Тамбовчане заметили, что уровень воды в канале Цны сейчас низкий, даже несмотря на то, что временную перемычку возвели почти месяц назад. Мы обратились за разъяснениями к директору филиала «Цнинской шлюзованной системы» ФГБВУ «Центррегионводхоз» Надежде Петровой. Она рассказала, что в прошлом году перемычка была выше на 0,7 метра. Кроме того, щиты на «гидре» позволяют понизить уровень воды в канале на время проведения работ по расчистке Цны.
Также Надежда Петровна сделал акцент на том, что в следующем году уровень воды должна уже будет регулировать основная плотина в Пригородном лесу. Для этого до конца текущего года необходимо завершить все ремонтные работы на данном объекте. Более того, по словам экспертов, в 2025 году уже не будет возможности снова возвести временную перемычку, которая спасала Тамбов от экологической катастрофы два года подряд. Почему нельзя – подробнее в нашем интервью.
— Расскажите, какая ситуация сейчас с плотиной в Пригородном лесу?
— В неудовлетворительное состояние плотина пришла ещё в 2021 году. Построили её после Великой Отечественной войны. Причём первая попытка была неудачной, мост-плотину размыло паводком, а потом на том же самом месте 8 лет строили новую плотину. В итоге данное сооружение простояло 47 лет. Это очень долгий срок для такого объекта, поэтому капитальный ремонт в любом случае был уже необходим.
После выявления аварийного состояния плотины в ноябре 2021 года мы направили заявку на капитальный ремонт. В марте 2022 года регион получил федеральные деньги в размере 5 млн рублей на составление проекта. После этого были объявлены электронные торги. Тендер выиграла компания «Рязань проект».
Но пока мы проводили все необходимые процедуры, плотина оставалась аварийной. Поэтому воды в реке не было, её же сняли с напора. Наступил май, и жители начали беспокоиться по поводу низкого уровня воды.
Я как эколог прекрасно понимала, нужно что-то делать, ведь ситуация была патовая. Если воды долго не будет, то всё наше Тамбовское море и весь канал обмелеют и превратятся в гниющее болото. По нашим расчётам, возможный ущерб составил бы 3 млрд рублей. Поэтому я написала в ФГБВУ «Центррегионводхоз» письмо с запросом на установку временной перемычки за 16 млн рублей, однако мне отказали. Сразу уточню, что эту перемычку мы хотели делать в другом месте и выглядеть она должна была не так, как выглядит нынешняя временная перемычка.
Так вот мне сказали ждать проекта и ремонтировать плотину, не возводя при этом никаких временных гидротехнических сооружений. Однако готовый проект нам должны были отдать только в январе следующего года.
И в это самое время местным жителям пришла идея самостоятельно решить проблему с уровнем воды в реке.
— Расскажите об этом подробнее.
— Предприниматель Александр Романов пришёл ко мне, возмущаясь бездействием чиновников. Он решил собрать деньги с местных жителей и установить свою временную перемычку, чтобы спасти реку. Тамбовчанин просил у меня помощи в этом вопросе. Я объяснила, что подобные вещи нельзя делать без официального разрешения.
Однако люди меня не послушали, собрали деньги и достаточно быстро сделали перемычку. Скажу честно, что они нашли самое лучшее место для её размещения. Более того, Романову даже сделали проект строительства этой перемычки. Он ничего ни от кого не скрывал. За свои деньги тамбовчане расчистили проезд, укрепили откосы, уложили бетонные блоки в русло.
В общей сложности на возведение объекта ушло около 10-ти дней. И пока шло строительство, не появился ни один представитель надзорных ведомств и не запретил возводить перемычку без официального разрешения. Как только перемычка была готова, и вода поднялась, Романова тут же посадили под домашний арест. При этом само основание для возбуждения уголовного дела было достаточно спорным. По факту, ему и не нужно было разрешение, ведь он не трогал дно и берега, не менял русло, а просто положил бетонные блоки в существующие устои старой плотины, где уже были готовые дно и берега. Можно было просто предписать ему убрать блоки и выписать максимум 20 тысяч штрафа. А в итоге он 7 месяцев провёл под домашним арестом.
