Октябрьский манифест
Октябрьский манифест, или манифест 17 октября 1905 года, можно считать прообразом Конституции в России. По сути, это была первая попытка разработки подобного документа в нашей стране. Манифест стал ответной реакцией правительства на непрекращающиеся забастовки и народные выступления в тот момент. Этот документ стал одним из самых заметных событий в период первой русской революции 1905-1907 годов и являлся ее своеобразным итогом. Он положил начало новому государственному строю в России – конституционной монархии.
Манифест, прежде всего, давал ряд свобод гражданам и общественным институтам. Провозглашались свобода слова, свобода создания союзов и общественных организаций. Сразу же после издания Манифеста в России было создано более сотни самых различных обществ и объединений.
Манифест также давал избирательное право тем слоям населения, которые раньше им не обладали. Суть была в том, чтобы дать возможность принимать участие в судьбе страны всем слоям населения, вне зависимости от сословия и материального положения. Это было началом демократического общества. Нововведением было также то, что все законопроекты теперь рассматривались и утверждались Государственной Думой, император перестал быть единоличным правителем и законотворцем, его власть ослабла.
Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Единоличная власть монархии значительно ослабла, появился более современный законодательный орган, который должен был учитывать интересы народа.
Первая Конституция в СССР
10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял первую советскую Конституцию. Тогда это была еще РСФСР. Эта Конституция определила основные принципы устройства нового государства. Большинство этих принципов было разработано в ходе революции и нашло отражение в первых декретах советской власти и документах Всероссийских съездов Советов.
А в Советском Союзе День принятия Основного закона Союза ССР впервые был установлен декретом президиума Центрального исполнительного комитета СССР от 3 августа 1923 года. Памятная дата была приурочена к утверждению первой Конституции СССР. Ее проект был одобрен и «немедленно введен в действие» решением ЦИК от 6 июля 1923 года. Окончательно Конституция СССР была принята 31 января 1924 года II съездом Советов СССР.
19 сентября 1924 года президиум ЦИК СССР принял постановление, согласно которому День принятия Основного закона (Конституции) Союза ССР стали праздновать в первое воскресенье июля. 2 июля 1930 года «в связи с переходом предприятий и учреждений Союза ССР на непрерывную производственную неделю» праздник вновь был установлен на 6 июля, оставаясь при этом рабочим днем. До 1936 года включительно День принятия Основного закона (Конституции) Союза ССР отмечался в июле.
«Сталинская» Конституция
Принятая 5 декабря 1936 года новая советская Конституция, разработанная по инициативе и при личном участии Иосифа Сталина, на бумаге была, вероятно, самой демократической из Конституций того времени. Она отменяла дискриминацию по классовому признаку, гарантировала советским гражданам ключевые гражданские права: неприкосновенность личности, свободу слова, печати и собраний. Все трудящиеся получили по букве Конституции право на медицинское обслуживание и материальное обеспечение в старости.
Демократические декларации сталинского Основного закона дали возможность противникам Советской власти в послесталинские годы требовать от нее и ее чиновников: «Соблюдайте вашу Конституцию!». Новая Конституция должна была продемонстрировать всему миру, что СССР отказался от жестких мер революционного периода и эволюционирует в правовое государство, значительно меньше ограничивающее своих граждан.
Еще 31 января 1935 года, в разгар репрессий, вызванных убийством в декабре 1934 года одного из крупных партийных руководителей, первого секретаря Ленинградского горкома партии Сергея Кирова, политбюро по предложению Сталина приняло решение о разработке положений новой советской Конституции. В первую очередь предполагалось предоставить избирательные права многочисленным категориям «лишенцев», не имевших возможности голосовать из-за социального происхождения, репрессий в отношении членов их семьи и административной ссылки.
Предлагалось сделать выборы прямыми по принципу «один человек – один голос» вместо прежних многоступенчатых, заменить открытое голосование поднятием рук тайным заполнением избирательных бюллетеней. В сопроводительной записке к проекту решения политбюро Сталин указывал: «Дело с Конституцией СССР состоит куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд… Мы можем и должны пойти в этом деле (уничтожения многоступенчатых выборов и замены открытого голосования тайным.). Обстановка и соотношение сил в нашей стране в данный момент таковы, что мы можем только выиграть политически на этом деле. Я уже не говорю о том, что необходимость такой реформы диктуется интересами международного революционного движения, ибо подобная реформа обязательно должна сыграть роль сильнейшего орудия, бьющего по международному фашизму».
