USD97.24+0.29
EUR106.51+0.09

Андрей Сапрыкин: об СВО из первых уст

Арина Орлова Прочитали 311 раз(а)

Андрей Сапрыкин является экспертом Тамбовского регионального фонда содействия бизнесу, возглавляет федерацию практической стрельбы Тамбовской области, входит в состав Общественного совета при областной Думе. Также он – участник СВО и заместитель командира бригады «Дон». Получив второе тяжелое ранение, приехал в Тамбов, где находится в отпуске по реабилитации после операции. Он согласился ответить на вопросы «Собиз Инфо», связанные со спецоперацией.

Тем более, что за 18 месяцев службы в зоне СВО Андрей Сапрыкин успел побывать на разных участка фронта и сделать свои выводы об изменении техники ведения боя — с начала спецоперации до сегодняшнего дня.

Стоить также уточнить, что у него имеется соответствующий боевой опыт, полученный, в том числе, во время первой Чеченской кампании.

География перемещений по линии фронта

В самый сложный момент вооруженного конфликта, в ноябре 2022 года, он принял для себя решение пойти добровольцем в зону СВО. Заключив контракт, Сапрыкин отправился служить на Кинбурнскую косу в батальон «Дон» в качестве старшего оператора расчёта ПТУР.

Главной задачей батальона в конце 2022 года было создание полосы обороны, чтобы предотвратить высадку противника и не допустить его проход вглубь Херсонской области, которая на тот момент была ещё Николаевской областью.

На Кирбурнской стрелке Андрей Сапрыкин пробыл 3 месяца, а затем его направили в Луганск в качестве командира взвода, где он принимал участие в выполнении боевых задач вновь созданного добровольческо-штурмового корпуса.

В Луганске тамбовчанин находился около 3-х месяцев, после чего в составе отделения БПЛА в мае был направлен на Белгородское направление, где пробыл около месяца. На этом участке фронта противник, помимо всего прочего, активно использовал БПЛА, средства радиоэлектронной борьбы и иной порядок огневого воздействия на подразделения Минобороны.

В июне 2023 года Андрея Сапрыкина вновь направили в Херсонскую область на Кинбурнскую стрелку, а в августе его назначили командиром батальона «Егорлык».

В феврале 2024 года Андрей Викторович стал заместителем командира бригады «Дон» на одном из Херсонских направлений.

Про изменение тактики ведения боя  

«Если говорить о линии фронта и тактике ведения боевых действий, то 2022 и 2024 годы значительно отличаются друг от друга. Спецоперация с каждым месяцем становится все более технологичной и изощрённой с точки зрения ведения войны», — уточнил Андрей Сапрыкин.

По его словам, сейчас тенденция использования БПЛА не только сохраняется, но и наращивается. Это позволило как противникам, так и нашим вооружённым силам улучшить эффективность ведения боя. Чтобы выиграть в таком непростом противостоянии, необходимо поменять тактику применения беспилотников, увеличить их выпуск, а также наладить производство унифицированных боеприпасов для дронов с разными боевыми задачами в необходимых объемах. Если раньше достаточно было иметь просто беспилотники-камикадзе, то теперь возникла острая потребность комплектовать квадрокоптеры приборами ночного видения, тепловизорами, платами дистанционной активации кумулятивных зарядов, средствами закрытой РЭБ, воздушным подрывом, а также использовать закрытые каналов связи между оператором и дроном.

«Уже сейчас БПЛА применяют не только для разведки, но и как средство корректировки артиллерийского ракетного огня, в качестве боевых ударных систем, как средства для дистанционного минирования и разминирования дорог и участков фронта – вплоть до воздушных таранов. И это далеко не предел», — считает Андрей Сапрыкин.

Кроме того, необходимо наладить тесное взаимодействие между вооружёнными силами и поставщиками гуманитарной помощи, чтобы на фронт привозили «птичек» с конкретными характеристиками под соответствующие боевые задачи. При этом НИИ и конструкторским бюро при выполнении оборонзаказов нужно оперативно вносить изменения в конструкцию БПЛА по просьбам военных.

В качестве положительного примера Андрей Сапрыкин привёл налаженную обратную связь «Бекасом». В этом случае конечный потребитель напрямую имеет контакты с производством, поэтому дроны собирают с нужными характеристиками. Соответственно, улучшается качество и эффективность отечественных беспилотников.

Нужно увеличивать количество расчётов БПЛА и объёмы производства самих дронов, ведь на каждые 5-6 расчётов в месяц требуется около 1000 различных видов «птичек».

Для противодействия ВСУ наши военные применяют мобильные расчёты БПЛА, которые перемещаются в полосе обороны, а из-за российских систем РЭБ украинцам приходится часто менять частоту работы своих коптеров.

В связи с этим на фронте остро возросла потребность в добровольцах-военнослужащих, имеющих технические специализации и определенную подготовку по работе с беспилотниками в комплексе со всеми огневыми системами.

«К примеру, оператор дрона-разведчика  – это не просто человек, в совершенстве владеющий управлением коптера. Ему также нужно владеть навыками взаимодействия с артиллерийскими, мотострелковыми, инженерными и другими подразделениями вооружённых сил. Он должен быть в состоянии самостоятельно принимать решения по корректировке огня. Для этого потребуются также базовые знания по топографии, математике и стратегии. Как минимум он должен понимать, по каким принципам ведется контрбатарейная борьба», — пояснил Андрей Сапрыкин.