Пока он строил плотину, я 2 месяца находилась на лечении в Москве. Когда вернулась, у меня спросили, давала ли я разрешение на возведение временной перемычки. На меня тоже завели уголовное дело – якобы за содействие. Оказывается, когда он собирал деньги на строительство, то всем говорил, что я разрешила.
Суд дело Романова вернул прокурорам, так как обвинительное заключение составлено с нарушением требований законодательтва. Это дело до сих пор не закрыто.
Параллельно с этим бывший министр экологии Альберт Андреев писал во все инстанции письма с просьбой принять меры в отношении Александра Романова, который незаконно возвёл перемычку. В итоге временное гидротехническое сооружение разобрали. Но на следующий год ситуация повторилась – в мае уровень воды сильно упал.
— Но в 2023 году всё же решили вернуть перемычку. Почему?
— Когда возник риск экологической катастрофы, Андреева сняли с должности министра экологии региона, а ко мне приехали с вопросом, как поднять уровень воды в реке. Чтобы провести работы по возведению перемычки немедленно, объявили режим ЧС из-за начавшегося нерестового периода.
— А как повлияло возведение перемычки на проект капремонта плотины?
— Мы перемычку включили в проект как уже существующую. Иначе нужно было бы за 150 млн рублей строить новую перемычку, а так – сэкономили бюджетные деньги. В заключении даже указано, что данная перемычка работает только в летний период.
И поэтому у нас было основание – утверждённый проект, по которому данная перемычка уже стоит.
— То есть по факту, в этом году её тоже можно было спокойно ставить на прежнее место?
— Да, только не в нерестовый период.
— Нужно было сделать это ещё в апреле, чтобы успеть до нереста?
— Нет, раньше её было невозможно установить из-за паводка. Соответственно, потом нужно было дождаться окончания нереста, и после 10 июня устанавливать перемычку. Это если действовать по проекту. Только мы в итоге её всё равно поставили на месяц раньше.
— Почему?
— Потому что ввели режим повышенной готовности из-за риска возникновения ЧС. Соответствующее предписание написала прокуратура из-за угрозы безопасности страны, так как уровень воды в Цне критически важен для систем охлаждения некоторых оборонных предприятий региона. В итоге мы согласовали установку перемычки во время нереста с Московско-Окским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
— В этом году временную перемычку снова установили в период нереста, а что будет в следующем году?
— Важно понимать, что перемычку поставили на месте старой деревянной плотины, которая существовали ещё до революции. В русле от этой плотины остались деревянные устои. По факту, сейчас в воде лежат почти сгнившие брёвна. Их качество уже такое, что между ними начала вымываться земля и проходить вода. Да и сами брёвна уже истончаются, ветшают, напор-то бешенный. Уже в прошлом году из этого устоя начала вода литься, а за год ситуация ещё сильнее ухудшилась. В этом году полы стали проваливаться, когда на них положили плиты. Это же временное сооружение, его нельзя ставить на постоянной основе. Всем ясно, что оно не пройдёт никакие санитарные нормы. Перемычку поставили только, чтобы экстренно спасти ситуацию. А в следующем году временную перемычку в том же самом месте уже никак нельзя будет поставить. Это опасно. Да, это временная перемычка, но она держит 50 миллионов кубометров воды. Представляете, если смоет устои, и такая волна пойдёт вниз!
— А нельзя ли просто заменить старые сгнившие доски, если в следующем году вновь возникнет необходимость в перемычке? Или это будут большие финансовые затраты?
— Эти брёвна вставлены в дно и берега. Чтобы их заменить, потребуется всё полностью разворочать, а затем с нуля перестроить. Это большие затраты. Да и не будет в этом необходимости, если мы до конца года успеем завершить ремонт основной плотины. Если подрядчик уложится в сроки, то в следующем году уровень воды в Цне будет регулировать уже сама плотина.
— А вы успеете в срок? Как сейчас обстоят дела с капитальным ремонтом гидротехнического объекта?