Разработку и принятие новой Конституции советский лидер рассматривал как проявление перехода к умеренному курсу после коллективизации и репрессий 1934-1935 годов. В демократизацию, к слову, поверила часть коммунистов и интеллигенции. Сталин рассчитывал, что это облегчит сближение с Западом на антигерманской и антияпонской основе. Надеясь на дрейф в умонастроениях европейских политиков и расширение рядов сторонников СССР, Сталин стремился создать благоприятный образ демократической и процветающей страны победившего социализма.
После XVII съезда ВКП(б) и «кировских» чисток Сталин был убежден в окончательном разгроме оппозиции и прочности собственного положения и уверен, что результаты любых выборов будут подсчитаны «правильно».
Новая Конституция очерчивала систему власти, характерную для парламентской республики. Высшей законодательной властью в стране объявлялся состоявший из Совета Союза и Совета национальностей Верховный совет СССР, а в перерывах между сессиями – его президиум. Предусматривалось равенство палат Верховного совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии, закреплялись ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать не оправдавших доверие. Был даже тщательно прописан механизм разрешения гипотетического конфликта между палатами. Что любопытно, по букве Конституции союзные республики сохранили свое право на выход из СССР (статья 17), имели возможность устанавливать отношения с иностранными государствами и даже формировать собственные воинские части (статьи 18а и 18б).
Официальным главой государства считался председатель Всесоюзного исполнительного комитета Михаил Калинин. Роль ВКП(б) скромно отмечалась в единственной 126-й статье, согласно которой в партию вступали наиболее сознательные рабочие, колхозники и представители интеллигенции, но реальность была иной. Тщательно выстроенный фасад скрывал власть партийного аппарата, стоявшего над исполнительной и законодательной властью и направлявшего и контролировавшего их работу.
127-я статья гарантировала жителям СССР неприкосновенность личности, 128-я ‒ жилища и переписки. 112-я провозглашала независимость судов и их строгое следование законам. 125-я статья гарантировала свободу слова, печати, собраний, уличных шествий и демонстраций ‒ правда, только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя».
Эти гарантии были растоптаны во время большого террора, когда следователи смеялись в глаза и издевались над напоминавшими о нормах Конституции. Репрессированы были и многие члены ЦИК и Верховного совета, подписавшие принятие Конституции 5 декабря 1936 года.
Последующие события ‒ от массовых арестов большого террора до расстрела рабочих волнений в Темиртау в 1959 году и в Новочеркасске в 1962 году ‒ ярко продемонстрировали декоративность провозглашенных в Конституции демократических свобод. Однако их публичная декларация позволяла диссидентам 1960‒1970-х годов выходить на площадь с требованием «соблюдайте свою Конституцию». Впрочем, власти были уверены в том, что свобода слова и собраний существует в СССР только для укрепления социализма.
Первые попытки изменить сталинскую Конституцию началась еще при Никите Хрущеве в 1962 году, однако реальная работа началась только в семидесятые годы при Леониде Брежневе.
Конституция 1977 года
«Брежневская» конституция была принята Верховным советом СССР 7 октября 1977 года. Этот документ вошел в историю как «конституция развитого социализма», поскольку констатировал построение в СССР «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства».
Несмотря на преемственность с предшествующими конституциями, Основной закон 1977 года представлял собой более высокий уровень конституционного законодательства. Эта конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. В документе были прописаны новые формы «непосредственной демократии» - всенародное обсуждение и референдум, - а также новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, на критику действий государственных и общественных организаций и так далее. Право на труд теперь дополнялось правом на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием гражданина, а также с учетом общественных потребностей. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей.
Многие права, узаконенные Конституцией 1977 года, например, свобода слова и печати, в условиях существовавшего тогда государственного строя и однопартийной политической системы так и остались лишь декларацией. Не реализована была в полной мере и жилищная программа. Тем не менее, Конституция СССР 1977 года приблизила закон к правовой практике своей эпохи.
