Газета №3 (871), 15 января 2013
Перейти к номеру

И не кончается велосипедная дорога

15 января 2013, 16:36 Прочитали 1 569 раз
Всего через два месяца после завершения африканского велосипедного турне тамбовчанин Александр Осипов отправляется в путешествие по Австралии
Планы

Днем в четверг Александр уезжает в Москву, а уже в час ночи вылетает из аэропорта Домодедово в австралийский город Дарвин. Это северная точка его путешествия, откуда начнется вояж через весь континент до Аделаиды.

- Самый жесткий маршрут, наверное, будет, - признается путешественник. - У них там сейчас лето, жара, пожары жуткие. Короче, самый кайф.

Правда, к подобным экстремальным условиям тамбовчанину не привыкать. Достаточно вспомнить перепад ночной и дневной температур во время недавней поездки по Африке. Тем не менее, без предварительной подготовки не обойтись. А как зимой можно к таким путешествиям готовиться? Конечно, у костра греться:

- По два раза в неделю в походы с малышами ходили, поэтому готов - лучше некуда. А там - по местности будем ориентироваться.

Местность, надо признать, выдалась самая что ни на есть. Впрочем, как всегда. Как обычно, не обойдется на маршруте без пустынь. К настоящему моменту их в активе Александра Осипова восемь. Одни названия чего стоят - Кара-Кум, Атакама, Калахари, Сахара. Впереди - кусок пустыни Виктория на северных территориях континента и пустыня Симпмон.

Всего же, как выразился сам Александр, проехать по Австралии нужно всего ничего - "каких-то там" три с лишним тысячи километров.

- Три тысячи сто километров от Дарвина до Аделаиды - это сто процентов придется преодолеть, - рассказывает путешественник. - Дальше - как сложатся обстоятельства. У меня и обратный билет уже куплен. С этим в Австралии проще, чем на других континентах: один материк - одна страна. Визы и прочие преграды, воздвигнутые рукой человека, отсутствуют. В других путешествиях обратный билет заранее взять было просто невозможно - неизвестно ведь, когда буду возвращаться.

Исходя из многолетнего опыта путешествий, Осипов рассчитал, что если проезжать примерно сто пятьдесят километров в день, то на все про все уйдет двадцать дней. Поэтому уже девятого февраля собирается вернуться в Тамбов.

- Сто пятьдесят километров в день, - это, в общем-то, минимум, - говорит Саша. - Скорее всего, получится больше, потому что световой день в Австралии длиннее, чем, например, в Африке. Там двенадцать часов от рассвета прошло, и все - свет выключили. А в Австралии, я думаю, часов под шестнадцать в сутки вполне можно будет педали крутить. И восемь часов - на сон.

Без зигзагов

За годы путешествий чего только не довелось увидеть и испытать Александру Осипову в пути. Чем может удивить его Австралия?

- Ребята, ну что вы хотите? - говорит путешественник. - Австралия - это капиталистическая страна с идеальным асфальтом. Впрочем, и в Африке, и в обеих Америках асфальт ничуть не хуже. Так что серьезного экстрима в пути в этом смысле быть не может.

Зато свое первое крупное путешествие - во Владивосток - Александр до сих пор не может сравнить ни с каким зарубежным вояжем.

- В первый раз из Тамбова во Владивосток я отправился в 1994 году, но попытка была неудачной. Добрался только до Уфы. Потом велосипед сломался, и пришлось вернуться домой.

Ничего удивительного - ведь в путь начинающий путешественник отправился на обычном подростковом "Салюте". На следующий год Осипов вновь тронулся в путь - на этот раз на новом "аппарате" с прицепом. Благополучно добрался до Владивостока. И это событие заставило его задуматься о кругосветном путешествии.

- После этого у меня были радиальные выходы в сторону Магадана, пустыни Кара-Кум, в сторону Прибалтики, много других поездок, - рассказывает Саша. - Правда, они частично не входят в зачет кругосветного путешествия - но там свои особенности.

Зато чего не отнять - так это того, что в подавляющем большинстве своих велопоходов тамбовчанин ехал в одну сторону - на восток:

- Владивосток - 74 дня, Колыма - 44 дня, Кара-Кум, Кызыл-Кум - все в восточном направлении. И поездки по другим континентам тоже. По Америкам - Северной и Южной - ехал 66 дней. В результате после всех вояжей получается непрерывная линия, без всяких зигзагов.

