Сразу - без вступлений и предисловий. Гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки, среди которых - романс, блюз, кантри, фламенко, рок, джаз. Это если судить по официальному определению, найденному методом набора шести букв на клавиатуре и поиска в Интернете. Но в жизни, как известно, все намного сложнее и интереснее. Среди перечисленных выше музыкальных направлений, в которых гитара давно и прочно заняла свое место, почему-то отсутствует симфоническая музыка. А это совсем не правильно. Буквально несколько дней назад лично получил подтверждение тому. В Тамбове прошел концерт гитариста с мировым именем, победителя двадцати пяти престижных исполнительских конкурсов Ровшана Мамедкулиева с Академическим симфоническим оркестром имени С.В. Рахманинова.
СЛЕЗЫ МУЗЫКИ
Хоакин Родриго. Аранхуэсский концерт для гитары с оркестром. Это не только самое популярное сочинение композитора, но и одно из известнейших произведений классической музыки двадцатого века.
На ярко освещенной сцене – Ровшан Мамедкулиев и Академический симфонический оркестр. Легендарная вторая часть – одно из самых красивых и трагических музыкальных произведений. Диалог человека с судьбой, молитва о том, чтобы Всевышний сжалился и не забирал к себе душу неродившегося ребенка.
Гитара звучит печально и смиренно, душа поднимается в небеса, и последние звуки инструмента – как прощальные слезы отца, которому не суждено обнять долгожданного малыша.
Весь концерт проходит как одно мгновение. Солист и все музыканты оркестра создают общее полотно, расписанное удивительными звуками. Как скажет сразу после выступления Алексей Артемьев, дирижер сегодняшнего концерта, Ровшан – Мастер с большой буквы, и это позволяет оркестру почувствовать солиста, ощутить то, что он хочет донести:
- Если ты понимаешь солиста, то с ним удобно музицировать. Было видно, что музыкантам хорошо играть, это подтверждало органичное звучание всего оркестра.
Ладони горят от аплодисментов, которые не хочется прекращать. Также не хочется, чтобы закончилась Музыка, созданная настоящими мастерами.
СВЯЗЬ ВРЕМЕН
Как удается приглашать в Тамбов исполнителей мирового уровня? Как говорит художественный руководитель АСО им. С.В. Рахманинова, главный дирижер Алексей Моргунов, дело – в творческих связях прошлого, настоящего и будущего:
- С Ровшаном мы сотрудничаем не в первый раз. Он был солистом концерта Липецкого оркестра народных инструментов, где я выступал в качестве дирижера. В этот раз гитарист приехал в Тамбов, чтобы выйти на сцену вместе с нашим Академическим симфоническим оркестром имени С.В. Рахманинова.
- Большая честь и огромное удовольствие выступать с таким мастером, - продолжает Алексей. - Каждый раз это возможность прикоснуться к вечности, к совершенству. А для нас это еще и колоссальный творческий опыт, возможность обмена энергетикой. Мне кажется, сегодня оркестр настолько проникся тем, что играл солист, музыканты настолько пытались встроиться в его колоссальную тонкость и разнообразнейшую палитру исполнительского мастерства, что в итоге в звучании оркестра обнаружились новые грани, появились новые краски в оркестровой палитре. Это здорово.
Не могу удержаться, чтобы не вставить свой «пятак»:
- Часто бывает так, что крупный музыкант, выступающий в качестве солиста, выделяется на фоне оркестра. Сегодня такого не было. Солист и оркестр звучали как единое целое.
- Мы к этому и стремились, - отвечает Алексей Моргунов. - Добиться подобного единства – один из важнейших факторов настоящего успеха. Это высший пилотаж. Если из зала это чувствовалось, значит, мы добились того, к чему стремились.
ПОСЛЕ КОНЦЕРТА
Зал опустел. Мы с Ровшаном усаживаемся на первом ряду. Мамедкулиев весь вечер не выпускает гитару из рук. Вот и сейчас продолжает сжимать гриф, поблескивая живыми улыбающимися глазами.
- Это Ваш первый концерт с тамбовским оркестром?
