Газета №2 (1078), 10 января 2017
Перейти к номеру

Урок семьи

10 января 2017, 15:48 Прочитали 1 668 раз
Фото: Новые округа
Зачем детям изучать основы семейного воспитания
Школьников хотят научить любви и привить семейные ценности. В конце прошлого года депутаты Государственной Думы вернулись к рассмотрению вопроса о введении в школьную программу курса этики и семейного воспитания. С инициативой выступили члены комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Они считают, что в советское время был "замечательный предмет" - этика и психология семейной жизни. Тогда "учили ребят культуре общения, что такое любовь. Когда доходило дело до интимного, то занятия велись раздельно, там все было культурно и прилично", - отметили инициаторы законопроекта.

Для справки, уроки "Этики и психологии семейной жизни" были введены в начале восьмидесятых годов для старшеклассников с десятого класса. В рамках этой дисциплины учащиеся изучали место семьи в культурах разных народов, рассматривали роль семьи в воспитании личности, психологию семейных отношений. Подробного анализа вопросов сексуального просвещения в содержание предмета не входило. Данная дисциплина носила информационно-познавательный характер, и в аттестат итоговая отметка по нему не вносилась.

Из чего может состоять учебная программа по этому предмету, и нужен ли он вообще в современных российских школах, мы спросили тамбовчан, родителей и тех, кто пока не познал радость материнства и отцовства.

Семья - образец и пример

Павел Серегин, Почетный донор России, руководитель комиссии по общественным проектам Общественной палаты Тамбовской области, многодетный отец:

"Считаю, что такая дисциплина нужна. Может быть, не в таком формате, как, например, уроки русского языка и математики, а в виде факультативных занятий. В их основе должны быть примеры многодетных семей, которые бы смогли передать радость материнства и отцовства. В России много таких семей, и чем больше их будут показывать, тем лучше.

Семья - это основа государства. Без крепких семей невозможно построить общество. И детям нужно показать, что семья должна быть в обязательном порядке: мама, папа, много детей. Не стоит заострять внимание на материальной стороне, важно продемонстрировать, что многодетная семья имеет весомый общественный статус, что это лучшие люди страны, нашедшие счастье в семейной жизни.

Отчетность и система оценок по этой дисциплине вряд ли нужны. Думаю, было бы глупо спрашивать по окончании курса, в каком возрасте следует жениться. Главное - это дать положительный пример.

Проведу аналогию с донорством. Раньше человек, жертвующий кровь, ассоциировался с алкоголиком, который отдает кровь за деньги. К донорам относились, как к люмпенам. Мы развили это движение, и теперь донор воспринимается совсем по-другому - как человек с активной гражданской позицией, который жертвует для других, помогает сохранять жизни.

Дети должны знать, что многодетные семьи создаются не от безысходности. Они являются образцом тихого служения государству, сохраняя традиционные ценности. Думаю, что в десять лет говорить с детьми о таких вещах рано, но в подростковом возрасте, начиная с четырнадцати лет (восьмого-девятого классов), уже пора: дети смогут понять ценность брака и настоящих человеческих, супружеских отношений".

Правильные ценности не соответствуют реальности

Елена Крадинова, литературный редактор издательского дома «Мичуринск», воспитывает сына:

"Большого смысла в ведении курса этики и психологии семейной жизни в школе не вижу. Мне кажется, не школа должна учить этому, а родная семья. А если семья неблагополучная, то никакие школьные уроки не помогут. Ребенок все равно спишет модель своего поведения с мамы или папы. Да, он может узнать в школе, как должны строиться семейные отношения, о том, что необходимо уважать друг друга и мнение каждого в семье, о недопустимости насилия и жестокости. О том, как формировать и расходовать семейный бюджет. А придя домой, ребенок может увидеть совсем не такую идеальную картинку, о которой ему рассказывали в школе.

К сожалению, те, кто принимает законы и утверждает учебные программы, нередко далеки от народа и слабо себе представляют реальную жизнь в регионах. Гораздо полезнее был бы урок, как прожить семье на пятнадцать тысяч рублей в месяц, или что делать, если потерял работу, а у тебя кредиты и ипотека. Мне интересно, что будет в новом учебнике о распределении семейных обязанностей? Будет ли там написано, что в России появились семьи, где работают женщины, а хозяйство ведут мужчины?