Кроме того, он добавил, что необходима индивидуальная РЭБ-защита для бойцов и детекторы обнаружения беспилотников. РЭБ-экран должен располагаться непосредственно на экипировке каждого военнослужащего. А принцип работы детекторов заключается в том, что при попадании в зону воздействия дрона противника срабатывает специальный сигнал, и солдат понимает, что ему нужно в укрытие. При наличии этих двух «гаджетов» военные могут принять необходимые меры для сохранения своей жизни и продолжения выполнения боевых задач.

От выстраивания правильного взаимодействия и слаженности работы всех подразделений разных родов войск зависит конечный результат на поле боя, ведь на одних беспилотниках, артиллерии или авиации победить невозможно.

Стратегические особенности Кинбурнской косы

Также Андрей Викторович рассказал об участке фронта, где он получил последнее ранение от дрона. По его словам, на Кинбурне позиции противника находятся выше на 30-50 метров. Плюс на украинской стороне имеется городская застройка, что позволяет создать возможности для огневого воздействия на боевые порядки наших подразделений, а на российской стороне – редколесье расположено вдоль уреза Днепровско-Бугского лимана.

Причем в 2023 году ВСУ путём нанесения артиллерийских ударов зажигательными боеприпасами выжгли более 50% уникального реликтового лесного массива. Стоит также уточнить, что ранее с Кинбурнской косы уехало практически всё местное население, а их дома были разрушены артиллерийскими и миномётными ударами ВСУ.

Кроме того, в 3-х километрах от Кинбурнской стрелки есть остров Первомайский, где находятся позиции 73-го ОСН ССО ВСУ, которые активно ведут разведку в районе Херсонской области и морского побережья. Это искусственно созданный остров, насыпанный между Кинбурном и Очаковом. Остров был сооружен ещё в 1790 году по приказу Григория Потемкина для контроля судов, входивших в Бугский лиман. С момента создания остров использовался в качестве форта береговой охраны.

К началу Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года на острове Первомайском располагалась 22-я батарея. В августе 1941 года в ходе боёв Очаков был оставлен, часть войск перебазировалась на остров и успешно оборонялась в течение месяца.

Если же вернуться к современной ситуации, по оценке военных специалистов, на сегодняшний момент благодаря предоставленной блоком НАТО информации у противника нормально налажена разведка, они хорошо укомплектованы разными модификациями беспилотников, спутниковыми и иными системами связи.

К тому же, в результате размещения мелкосерийных производств в Николаевской, Одесской областях противнику удается создать значительное  напряжение на огневые позиции батальона.

На сегодняшний момент перемещение российских военных вдоль Днепра и частично в примыкающих тыловых районах затруднены из-за огневого воздействия ночью при помощи тяжелых гелиокоптеров «Баба Яга», а также используемых в дневное время дронов-камикадзе и беспилотников с устройствами сброса взрывчатых веществ. К тому же противник продолжает наращивать количественно качественный состав используемых БПЛА, идёт на различные тактические приёмы: посадка квадрокоптеров и переход в режим ожидания, сброс нестандартных взрывных устройств и т.д.

Противник, используя водную гладь между позициями ВСУ и ВС РФ, размещает на зерновых баржах ретрансляторы сотовой связи «Скайлинк». И ретрансляторы для повышения дальности и эффективности своих БПЛА при воздействии на подразделения Минобороны.

В свою очередь, благодаря артиллерийским и миномётным расчётам бригады «Дон» и батальона «Егорлык» России удается сдерживать попытки ВСУ высадиться на Кинбурнской стрелке. Все вылазки в 2022 и 2023 годах, включая высадку на Тендровскую косу (она чуть ниже Кинбурнской), оказались безрезультатными. Был уничтожен весь состав этих групп, относящихся к ССО ВСУ и являющихся «элитой» противника.

Важно ещё понимать и тот факт, что Днепровско-Бугский лиман всегда использовался как логистическая ветка для доставки боеприпасов противнику, который воюет на островах.

Если бы не российские военные, Николаев мог бы использовать свои промышленные и портовые мощности, работая сразу в двух направлениях – военном и гражданском. С одной стороны, Вооружённые силы РФ перекрыли противнику морские пути доставки экспортных гражданских грузов в Одессу из одного из трёх крупнейших торговых портов Украины – Николаевского. Из-за этого киевской власти пришлось усложнить логистику, перевозя грузы в объезд по сухопутной железнодорожной ветке. С другой стороны, в Николаеве также располагается Черноморский судостроительный завод, предназначенный для серийного производства больших военных кораблей и гражданских судов. Предприятие имеет заказы от Министерства до 2026 год на строительство 10 кораблей. По неофициальной информации, специалисты заводы участвуют в совместной с экспертами из недружественных стран разработке беспилотных надводных аппаратов (БЭК).

«Нахождение российских подразделений на Кинбурнской косе за счет возможности поражения всех движущихся плавсредств в акватории Днепровско-Бугского лимана и Днепровского залива препятствует доставке грузов и перемещению воинских подразделений в район Одессы и возможности выхода в западную часть Крыма», — пояснил Андрей Сапрыкин.

Фото из личного архива Андрея Сапрыкина