В период перестройки в Конституцию 1977 года был внесен целый ряд поправок, направленных на расширение прав и свобод граждан, но в конце 1991 года она прекратила свое действие в связи с распадом государства, Основным законом которого являлась на протяжении пятнадцати лет.
Подготовка проекта российской конституции в 1990-1993 годах
12 июня 1990 года I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В этом документе была провозглашена необходимость разработки нового основного закона. Вплоть до его принятия в России продолжала действовать Конституция РСФСР 1978 года (с поправками).
Для работы над новым основным законом 16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов. Ее возглавил председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин (с июня 1991 года - президент республики), пост ответственного секретаря занял народный депутат, сопредседатель Социал-демократической партии России Олег Румянцев.
В течение 1990-1993 годов различными политическими и общественными группами разрабатывалось около двадцати вариантов основного закона. Однако к середине 1993 года официально рассматривались только два проекта. Первый, так называемый президентский, был разработан Сергеем Алексеевым, председателем совета Исследовательского центра частного права при президенте РФ, и Сергеем Шахраем, заместителем председателя правительства. Второй проект был подготовлен Конституционной комиссией под руководством Олега Румянцева.
5 июня 1993 года в Москве по инициативе президента России Бориса Ельцина было созвано Конституционное совещание из представителей органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций, которое утвердило окончательную редакцию президентской версии основного закона. При этом большинство народных депутатов в его работе участия не принимали. Съезд и Верховный совет РФ продолжали подготовку своего варианта основного закона, который предусматривал создание в России парламентской республики. Его утверждение планировалось 17 ноября 1993 года на X съезде народных депутатов.
21 сентября 1993 года президент подписал указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе», которым были распущены высшие органы власти в стране - Съезд народных депутатов и Верховный совет РФ, и назначены выборы в новый парламент - Федеральное собрание. В тот же день Конституционный суд признал это решение противоречащим основному закону. Согласно Конституции, Верховный совет РФ прекратил президентские полномочия Бориса Ельцина и возложил их исполнение на вице-президента Александра Руцкого. В течение последующих дней здание Верховного совета в Москве, где собрался X чрезвычайный съезд народных депутатов, по приказу Бориса Ельцина было блокировано внутренними войсками и милицией. 3 октября 1993 года в столицу были введены войска, которые на следующий день после танкового обстрела взяли штурмом здание парламента. Руководители оппозиции, включая председателя парламента и вице-президента, были арестованы.
В октябре-ноябре 1993 года президентский проект Конституции прошел окончательную доработку в специальных органах Конституционного совещания: Общественной и Государственной палатах, а также в Комиссии конституционного арбитража. 15 октября того же года Борис Ельцин подписал указ о проведении всенародного голосования по проекту конституции 12 декабря 1993 года.
Всенародное голосование
В голосовании по проекту Конституции РФ приняли участие 58 187 755 избирателей (54,81 процента). Из них 32 937 630 (58,43 процента) проголосовали за принятие основного закона. Против высказались 23 431 333 (41,57 процента).
Первая Конституция Российской Федерации вступила в силу в день официального опубликования 25 декабря 1993 года. Она стала высшим нормативным правовым актом Российской Федерации, закрепляющим основы конституционного строя, государственного устройства, прав и свобод человека и гражданина.
Конституция 1993 года
Конституция России состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей и девяти параграфов переходных и заключительных положений. Согласно статье 134, предлагать изменения в ее текст могут президент, члены палат Федерального собрания РФ, правительство, законодательные органы субъектов Федерации, а также группа сенаторов или депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа членов верхней или нижней палаты парламента. Поправки в основной закон могут быть внесены указом главы государства, федеральным конституционным законом или законом о поправке к Конституции.
За всю историю действующей Конституции было принято двадцать законодательных актов, вносящих поправки в ее текст. Первым стал указ Бориса Ельцина от 9 января 1996 года о внесении изменений в статью 65, где перечисляются субъекты Российской Федерации. Тогда речь шла о корректировке названий двух республик - Ингушетии и Северной Осетии - Алании. Впоследствии большинство поправок коснулось именно этой статьи в связи с переименованием и объединением субъектов Федерации, а также включением в состав России новых регионов.