Память на всю жизнь

И все-таки после 38 тысяч километров кругосветного путешествия давняя поездка по России в сторону Владивостока остается для Александра Осипова самой запоминающейся:

- Россия - это жесткая страна, куда круче, чем Южная Америка или Африка. Там встал на ровный асфальт и погнал вперед на полупустом велосипеде. А путешествие по нашей стране - полная автономия, никаких продуктов в магазинах нет. Это же был 1995 год. Чтобы хлеба купить, надо было приехать в какой-нибудь поселок, найти место, где его выдают по талонам. Все было по талонам - конфеты, крупа, сахар. Как сейчас помню - на полках лежали только печенье в пачках и минеральная вода типа "Ессентуки". Все. Зато люди какие! В пути - кто мне огурцов даст, кто сала, кто молока нальет. В детских лагерях накормят, с собой хлеба дадут. Смотришь - на пути военные стоят, у них чем-то разживешься. До сих пор вспоминаю, какие они мне громадные луковицы с кабачковой икрой выделили.

А наш родной асфальт - разве его сравнить с импортным дорожным покрытием?

- Это же наши дороги, - вспоминает велосипедист. - Причем проложенные в разных климатических зонах. Если в пустыне Атакама один дождь за четыреста лет прошел, то понятно, что там дорогу как построили, так она и лежит. А у нас: зимой мороз, летом жара, фуры по этим дорогам ездят такие, что никакой асфальт не выдержит.

А попадались и такие места, что никакого асфальта на пути просто не было. Этакий пунктир на карте получается. Можно было из болота выехать на идеальнейшую магистраль, которую только что отстроили, и она тянется километров пять-десять. А потом - обрыв, пропасть, и никакого пути вперед. Приходилось возвращаться на полкилометра назад, искать съезд с трассы. И опять - колдобины, болота, реки вброд. Еще километров пять-десять пешком с мачете прошел, прорубил себе дорогу - опять пошла магистраль.

- Это уже за Читой - в Иркутской области и дальше, - поясняет Александр. - На границе между Красноярским краем и Иркутской областью вообще ничего не было, только направление в глиняной жиже. У меня прицеп, на мне шоссейные пластмассовые туфли розового цвета - новые, итальянские. Вот я на один особо жесткий подъем заезжаю, а на меня дорожные рабочие смотрят - мол, откуда ты такой взялся? Поднялся, отвечаю. Они на этот подъем смотрят - ну да, небось пешком шел. Я в ответ: да вы на ноги мои посмотрите. Они смотрят, а на мне пластмассовые туфли розового цвета. Совершенно чистые. Ага, говорят, точно - заехал. Ну, давай, заходи в гости.

А прицеп был - очень и очень, больше пятидесяти килограммов весом. Постепенно стирались колеса, их нужно было постоянно ремонтировать:

- Смотришь - валяется камера от КамАЗа. Я ножницами ленточку из нее вырежу и через обод вокруг оборачиваю. Около двенадцати метров уходило на то, чтобы двухметровое колесо вот так обмотать. Намотаешь, прикрепишь - и поехал дальше.

И ведь что интересно - даже в таких невелосипедных условиях меньше ста пятидесяти километров в день у Осипова не выходило. Так что закалка у Александра такая, какую ни в одной импортной пустыне с идеальным асфальтом не приобретешь.

Новые рубежи

Воспоминания воспоминаниями, а неплохо бы вспомнить о том, что грядущее австралийское турне для тамбовского путешественника - повод подвести определенные итоги. Ведь благодаря этой поездке он посетит все континенты. А это одно из обязательных условий для совершения кругосветного путешествия. Кроме этого, путешественнику необходимо проехать в общей сложности более сорока тысяч километров в зачет кругосветного путешествия - такова длина экватора. У нашего земляка сейчас в активе 38 тысяч. И три с лишним тысячи - в австралийской перспективе.

Еще одно условие - путешествие должно проходить и в южном полушарии, и в северном. Плюс необходимо обязательно пересечь экватор. А есть еще такая штука, как антагонистические точки. Это две точки, расположенные на противоположных концах земного шара и через которые его можно как бы пробить насквозь. Расстояние между ними - двадцать тысяч километров. Такие точки в активе кругосветника должны присутствовать непременно. У Александра Осипова это север России и Аргентина.

- А вообще австралийское путешествие у меня началось спонтанно, - рассказывает путешественник. - Я буквально два месяца назад вернулся из Африки и даже не мог предположить, что так быстро отправлюсь в Австралию. Но нашлись спонсоры, которые оплатили действительно дорогостоящие билеты. Это сеть магазинов "Эконом" и "Огонек". Они выделили серьезные деньги на оплату проезда в Австралию и обратно. Это дало мне возможность отправиться в дорогу. А связь по традиции предоставлена компанией "МТС".

Теперь ждем отправления Александра на родину кенгуру и бумеранга, а по возвращении будет интервью для "Тамбовского курьера". Это - обязательно.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер