USD103.44+0.73
EUR106.25+1.39

Жизнь с мотором

Арина Орлова Прочитали 4076 раз(а)

Тренер по мотокроссу из Мичуринска Александр Ковшов – пятьдесят лет в тренерском строю.

На энтузиастах в нашем Отечестве держится очень многое. Они горят идеей, они верны своему делу, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Сегодня хочется рассказать о педагоге, наставнике, тренере, настоящем мужчине, человеке, живущем мотоспортом, - Александре Николаевиче Ковшове.

ПОЛВЕКА ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЫ

В нынешнем году Александр Николаевич отмечает юбилей тренерской деятельности. Пятьдесят лет назад А.Н. Ковшов впервые попробовал передать свой опыт другим. С тех пор он неустанно собирает вокруг себя ребят, обучая их мотокроссу.

В советское время секции мотоспорта были в Мичуринске и в некоторых школах, и в средних-специальных учебных заведениях. Сегодня юные мичуринцы изучают технические виды спорта на базе Центра детского творчества.

"Я работал с ребятами и в школах, и в ПТУ-19. В настоящее время мы числимся за Центром детского творчества, а наши мастерские - во дворе школы №17 «Юнармеец». Ко мне не приходят равнодушные дети. Каждый, кто начинает занятия, горит, бредит техникой. Поэтому и работать интересно", – утверждает тренер.

За годы работы Ковшов стал наставником более чем для тысячи мичуринцев, которые в разное время занимались в его секциях. И большинство из них тренер помнит по именам. Александр Николаевич улыбается, признаваясь:

"Могу не узнать в лицо, - меняются, взрослеют. А по именам вспоминаю. Много ребят было. Особенно хорошо помню Родю Попова, Витю Лисицына, Сашу Петухова, Таню Каданцеву, Рому Прокудина, Володю Каширского, Славу Демьянова, Пашу Шишкова. Всех не перечислить. Конечно, они все уже взрослые, у самих дети, а у некоторых даже внуки подрастают, а по мне они все те же мальчишки и девчонки, которые с огнем в глазах покоряли технику".

САМООТВЕРЖЕННОСТЬ И ОТДАЧА

Воспитанники Александра Николаевича ежегодно участвуют во множестве соревнований, часто занимают призовые места. Об этих успехах нередко дают заметки в местных СМИ. Но никто не говорит о том, сколько сил и энергии приходится вложить тренеру в эти успехи.

И дело, конечно, не только в самом тренировочном процессе спортсменов, это, как говорится, прямая обязанность наставника, а в том, что организационные моменты подчас приходится решать единолично. География соревнований обширна – Мичуринск, Тамбов, Жердевка, Моршанск, Рассказово, Мордово, Рязань. А ведь туда нужно довезти не только юных спортсменов, но и технику. Вот тут-то и приходится покрутиться. Нужно найти автобус и грузовой перевозчик. А за них надо платить! Причем ребята - из разных семей, и для многих лишние траты – проблема.

"Часто на соревнования приходилось возить ребят на личной машине, а мотоциклы загружали в прицеп", признается Ковшов.

ТЯГА К ТЕХНИКЕ

Конечно, если не гореть идеей самому, то невозможно зажечь другие сердца. Александр Ковшов – педагог, которого уважают и любят ученики, и при этом он технарь, которых еще поискать.

Любовь к технике у Александра Николаевича давняя, унаследованная скорее всего от отца – военного летчика.

"Когда отец демобилизовался, он как бывший военный получил 401-й «Москвич». С запчастями в те времена было сложно. Много делали своими руками. И я всегда возился с отцом. К восьми годам уже получалось кое-что делать самому", - рассказывает А.Н. Ковшов.

Затем пришла пора учиться водить машину. И эта задача была решена. Хотелось повышать техническую грамотность. Во время учебы в школе юный Саша проходил производственную практику на авторемонтном заводе. Здесь ведущие инженеры предприятия подтягивали интересующегося мальчишку.

Кроме техники, парень увлекался спортом. Лыжи, велосипед, бокс – все было интересно. В шестидесятые годы прошлого века в городе работала мотосекция при ДОСААФ. Александр решил попробовать свои силы там. Однако техники было мало, а желающих много. Но Ковшов не чурался и грязной работы – мыл кроссовые мотоциклы. А потом ему подвернулся старый, совсем разваленный, почти груда металлолома, аппарат. «Соберешь из него что-нибудь, поедешь на соревнования», - сказали старшие товарищи. И Александр Николаевич собрал. Потом он неоднократно становился призером областных состязаний. А позже стал делиться своим опытом, работая тренером, и неоднократно организовывал соревнования разных уровней.

ТРЕНЕР, НАСТАВНИК, ДРУГ

Александр Николаевич придерживается четкой позиции – в гараже все равны. Если нужно помочь, помогают все. И этого коллективного единения он добивается от своих воспитанников. Многие ученики, уходя во взрослую жизнь, берут этот принцип с собой. Часто воспитанники Ковшова общаются между собой и много лет спустя, и если что-то случается, можно быть уверенным в том, что старые друзья помогут.

Набор учеников проходит ежегодно. Кто-то повзрослел, кто-то сошел с дистанции, решив заняться другим делом, кто-то возвращается, кто-то приходит впервые. И ребята бывают разные. Приходится и воспитывать, и направлять. Спустя время благодарят тренера, что не махнул на них рукой, не сделал вид, что не знает о проблемах, а спокойно, как любящий отец, давал понять, как поступать нехорошо.

"За некоторых мальчишек я был очень рад, что они не мотаются по улицам, а занимаются делом, – вспоминает Александр Николаевич. – По большому счету мы не просто развлекаем или учим кататься на мотоциклах, а готовим технарей. Знаю, что многие наши ученики потом связывали свою жизнь с техникой – стали слесарями, инженерами".

На занятия по мотоспорту приходят и девочки, хотя, кажется, это совсем не женское занятие.

"Бывает, что девчонки схватывают знания и работают лучше парней, - признается А.Н. Ковшов. – Они и выносливее. Бывает, на соревнованиях на сложной трассе упадут, но, превозмогая все, доходят до конца и побеждают".

Сегодня Александр Николаевич уже в почтенном возрасте и вполне законно может уйти на пенсию.

"Были мысли, что пора бы и отдохнуть, - с улыбкой говорит тренер. – Но ребята в конце сезона спрашивали: когда встречаемся снова? А что мне им ответить? Все, закончили? Поэтому, пока есть силы, буду в строю".

Роман ЛЕОНОВ, член Союза журналистов России