USD96.07-1.17
EUR105.11-1.4

Дороги – лицо города

Прочитали 49 раз(а)

Ремонт дорог в Тамбове всегда был и до сих пор остается очень острым вопросом. Насколько качественно его делают сейчас? Хватает ли в бюджете денег на ремонт? Как избежать срыва сроков контракта и не нарваться на недобросовестных подрядчиков? Эти и многие другие вопросы, связанные с дорожным ремонтом, "Собиз Инфо" обсудил с человеком, который действительно разбирается в теме. Побеседовать с нами согласился депутат и председатель комитета по городскому хозяйству Тамбовской городской Думы шестого созыва от «Единой России» Алексей Власкин.

 

- Давайте сразу перейдем к одной из самых острых тем, которую активно обсуждают горожане. Советская – это не только центральная, но и одна из самых длинных улиц Тамбова. Она - лицо города. В 2022 году Советскую отремонтировали. Как Вы оцениваете качество этого ремонта?

- В прошедшем году у горожан была масса претензий к ремонту городских дорог: и к соблюдению качества выполнения ремонта, и к соблюдению сроков. Неоднократно люди делали замечания по ремонту тротуаров и дорожного полотна на улицах Чичерина, Ореховой, Советской. История закончилась тем, что ремонт улицы Советской ушел в зиму, в результате работы так и не были завершены, муниципальный контракт не был полностью исполнен, и его расторгли по соглашению сторон. Хотя о каком расторжении по соглашению сторон могла идти речь через два месяца после истечения срока контракта? Если не ошибаюсь, общая сумма неисполненных обязательств подрядчика по муниципальному контракту составила двадцать миллионов рублей. Речь идет об участке от Комсомольской площади до улицы Максима Горького. Летом подрядчик, который в тот момент укладывал тротуарную плитку, приостановил работы, сославшись на плохие погодные условия. При этом в декабре тому же самому подрядчику погода совсем не помешала укладывать плитку прямо в снег. В Интернете достаточно фото и видео. Очевидно, что в итоге плитку уложили с явными нарушениями.

 

- Как Вы считаете, почему так произошло?

- Есть основания полагать, что у подрядчиков не было достаточно людей и техники для такого объема работ. Просто поспешили набрать больших контрактов и потом физически не успевали выполнить их в срок. Я так понимаю, что у одного и того же подрядчика, кроме Советской, еще были Чичерина, Ореховая и ряд других улиц.

В данном случае к подрядчику должны быть применены самые жесткие санкции. Согласно части 7 статьи 7.32 КоАП, предусмотрено наказание до трехкратного штрафа от стоимости невыполненных работ. Получается шестьдесят миллионов рублей, если сумма невыполненных обязательств по муниципальному контракту составила двадцать миллионов рублей. Я читал, что прокуратура Ленинского района возбудила административное расследование, но там речь идет о привлечении к ответственности должностного лица, а не организации, соответственно штраф может составить от пяти до пятнадцати процентов от суммы невыполненных работ. Условно говоря, подрядчику нужно будет отдать один-три миллиона рублей. Думаю, это неправильный подход в подобной ситуации.

 

- Как можно избежать повторения такой ситуации в дальнейшем?

- Все подрядчики перед участием в конкурсных процедурах на заключение муниципальных контрактов анализируют, как исполнялись предыдущие контракты, как вела себя власть, проявляла ли необъяснимый альтруизм по отношению к недобросовестным подрядчикам или же штрафовала их по полной программе. Поэтому для города выгодно по максимуму привлекать к ответственности недобросовестных подрядчиков, чтобы организации, которые планируют заключить контракты и хотят войти на рынок ремонта дорог, видели, что в Тамбове никому поблажек и преференций не дают, а значит, работы придется выполнить качественно и в срок.

 

- Можете привести конкретный пример, когда городские власти видели, что подрядчик не справляется, и не принимали его работу?

- Конечно. Это было в 2017 году. Тогда не приняли работу одного из подрядчиков, который выполнял капитальный ремонт дорог вокруг Центрального рынка. Речь идет об улицах Носовской, Красной и Октябрьской. Работы на этих трех улицах не были приняты и не были оплачены. В ходе производства работ выявили серьезные нарушения технологии: практически холодный асфальт клали прямо в лужи, в грязь, без очистки поверхности и предварительной проливки битумом. Естественно, в итоге на асфальтовом покрытии появились трещины. Все это было зафиксировано и приложено к депутатскому запросу, направленному в ОБЭП, который, в свою очередь, начал проверку - опрос должностных лиц муниципального заказчика и подрядчика. В результате заказчик не стал подписывать акты выполненных работ и оплачивать некачественный ремонт, а подрядчик был внесен в черный список.

