USD78.47+0.26
EUR92.28+0.62

Тамбовский психолог: как остановить и предотвратить буллинг в классе

Арина Орлова Прочитали 365 раз(а)

Это ненормально

Моральное или физическое насилие в школе, которому одни ученики систематически подвергают других, создает нездоровый психологический климат в классе. У подростков, над которыми издеваются одноклассники, развивается подавленное состояние или депрессия, возникают проблемы с вниманием, успеваемостью, нарушения сна, приступы страха. Не видя выхода из проблемной ситуации и не имея адекватной поддержки, жертва травли может совершить самоубийство или попытаться отомстить обидчикам.

Подростки еще не обладают развитыми навыками общения и разрешения подобных проблем, поэтому предотвратить возможные трагические последствия буллинга - задача взрослых.

Взрослые, как родители ребенка, которого подвергают травле, так и учителя, должны обратить внимание на признаки буллинга. Среди них - эмоционально подавленное состояние подростка, у него могут быть помятые, испорченные или испачканные вещи, появиться синяки или ссадины. Жертва буллинга ведет себя неуверенно, встревоженно, избегает привлекать к себе внимание, может скрывать лицо за волосами. Чтобы не столкнуться с обидчиками, такой подросток старается прийти на урок позже или раньше других, побыстрее уйти после уроков или, напротив, задерживается в школе. В адрес ученика отпускают унизительные шутки, передают оскорбительные записки, объявляют ему бойкот.

Любой взрослый, заметивший признаки буллинга, должен вмешаться в ситуацию, демонстрируя подросткам, что эта ситуация не является нормальной и не может быть приемлема.  Учителю необходимо поговорить с классом о том, что буллинг является проблемой и болезнью всего класса. Даже те ученики, над которыми не издеваются, испытывают стресс от жестокости, которую наблюдают. Они не чувствуют себя в безопасности, не могут свободно выражать себя. У свидетелей травли возникают опасения, что поддерживать жертву, заступаться за нее или просто общаться с ней рискованно, так как можно навлечь на себя гнев агрессивных одноклассников. Нужно побуждать подростков, жертв и участников травли, а также ее свидетелей рассказывать о своих чувствах в этой ситуации. Это поможет подросткам увидеть друг в друге личность, будет способствовать возникновению у одноклассников эмпатии друг к другу.

Какая реакция взрослых на травлю подростка является неадекватной:

- обвинение жертвы в провокации агрессии по отношению к себе («ты сам не пытаешься ни с кем подружиться», «ты слишком странно/вызывающе себя ведешь, хочешь необычно выглядеть, привлекаешь к себе негативное внимание»);

- советы жертве не обращать внимание на насмешки, «быть выше своих обидчиков»;

- советы жертве воспринимать ситуацию буллинга как испытание, которое «сделает тебя сильнее», «закалит твой характер»;

- решение не вмешиваться в ситуацию («дети сами во всем разберутся», «каждый должен сам научиться защищать себя») может привести к трагическим последствиям;

- расчеловечивание подростков, проявлявших агрессию к одноклассникам (когда вместо порицания асоциального поведения осуждается сама личность подростков: на них навешиваются негативные ярлыки, например, «нелюди», «отморозки», «чудовища»).

Важно помнить, что в понимании, поддержке и помощи нуждается не только жертва травли, но и агрессор. Часто дети или подростки, подвергающиеся физическому или психологическому насилию вне школы (в семье, во дворе и так далее), не имея возможности дать отпор более сильному обидчику, вымещают свою злость на более слабых/безобидных одноклассниках. Иногда подростки без критики перенимают агрессивные установки значимых взрослых - например, по отношению к представителям другой национальности.

Взрослый должен разобраться в причинах травли и помочь подросткам, которые ее осуществляли, выработать адекватное отношение к окружающим людям. Рекомендуется предложить агрессорам загладить свою вину перед жертвой, наладить этот процесс поможет служба школьной медиации.

Для профилактики буллинга полезно проводить на классных часах дискуссии и тренинги на темы права на уважение и личные границы. Равное уважительное отношение педагогов к ученикам, отказ от выделения «любимчиков», выставления кого-то в пример другим помогут оградить подростков от переживания чувства превосходства или неполноценности в сравнении с одноклассниками.

Ольга ЗОРЕНКО, медицинский психолог ГБУЗ «Тамбовский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики»

 

 


Самое читаемое