В мае 1985 года в Советском Союзе началась новая массовая антиалкогольная кампания. Она стала самой известной. При этом антиалкогольные кампании в Советском Союзе проводились не единожды. 1918, 1929, 1958, 1972 - все эти годы ознаменованы массовой борьбой с пьянством.
В 1925 году советское правительство отказывается от ведения антиалкогольной кампании, начатой еще в царские времена. На полки магазинов постепенно возвращаются пиво, вино и водка, прозванная «рыковкой» по фамилии тогдашнего председателя Совнаркома. Однако совсем скоро власти придется вернуться к борьбе с пьянством. Проблема, которую в свое время не смог одолеть Николай II, заявила о себе с новой силой, но введение «сухого закона» обернулось куда большей катастрофой.
Три попытки
В 1929 году трудящиеся, казалось бы, сами проявили инициативу и потребовали запретить распитие спиртных напитков. «Пивнушки» спешно переоборудовали под столовые или чайные, а также начали выпускать агитационный журнал «Трезвость и культура». С культурой вышло лучше, чем с трезвостью. Ликвидация безграмотности шла полным ходом, а вот сухой закон пришлось отменить уже в тридцатые годы, во многом из-за высокой прибыльности алкогольного производства.
Следующий поход против «зеленого змия» власти совершили спустя тридцать лет. В 1958 году на основании постановлений партии и Совмина был введен запрет на продажу водки в заведениях общественного питания, за исключением ресторанов. На практике это означало, что крепкое спиртное перестали наливать в столовых, на вокзалах, в аэропортах, поездах и самолетах. Места массовых гуляний тоже объявлялись свободными от алкоголя. В моду вошли так называемые трезвые свадьбы - только вот в чайниках на таких праздниках «внезапно» оказывался налит коньяк. Любителей выпивки стыдили на заседаниях парткома и в товарищеских судах. Алкоголиков лишали премий, увольняли с работы, отбирали у них партбилеты. Но меры имели недолговременный эффект.
Третья по счету антиалкогольная кампания в СССР развернулась в 1972 году при Л.И. Брежневе. Сокращение производства крепкого алкоголя компенсировали большими объемами виноградного вина и пива. Цены на спиртное повысили, а время продажи резко сократили: приобрести бутылку-другую можно было только с 11 до 19 часов. Появились цензурные ограничения, связанные с сухим законом: из фильмов вырезали сцены с выпивающими героями.
В это время над проблемой алкоголизма частенько подшучивали советские режиссеры: чего стоит известная сцена из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» с фразой героини Натальи Крачковской «и тебя вылечат, и меня вылечат…», или уверения докторов из «Кавказской пленницы», что алкоголики – это их профиль. Злостных пьяниц не только забирали в вытрезвители, но и принудительно отправляли в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП). Правда, суть лечения заключалась скорее в изоляции от здоровой части общества. Отбыв положенный срок, люди возвращались к старым привычкам.
Пьянству - бой
Наибольшую известность получила кампания, инициированная Михаилом Горбачевым. Придя к власти, генеральный секретарь понимал, что потребление алкоголя стало массовым. В среднем на душу населения приходилось десять литров выпитого спиртного за год. При этом усилилось нарушение дисциплины и порядка на производстве и в быту. Выросли преступность и заболеваемость из-за чрезмерного употребления алкоголя.
Грядущими планами Горбачев поделился с гражданами, когда посещал Ленинград во время своей первой поездки в должности генсека в мае 1985 года. А 7 мая вышло официально постановление №410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения» от Совета Министров. Именно с этого постановления начинается антиалкогольная кампания в СССР.
«Подавляющее большинство советских людей единодушны в том, что употребление спиртного наносит большой экономический и моральный ущерб, что оно нетерпимо в жизни нашего общества…», – сказано в постановлении. Утверждение, мягко говоря, лукавое, учитывая провал предшествующих антиалкогольных кампаний. И все же вместо того, чтобы разработать более гибкий план борьбы с пьянством или вовсе пойти по пути наименьшего сопротивления, оставив любителей посидеть за рюмкой в покое, партийные деятели наступят на грабли своих предшественников.
16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством».
У кампании тут же появился свой лозунг: «Трезвость - норма жизни». А самым громким рупором этого масштабного движения стала газета «Правда». «Следует считать совершенно недопустимым употребление спиртных напитков на работе, в общественных местах, расценивать такие случаи как аморальное, антисоциальное поведение, используя против пьяниц всю силу закона и общественного мнения», - писалось в передовицах этого издания.