— Мы защитили проект, на ремонт плотины выделили 300 млн рублей. Эту сумму нам разбили на три года. В тендере на реконструкцию гидротехнического сооружения участвовали 5 подрядчиков. Выиграла тамбовская компания, которая сбросила 15% от общей суммы. Однако через 4 месяца, в августе Стройкотроль приостановил его работу. К тому моменту он успел разобрать всю правобережную дамбу.
Мы расторгли контракт по обоюдному согласию, чтобы как можно быстрее продолжить работы. Сразу после этого обратились к подрядчику, который по итогам тендера был вторым по списку. Исполнителя долго уговаривали, потому что работы необходимо было начать ещё в апреле, когда прежняя плотина не была разобрала, а не в сентябре, когда предыдущий подрядчик из-за своей некомпетентности уже разрушил шпунты. Соответственно, второму подрядчику работать было гораздо сложнее, а условия контракта и сумма оплаты оставались прежними. В итоге удалось его уговорить. С сентября по февраль бригада занималась ремонтом. Работали они хорошо, до паводка не останавливались вообще ни на один день.
— А в зимние месяцы тоже можно работать?
— Да, можно, при соблюдении определенных технологических условий. Причем такие работы даже стоят гораздо дороже, чем летние.
— Сколько работы подрядчик успел сделать за первый год?
— До паводка компания успела сделать всю подземную часть. И это был принципиальный момент. Чтобы успеть до половодья, подрядчик вложил в строительство свои деньги. Потому что если бы подземная часть была не готова, тогда паводком смыло бы временный котлован в русле реки, и вся проведённая работа пошла бы насмарку.
Стоит уточнить, что технология ремонта плотин предполагает строительство обводного канала на время работ. Но в нашем случае этого сделать было нельзя, потому что рядом с плотиной стоят дома и лыжный стадион. Поэтому было решено разделить русло на два участка, отгородить их друг от друга и сначала провести все работы в одном, а потом – в другом. Главной задачей было завершить все подземные работы до паводка.
В итоге было освоено 116 млн рублей из федеральных средств, выделенных на первый год. А на самом деле подрядчик сделал работ на 186 млн рублей, добавив свои 70 млн рублей с условием последующего возмещения затрат. Деньги ему пообещали отдать после выделения второй части финансирования из федерального бюджета.
Однако в 2024 году в нашей курирующей организации в Москве сменился директор. Его не устроила работа подрядчика, и денежные средства за уже выполненные работы исполнитель не получил. При этом на 65 млн рублей уже был закрыт акт выполненных работ. И этот документ, как и сама оплата, в буквальном смысле зависли в воздухе.
— Было ли какое-то обоснование для такого решения? Подрядчик же уже потратил свои деньги.
— Дело в том, что появились два человека, которые постоянно писали различные жалобы. Например, что подрядчик заменил материалы и использовал не те шпунты, которые были указаны в проекте.
— Почему?
— Потому что начались санкции, и указанные в проекте изначально импортные шпунты стало просто невозможно купить. Их заменили на аналогичные материалы отечественного производства. И на этот случай есть пункт 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ. Он гласит: если не меняется конструкция, значит заменить материалы можно простым извещением, без проведения дополнительной экспертизы. Собственно, проектировщики всё поменяли после нашего обоснования. То есть необходимые изменения в документацию были внесены своевременно.
И таких замечаний было очень много. В том числе были претензии к комиссии для приёмки объекта, которую я ранее создала. Стоит уточнить, что за всеми этапами работ следили Стройконтроль и Авторский надзор. Это независимые структуры, которые находятся не в Тамбове. Все надзорные ведомства подписали наши документы, не найдя в них никаких нарушений.
— Если с документами всё в порядке, то какие претензии есть к подрядчику?
— Лично у меня к нему никаких претензий нет. Подрядчик работу свою выполнил хорошо. Но, видимо, у руководства нашей курирующей организации есть свой подрядчик, которому хотели бы передать данный объект. И я считаю, что это несправедливо, с человеком нужно как минимум рассчитаться. А мне сейчас говорят, что объект нужно заморозить и провести множество разных проверок.
— И как обстоят дела с ремонтом плотины на данный момент?