Это говорит о том, что нужно постоянно контролировать работу подрядчика на всех этапах. Неважно, сколько выделено средств из бюджета. Выделили рубль – нужно заставить подрядчика сделать качественно на рубль.

Весной 2016 года мы впервые признали работу администрации по содержанию ремонту дорог неудовлетворительной и продолжали признавать ее такой в течение трех лет подряд. Это было вообще впервые в истории города и, собственно говоря, послужило толчком для того, чтобы качественно изменить ситуацию с ремонтом дорог.

 

- Что это означает на практике для администрации города?

- Ежегодно в городе реализуются несколько муниципальных программ, среди них есть и программа, в рамках которой проводится содержание и ремонт автомобильных дорог Тамбова. Перед ежегодным отчетом о работе администрации города сити-менеджер отчитывается по каждой из этих программ. Из совокупности отчетов о выполнении муниципальных программ потом и рождается его ежегодный отчет. Если он не отчитался или его работу депутаты признали неудовлетворительной по большинству из этих программ, то и его ежегодный отчет признается неудовлетворительным. А если два раза отчет главы признали неудовлетворительным, то возникает вопрос о досрочном расторжении контракта с главой администрации, нарушающим условия контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения. Это прописано в Уставе города. Городская Дума, собственно, и нужна для того, чтобы от имени и в интересах горожан ставить задачи администрации, утверждать программы и планы капитального ремонта дорог, а затем по итогам года год давать оценку проделанной работе. Если же показатели не выполнены, депутаты должны признавать работу администрации неудовлетворительной.

 

- Какие полномочия есть у городской Думы в этом плане?

- Если говорить бизнес-категориями, ведь вашему изданию близка эта тема, то Тамбовская городская Дума – это как совет директоров, который нанимает генерального директора (главу администрации), утверждает ему бюджет на основании его предложений, утверждает контрольные показатели его деятельности и затем рассматривает, как он справился со своей задачей. И потом либо премирует, либо привлекает к ответственности, либо вообще увольняет с передачей материалов в правоохранительные органы. Вот суть. Правда, есть нюансы. Если этот совет директоров сформирован генеральным директором из своих сторонников, которые вместо защиты интересов акционеров и контроля деятельности директора безусловно подчиняются директору и делают все, что он говорит, то происходит деформация системы власти, возникают серьезные риски недобросовестного поведения управленцев, что неминуемо влечет нарушение интересов акционеров, в нашем случае - горожан.

 

- Как формируются программы ремонта городских дорог? Какие улицы туда входят, и по каким критериям составляют общий список?

- Есть положение о содержании и ремонте дорог, утвержденное городской Думой. Ежегодно до 15 сентября администрация города должна проводить оценку технического состояния всех городских дорог и в зависимости от результатов этой оценки формировать план ремонта на следующий год. Приоритет должны отдавать дорогам, по которым осуществляются  регулярные пассажирские перевозки, то есть ездит общественный транспорт. Далее принимают во внимание предложения депутатов городской Думы и организаций в области дорожной деятельности, которые направляют их до 15 октября. Ну и, естественно, принимаются во внимание решения суда о понуждении администрации города отремонтировать ту или иную дорогу, представления прокуратуры и предписания Управления ГИБДД, что, наверное, является самым эффективным механизмом понудить чиновников отремонтировать ту или иную дорогу. Вот из этих составляющих и формируется общий список дорог, подлежащих ремонту на ближайший год. Естественно, этот план формируют, исходя из финансовых возможностей, из тех средств, которые выделяет область, потому что собственных доходов у города Тамбова на ремонт дорог нет. Собственные доходы, которые в основном складываются из налоговых и неналоговых поступлений, покрывают только заработную плату, налоги с этих зарплат и частично коммунальные услуги. Это где-то около двух с половиной миллиардов рублей в год. При этом бюджет города составляет примерно десять миллиардов рублей в год. Поэтому, понимаете, какая часть собственных доходов, а какую дает область.

 

- Всегда ли общий список формируют именно так?