Лучше уж добавить лишний урок литературы, изучать и сравнивать семейные отношения на примере литературных героев. Устроить несколько дискуссий и написать несколько сочинений на эту тему с последующим их обсуждением полезнее будет".

Константин Федоров, воспитывает двух сыновей:

"Я считаю, что подобные уроки в школе не нужны. Там должны преподавать науки: точные, естественно-научные и гуманитарные. Зачем все подряд вводить в школьную программу? Кто будет вести этот предмет: священнослужитель, психолог, а может, как ОБЖ - кто угодно? Вопросов больше, чем ответов. Это нецелесообразно".

Александра Першина, студентка (детей пока нет):

"Есть такой фильм "Учитель на замену". Всем будущим родителям и тем, кто уже имеет детей, было бы полезно его посмотреть. Не вдаваясь в подробности, мораль фильма такова: жаль, что нас не учат быть родителями.

Конечно, хорошо, если ребенок растет в полноценной семье, в которой есть любящие мама и папа. Но далеко не все семьи такие. Много семей неполных, и дети не видят, как взаимодействуют, распределяют роли все ее члены. Возможно, что в будущем они сами повторят сценарий, который наблюдали в детстве. Есть полные семьи, но также далекие от идеала. Получается, что у большого количества детей нет возможности "учиться" семейным ценностям.

Поэтому уроки семейного воспитания могли бы помочь таким детям, показать им, что семья должна и может сделать человека счастливым. Но научить определенному поведению, которое приведет к семейному счастью, подобные занятия все равно не смогут. Как можно научить пониманию и любви? Если в семье есть и то, и другое, это счастливая семья, несмотря на финансовые трудности или "неполноту".

Уж замуж невтерпеж

Тамара Филатова, продавец, воспитывает дочь одна:

"Смотря что будет входить в учебную программу по этому предмету. Думаю, что детям более старшего возраста предмет, на котором им расскажут о ценности семейных отношений, нужен. Но в таком случае пусть он продолжается в университете: когда дети вырастают и некоторые действительно начинают заводить семьи.

К сожалению, многие браки, заключенные в слишком молодом возрасте, особенно если главная причина брака - незапланированная беременность, распадаются. А если бы со школьных лет юношам и девушкам объясняли, какая это ответственность: заводить семью, рожать детей, может, бездумных браков было бы меньше. Уверена, что большинство родителей это и так делают: объясняют, поучают, стараются уберечь от роковых ошибок. Но, как показывает практика, дети редко прислушиваются к таким советам. Если бы эта тема по-взрослому обсуждалась на специальных занятиях в школе, а потом в вузе, где они могли бы поспорить, подискутировать, и психолог, а я уверена, что только психолог может вести эти уроки, подводил их к мнению о необходимости делать выбор осознанно, пользы было бы больше.

Это должен быть обстоятельный разговор с жизненными примерами. Но если "семейную этику" сведут к домоводству для девочек или даже к изучению Домостроя (у нас же любят крайности, особенно в образовании), или будут рассматривать семейные традиции разных стран мира, такой предмет мало что даст".

Сергей Васильев, художник (готовится стать отцом):

"Все новое - это хорошо забытое старое. В мои школьные годы таких предметов не было, но периодически проходили занятия по половому воспитанию. Это были разовые акции, на которых нам раздавали брошюры, рассказывающие о половом развитии юношей и девушек и о том, что секс должен быть безопасным. Думаю, что подобные уроки в старшей школе должны быть, и нужно, чтобы они проводились отдельно для мальчиков и девочек. Уроков биологии, которые проходят совместно, недостаточно, чтобы осветить эти вопросы. Не всем же родители объясняют.

По моему мнению, было бы неплохо, если бы старшеклассникам также рассказывали о планировании семьи. Может быть, кого-то это убережет от необдуманных поступков. Я считаю, что заводить детей в двадцать лет - это большая глупость, когда таких родителей самих-то еще нужно воспитывать, когда нет финансовой стабильности. После тридцати человек уже взрослеет и по-настоящему может нести ответственность за других. Вот такие вещи нужно объяснять школьникам".

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер