саров.
Работа ради искусства
Работа кукловода предусматривает, что необходимо удерживать внимание детей на происходящих на сцене событиях. Елена Ленисова говорит о том, что на их спектаклях детям всегда интересно, они не шумят, а внимательно смотрят на сцену. Секрет заключается в динамике представления - однообразная картинка быстро надоедает ребенку, поэтому куклы меняются местами, а сюжет развивается стремительно. Это завораживающее зрелище запомнилось когда-то Елене Денисовой, а сейчас она сама является его создателем.
- С самого детства меня бабушка водила в театр кукол. И когда я пришла сюда работать, некоторые спектакли, которые я видела еще в детстве, были в репертуаре, и на роли в них шел набор. Я сначала играла маленькую роль петушка в спектакле "Иван-крестьянский сын", потом были "Волк и семеро козлят". У самих актеров во время спектакля есть ощущение сказки. Если же в это ты не веришь сам, то и дети тебе не поверят, - рассказывает Елена.
Все детские игрушки актриса сохранила и передала дочери, которая бережно с ними обращается. Есть у Денисовой и любимая кукла - волк. По словам Елены, любимой становится игрушка, с которой проводишь много времени. Чаще всего это происходит из-за того, что возникают сложности с ее освоением.
Каждодневный труд
Традиционным занятием в кукольном театре всегда были долгие репетиции и тренировка голоса. Так как зритель не видит актера, все эмоции артисты показывают с помощью голоса, исполняют во время спектаклей песни, на освоение которых времени уходит немало.
- Случается такое, что актер выходит из-за ширмы, но обычно он невзрачно одет и на лице у него маска либо оно закрыто капюшоном. Не нужно зрителю отвлекаться на кукловода, ведь главные действующие лица - это куклы, - рассказывает Елена.
Кроме того, необходимо заботиться и о куклах. Во время спектаклей они портятся, поэтому часто нуждаются в реставрации. Обычно куклу ремонтируют после десяти спектаклей с ее участием.
Елена Денисова, актриса Тамбовского театра кукол:
- По причине того, что это искусство было забыто на некоторое время, к тому же управлять марионеткой сложно, мастеров-марионеточников сегодня мало. В Тамбове таких людей единицы. Управляться с марионеткой нужно учиться не один день. Даже у простого кукловода к концу спектакля болят руки от нагрузки, а марионетка - не обычная кукла. Нужно помнить, к какому движению приводит определенная нить, ведь в руках умелого кукловода марионетка может даже танцевать.