 - Это так должны делать. Но судя по последним годам, принципы включения дорог в план ремонта стали менее прозрачными. Например, до этого депутатами гордумы 6-го созыва в 2020 году был сформирован план ремонта на 2021 год. Но к нашему удивлению, большинство дорог, которые мы запланировали, в 2021 году отремонтированы не были. Потому что депутаты нового состава гордумы и чиновники администрации их просто оттуда исключили и вписали совсем другие дороги. Юридически по представлению администрации городская Дума имеет право скорректировать план. Но нам непонятно, почему из списка исключили дороги, которые десятилетиями не видели асфальта. В том числе и часть дорог частного сектора, которые уже лет пятнадцать назад надо было бы сделать.

 

- На ваш взгляд, какая сумма на дороги в год была бы оправдана, чтобы хватило на ремонт, но не ударило бы по бюджету?

- Как я уже сказал выше, собственные доходы городского бюджета в принципе не позволяют ремонтировать дороги. Этих денег хватает только на зарплаты муниципальным служащим и оплату коммунальных услуг учреждений. Все остальное финансируют по федеральным и областным программам.

 

- Но есть же какая-то сумма, необходимая на ремонт дорог ежегодно?

- Понимаете, тут вопрос даже не в сумме. Ведь мы видим по прошлому году, что денег-то было достаточно, но их не смогли полностью освоить. Поэтому здесь прежде всего нужно поставить вопрос об эффективности организации работы. Во-первых, о сроках проведения конкурса по отбору подрядчика. Во-вторых, об осуществлении технического надзора. И в-третьих, о применении санкций для того, чтобы на выделенные средства приходили подрядчики, которые могут эффективно, добросовестно, оперативно и качественно все сделать. Тогда не будут оставаться неизрасходованные деньги и не будет претензий по качеству. Только после этого можно было бы говорить о том, что городу можно наращивать финансирование ремонта дорог.

 

- Как вы оценили бы список дорог, которые планируют отремонтировать в Тамбове в этом году? Все ли они нуждаются в ремонте, или есть другие улицы, которые стоило бы отремонтировать в первую очередь?

- Для оценки надо освежить в памяти дороги, которые стоят в плане на этот год.

 

- В список включили шестнадцать дорог. Среди них Чичканова, Агапкина, Свободная, Уборевича, Андреевская, Социалистическая, Лермонтовская, Коммунальная, Лысогорская, Степная, Фиолетова, 3-я Высотная и 4 квартальных проезда.

- 3-ю Высотную однозначно нужно делать, там просто ужас. Она идет там, где находятся бывшая 20-я школа и 6-я спортшкола. Там огромные ямы. Это как раз одна из тех улиц, которые мы вносили в план ремонта на 2021 год. Улица Фиолетова тоже была в том списке. Там же были и другие улицы, такие, как Жемчужникова, Воровского, 2-я Высотная, Летняя.

Улицу Социалистическую действительно нужно делать, потому что ее последний раз ремонтировали в 2010-м году. За двенадцать лет полотно пришло в негодность, поэтому я считаю ремонт этой улицы оправданным.

Чичканова? Да, ее тоже давно не делали, это имеет смысл. Северную часть города - там, где Агапкина, Свободная и так далее, тоже стоит отремонтировать. Однако незаслуженно забыта Мичуринская, особенно на участке от телецентра до железнодорожного переезда. Там дорожное полотно можно было бы отремонтировать в рамках текущего ремонта, но почему-то этот участок игнорируют. Хотя там очень большой транспортный поток, в том числе пассажирского транспорта.

 

- Может, в этот список стоило добавить больше крупных транспортных артерий Тамбова?

- В целом больших дорог, таких, как Пролетарская, Карла Маркса, Магистральная, Рылеева, бульвар Энтузиастов, Мичуринская, за последние годы было сделано много. Та же Советская в 2020 году была отремонтирована на участке от площади Ленина до Динамо, Карла Маркса - от бульвара Энтузиастов до Магистральной. Сейчас эти улицы находятся в относительно неплохом состоянии, учитывая, что мы все-таки пытались воздействовать на подрядчиков и тех, кто осуществлял технадзор. Администрации города необходимо доделать оставшиеся участки больших улиц, но сделать это качественно, чтобы они прослужили хотя бы лет десять, чтобы в этот межремонтный интервал заасфальтировать поперечные и малые улицы.

Кстати, возвращаясь к списку: улицу Карла Маркса на участке от Пролетарской до площади Ленина тоже необходимо отремонтировать. Этот отрезок дороги был отремонтирован в 2010 году, и за прошедшие двенадцать лет пришел в неудовлетворительное состояние. Нужно решить проблему инженерных сетей, проходящих под дорогой, и привести этот участок в нормативное состояние.