Другим важнейшим изменением основного закона стало увеличение срока полномочий главы государства с четырех до шести лет, а депутатов Государственной Думы - с четырех до пяти лет. Соответствующие поправки в статьи 81 и 96 были приняты 30 декабря 2008 года.
5 февраля 2014 года в Конституцию была внесена поправка, связанная с ликвидацией Высшего арбитражного суда и передачей его полномочий Верховному суду. Кроме того, были расширены полномочия главы государства по кадровым решениям в прокуратуре, он получил возможность назначать заместителей генпрокурора, прокуроров субъектов Федерации и других. 21 июля 2014 года президент получил право своим указом напрямую назначать до десяти процентов членов Совета Федерации РФ.
4 октября 2022 года Президент России Владимир Путин подписал законы о ратификации договоров о принятии Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей в состав России и образовании в Российской Федерации новых субъектов, а также соответствующие федеральные конституционные законы (документы вступили в силу 5 октября). 6 октября была опубликована новая редакция Конституции, в часть 1 статьи 65 которой включены наименования новых субъектов Федерации. В соответствии с ними состав Российской Федерации увеличился с 85 до 89 субъектов.
Изменения 2020 года
15 января 2020 года в послании Федеральному собранию Президент Владимир Путин предложил внести ряд изменений в действующую Конституцию. 20 января 2020 года глава государства внес в Госдуму законопроект о поправке к Конституции РФ, получивший название «"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Документ предусматривал 206 поправок к 42 статьям основного закона, в числе которых были положение о приоритете российской Конституции над решениями межгосударственных органов, значительные изменения полномочий президента, палат Федерального собрания, Конституционного и Верховного судов и другое.
11 марта закон был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. 13 марта документ поддержали законодательные собрания всех регионов России. 14 марта закон подписал Президент Владимир Путин. 1 июня 2020 года глава государства своим указом назначил 1 июля датой общероссийского голосования по закону о поправке к Конституции РФ. В связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой из-за распространения коронавирусной инфекции нового типа была предусмотрена возможность голосовать несколько дней - с 25 по 30 июня, а в Москве и Нижегородской области введено дистанционное электронное голосование. 1 июля стало основным днем плебисцита. Всего в списки избирателей были включены 109 190 337 человек. В голосовании приняли участие 74 114 217 граждан РФ (67,97 процента). За предложенные главой государства изменения в Конституцию высказались 57 747 288 человек (77,92 процента), против - 15 761 978 (21,27 процента).
3 июля 2020 года Владимир Путин подписал указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками». 4 июля, после публикации обновленного основного закона, изменения Конституции вступили в силу.
О чем говорится в основном законе государства
Конституция - это высший нормативно-правовой акт, который закрепляет государственное устройство нашей страны, регулирует образование всех органов власти и систему государственного управления, а также определяет права и свободы человека и гражданина России. Документ имеет высшую юридическую силу. Это означает, что все законы, которые принимаются в стране, не могут противоречить Конституции. При этом она применяется на всей территории и во всех субъектах Российской Федерации.
День Конституции РФ
День Конституции Российской Федерации ежегодно отмечается 12 декабря. Государственный праздник был установлен указом президента Бориса Ельцина от 19 сентября 1994 года. До 2004 года включительно он являлся праздничным нерабочим днем.
С 1 января 2005 года, согласно поправкам в статью 112 Трудового кодекса от 29 декабря 2004 года, этот день вновь стал рабочим. 21 июля 2005 года День Конституции РФ был включен в перечень памятных дат России.
Накануне праздника в Кремле президент России вручает высшие государственные награды и премии. По всей стране проходят различные торжественные и культурные мероприятия, в том числе уроки правоведения, тематические презентации и выставки в образовательных и культурных учреждениях, праздничные концерты и так далее. Юбилейные даты основного закона отмечаются более широко.
В нынешнем году исполняется 30 лет с момента принятия Конституции Российской Федерации.
По материалам из открытых источников