Теперь из кинофильмов аккуратно вырезались сцены застолья и приветствовались безалкогольные свадьбы. Сам алкоголь можно было получить только в строго определенное время, от двух до семи часов дня, в специальных магазинах. Были повышены штрафы за появление в нетрезвом виде, запрещалось пить на производстве. По всей стране организовывались общества трезвости и здорового образа жизни. Вообще планировалось постепенно сокращать производство водки на десять процентов каждый год, а винные изделия вовсе перестать выпускать к 1989 году.
Не разобравшись что к чему, местные начальники под лозунгом борьбы с пьянством распорядились о вырубке виноградников. За три года урожай винограда резко сократился – похожая ситуация наблюдалась лишь во время Великой Отечественной войны. В Молдавии и в Абрау-Дюрсо, где вино является традиционным товаром производства, и во многих других местах массово вырубались виноградники. По официальным данным, только в Молдавской ССР было уничтожено 80 тысяч гектаров виноградных участков.
Порой последствия сухого закона оборачивались личными трагедиями: зимой 1986 года покончил с собой директор национального научно-исследовательского института виноградарства и виноделия Павел Голодрига. Согласно самой распространенной версии, ученый попрощался с жизнью из-за уничтожения знаменитых крымских виноградников.
По итогу
Начиная антиалкогольную кампанию, руководство страны не учло экономических, политических и нравственных факторов. Вместо того, чтобы вести комплексную и последовательную работу, сочетать стимулирующие и тормозящие меры, кампания была сведена в основном к запретам, «пугалкам» и штрафам.
Как следствие, резко нарушились правила торговли, процветало самогоноварение, усилилось потребление суррогатов, появились огромные очереди в винно-водочные магазины, в аптеках пропали лекарственные препараты, содержащие спирт.
Результат оказался плачевным: народное недовольство и раздражение, злоупотребление опасными для жизни суррогатами. Популярность в те годы приобрела так называемая «табуретовка» – попросту низкопробный самогон. Ироничное название обязано своим появлением роману «Золотой теленок», в котором сказано, что самогон можно делать из всего подряд – даже из табуретки.
Другая печальная примета времени – рост спроса на жидкость для мытья стекол «Секунда», которую тоже стали употреблять внутрь. В 1986 году продажи одеколона в Москве выросли в полтора раза. Одним словом, настоящих алкоголиков не останавливали ни ограничения, ни закрытие магазинов, ни резкое сокращение производства спиртных напитков. За генеральным секретарем М.С. Горбачевым, активно продвигавшим сухой закон, в народе быстро закрепилось прозвище «минеральный секретарь».
В то время в спекуляции обвинялся каждый десятый работник из сферы торговли, а к ответственности за нарушение продажи спиртного было привлечено более шестидесяти тысяч человек.
Около магазинов повсеместно случались драки и большие очереди. Появилось много наркоманов и токсикоманов и среди взрослых, и среди молодежи. По данным МВД СССР, употребление самогона и других одурманивающих веществ привело к отравлению более 40 тысяч человек, из которых 11 тысяч погибло. Число больных наркоманией выросло в два раза с 1985 по 1987 год.
В стране, привыкшей жить в условиях нехватки всего и вся, возник новый жесточайший дефицит. Бутылка водки превратилась в эквивалент твердой валюты. Производство крепких спиртных напитков сократилось на 25 процентов, площадь виноградников - на треть. Было закрыто или перепрофилировано большое количество спиртоводочных и винных заводов.
Несмотря на все усилия, антиалкогольная кампания не добилась своих целей и принесла бюджету миллиардные убытки. Это вынудило власти свернуть борьбу с производством и потреблением спиртного.
Благими намерениями…
Благие намерения по борьбе за трезвость в очередной раз привели к плачевным последствиям. Статистика оказалась противоречивой: с одной стороны, в годы антиалкогольной кампании сократилось число пьяных ДТП, с другой, возросло число жертв отравления самогоном и прочими спиртосодержащими веществами. Антиалкогольная кампания отнюдь не триумфально завершилась в 1990 году. В новейшей истории это был последний государственный эксперимент с сухим законом в нашей стране.
По материалам из открытых источников