 

- Что можно сделать для того, чтобы ремонт дорог был качественным, и ситуация с Советской не повторилась?

- Для того чтобы изменить подход к ремонту городских дорог, необходимо прежде всего назвать вещи своими именами. Ремонт был организован плохо, технический надзор толком не осуществлялся, график проведения работ не соблюдался, весь объем запланированных работ так и не был выполнен до конца.

В связи с этим работа администрации города по содержанию и ремонту дорог в 2022 году должна быть признана депутатами гордумы неудовлетворительной, чиновники - привлечены к дисциплинарной ответственности, а подрядчики должны выплатить штрафы и неустойки. Где контракты были не выполнены, подрядчики должны быть включены в черный список. Как я говорил выше, в 6-м созыве гордумы была такая практика, сейчас нужно сделать то же самое.

Почему важно назвать вещи своими именами и привлечь к ответственности чиновников и недобросовестных подрядчиков? Это позволит послать будущим подрядчикам однозначно считываемый сигнал о том, что в Тамбове не получится «срубить легких денег», сигнал о том, что городская власть принципиально и требовательно относится к подрядчикам. Если этого не сделать, то повторится ситуация, когда подрядчик наберет объем работ, который физически не сможет выполнить, что неизбежно скажется на качестве и полноте ремонта городских дорог.

 

- А как быть с соблюдением сезонности работ и с тем, что подрядчики периодически срывают сроки, прописанные в контракте?

- Необходимо своевременно утвердить лимиты на капитальный ремонт дорог не позднее февраля, а конкурсные процедуры и заключение контрактов провести не позднее апреля. Работы по ремонту дорог носят сезонный характер, поэтому принимать решение о лимитах и финансировании капремонта дорог без учета сезонности недопустимо. Если после проведения конкурсных процедур останется экономия, то не стоит пытаться ее освоить в конце строительного сезона. Это приведет к неизбежным нарушениям сроков и качества работ.

Утверждение плана проведения работ и согласование подрядчику графика проведения работ должны обеспечивать выполнение работ в установленные муниципальным контрактом сроки. Причем соблюдение сроков нужно контролировать постоянно, а не за две недели до окончания контракта.

 

- Вы говорили о техническом надзоре. Он сейчас достаточен в Тамбове?

- Технический надзор должен быть ужесточен. Особое внимание необходимо уделить фиксированию и актированию скрытых работ, контролю за соблюдением технологии, качеством материалов и профессиональным уровнем лиц, фактически выполняющих работы. Следует обеспечить фото- и видеофиксацию результатов скрытых работ на всей протяженности ремонтируемой дороги, а также результатов инструментального контроля температуры укладываемого асфальта. Должностные лица, ответственные за технический надзор, должны приостанавливать работы в случае неблагоприятных погодных условий, нарушения технологии, применения некачественных материалов.

 

- Вы много раз упоминали о продольных швах, по которым в итоге начинают разрушаться недавно отремонтированные дороги. Сейчас как с этим обстоят дела в городе?

- Необходимо взять на особый контроль недопущение нарушений технологии, приводящих к возникновению продольных швов, так как преимущественно именно по ним разрушается дорожное полотно в Тамбове. Как правило, подрядчики используют асфальтоукладчики, не оборудованные устройством для прогрева кромки ранее уложенного асфальта, с которым стыкуется новый асфальт, что и приводит к возникновению продольных швов.

Отдельно следует отметить, что в городе есть собственная муниципальная дорожная лаборатория, которая была приобретена по нашей с коллегами инициативе в 2018 году. Оборудование лаборатории позволяет осуществлять оперативный инструментальный контроль качества произведенных дорожных работ. Просто нужно пробы дорожного полотна брать не там, где удобно подрядчику, а там, где возникли претензии у горожан и специалистов по техническому надзору. Помимо основного дорожного полотна, пробы для инструментального контроля необходимо обязательно брать в местах съездов с основной дороги во дворы и в заездных карманах, которые подрядчики зачастую асфальтируют по остаточному принципу - асфальтом ненадлежащей температуры и с использованием виброплиты вместо катка.

 

- Можем как-то подытожить все сказанное выше?

- Сейчас областным бюджетом выделяется достаточно средств на ремонт городских дорог. Поэтому дело осталось за малым - городские чиновники должны обеспечить эффективное использование средств налогоплательщиков, а не просто их освоить.