- С оркестром - да.
- Ну и как впечатления?
- Ощущения прекрасные. Вчера прошла очень продуктивная репетиция, я бы сказал, вдумчивая. Не просто прогон, а настоящая проработка музыкальных нюансов произведений. И сегодня на концерте то, что мы вчера наметили, получилось. В итоге внутри появилось ощущение, что ты не просто сыграл голые ноты, а прожил вместе с оркестром настоящую музыкальную жизнь.
- Как Вам Алексей Артемьев?
- Замечательный дирижер. Работать с ним очень удобно. Есть дирижеры-диктаторы, а я человек по натуре мягкий и стараюсь дипломатично под них подстроиться. Здесь же все было очень внимательно и тактично.
- Вы начали учиться играть на классической гитаре в одиннадцать лет. Все-таки, наверное, поздновато…
- Когда я начинал, для гитариста это считалось нормальным возрастом. Тогда не было маленьких гитар, по крайней мере, в Нижнем Новгороде, и «взрослый» инструмент соответствовал росту, когда я его впервые взял. Для шестилетнего ребенка он всетаки велик. Поэтому во время учебы я переростком себя не ощущал. А сейчас – да, в одиннадцать лет начинать занятия на гитаре поздновато.
- Много ли приходилось заниматься, и много ли приходится делать это сейчас? Вообще каждый день играете?
- Конечно, каждый. Когда начались первые ответственные выступления, я занимался много.
- Что значит «много» для Вас?
- Пять часов в день. Никогда не занимался больше. Одно время, когда я учился в консерватории, то даже вел дневник, и часы, которые недоработал в течение текущего дня, переносил на следующий. В настоящее время режим выходит немного рваным, и заниматься регулярно просто не получается – концерты, семья, педагогическая деятельность.
- Да, ведь Вы же еще и преподаете…
- В двух академиях у меня в общей сложности семь студентов.
- Читал в Интернете материал, помеченный 2013 годом, который назывался «Лучший гитарист мира живет в Нижнем Новгороде». А сейчас лучший гитарист мира по-прежнему живет в родном городе?
- В 2014 году переехал в Москву. Преподаю в том числе, в Академии имени Маймонида. Это единственное учебное заведение в стране, в котором есть кафедра классической гитары. Меня туда позвали, в связи с этим и перебрался в столицу. А вырос и все образование получил в Нижнем Новгороде.
- То есть в провинциальном городе можно иметь хорошее музыкальное образование и достичь определенных высот?
- Конечно, я не истина в последней инстанции, но мне кажется, именно там и у педагогов, и у детей сохранилось ощущение того, что искусство – это очень важно, что для того, чтобы добиться успеха, нужно усердно заниматься. Все-таки в Москве больше расслабленности в этом плане и очень сильная конкуренция. Поэтому возникает ощущение, что как ни старайся, все равно ничего не выйдет. А в маленьких городах у тебя есть возможность стать заметной единицей. И на начальном этапе это очень хорошо.
- На Ваш взгляд, детей вообще нужно учить музыке более глубоко, чем это делается сейчас? Нужно ли преподавать им музыкальную грамоту так же, как, например, русский язык или математику?
- Думаю, да. Мне кажется, что нет людей, у которых напрочь отсутствуют музыкальные способности. Когда человек занимается на музыкальном инструменте, у него задействуется очень много разных сфер мозга. Прежде всего, возникают тактильные ощущения. Кроме того, надо думать о музыке – развивается воображение. Запоминаешь музыкальный текст – тренируется память. Все это в комплексе очень сильно развивает человека. И хотя бы определенный начальный этап в познании музыки нужно проходить всем.
Что ж, может быть, когда-нибудь так и будет. Пока есть музыкальные школы, в которые может пойти любой. Ведь если верить Ровшану Мамедкулиеву, музыкальный талант присутствует в каждом.
А мы в Рахманиновский год продолжаем ждать новых встреч с Музыкой, которые дарит тамбовчанам Академический симфонический оркестр имени С.В. Рахманинова.
Автор: Сергей БЕЛОВ