— После множества жалоб подрядчик приостановил свою работу. На него отправили документы во все официальные структуры. Прокурорская проверка нарушений не выявила, жалобы передали в УФАС. Это ведомство месяц проверяло все документы и тоже не нашло никаких нарушений. Теперь документы по стройке отдали в УМВД. И на этом пока всё зависло.
— Скажите, какова готовность объекта на данный момент?
— Подрядчик выполнил примерно 70% работ. Но дальше ему сейчас работать не дают. Более того, ему заплатили только за 35% всех выполненных им работ.
— По закону имеете ли вы право сейчас не заплатить подрядчику, который уже вложил в строительство свои деньги?
— Нет. Все выполненные работы обязательно нужно оплатить. За каждый день просрочки оплаты нам начисляют пени.
— Какие прогнозы вы можете сейчас сделать по плотине? Что будет при самом хорошем раскладе и что – при самом плохом?
— При самом хорошем исходе нужно успеть завершить все ремонтные работы на плотине в этом году. Объект необходимо сдать в эксплуатацию осенью. Однако если подрядчику не дадут возобновить работы, тогда мы получим самый плохой сценарий. Плотина сделана не будет, а временную перемычку в следующем году ставить нельзя, как я уже говорила ранее. Соответственно, мы получим на выходе экологическую катастрофу. Кроме того, паводок разрушит всё, что было сделано ранее, и работу придётся начинать с нуля, выделив на неё ещё как минимум 300 млн рублей или даже больше.
— Когда самое позднее нужно возобновить работы, чтобы подрядчик успел всё завершить в срок?
— Сейчас. Уже даже сезон нереста давно прошёл. Подрядчику нужно активно работать, ведь до сентября осталось всего 2 месяца. По проекту, мы собирались именно в сентябре поставить под напор отремонтированный объект.
— В курсе ли региональное министерство экологии и правительство Тамбовской области о сложившейся ситуации?
— Да, я сама лично ходила с этим вопросом к руководству области. Мне пообещали поговорить с главой федерального агентства водных ресурсов. Этому ведомству как раз подчиняется наша курирующая организация — ФГБВУ «Центррегионводхоз».
Понимаете, по факту, сейчас нет никаких объективных оснований для приостановки контракта. Проверки могут идти хоть 3 года, а контракт должен выполняться. Но при этом подрядчику нужны деньги для дальнейших работ, а эти деньги ему никто не перечисляет, ссылаясь на проверки. Замкнутый круг получается. И невыплата денег, в свою очередь, является препятствием к выполнению деятельности по условиям контракта. Соответственно, сейчас ФГБВУ «Центррегионводхоз» превышает свои полномочия, потому что федеральные деньги на ремонт плотины в этом году уже выделили, но до исполнителя они так и не дошли. Значит, не расходуются бюджетные средства по целевому назначению. И чем вся эта история закончится – пока непонятно…
Мы будем следить за ситуацией и информировать обо всех изменениях, связанных с капитальным ремонтом плотины в Пригородном лесу.
Тем временем 27 июня в Тамбове дали старт второму этапу масштабной расчистки Цны. Работы будут проходить одновременно на пяти участках. Для этого задействуют четыре земснаряда, два из которых уникальные.
Проект реализуют в два этапа в течение пяти лет в рамках двух федеральных программ. На проведение работ выделили почти 360 млн рублей, треть из которых освоят в этом году. Всего расчистят 5291 метр реки, в том числе участки от моста в парке культуры и отдыха до моста в парке «Дружба», возле плотины в Пригородном лесу и в районе нескольких садовых товариществ.
Подрядчик уберёт не только накопленные донные отложения, но и приведёт в порядок береговую полосу, где есть излишки камышовой растительности. На завершающем этапе исполнитель должен благоустроить территорию.
Стоит уточнить, что на время работ примут дополнительные меры по обеспечению безопасности на реке и запретят движение маломерных судов, пишет Собиз Инфо.
Фото: Собиз Инфо, филиал «Цнинской шлюзованной системы» ФГБВУ «Центррегионводхоз»