USD85.56+0.15
EUR93.26+0.09

Одно из самых известных в Соборе Тамбовских святых – имя преподобного Серафима Саровского

Арина Орлова Прочитали 3983 раз(а)

Дух мирен

Одно из самых известных в Соборе Тамбовских святых – имя преподобного Серафима Саровского. Его подвиг совершался на тамбовской земле, откуда почитание старца распространилось по всей России, а затем и по миру. В боголюбивом крае никогда не оскудевала память о нем, а любовь к нему только приумножалась. В чем это проявлено, изданию рассказал краевед, кандидат богословия, кандидат исторических наук протоиерей Виктор Лисюнин.

Преподобный Серафим Саровский жил в конце XVIII - начале XIX веков. Он был простым иеромонахом (священником-монахом), но непрестанной молитвой и аскетическими подвигами стяжал высокие духовные дары. Обладая прозорливостью, он ненавязчиво и порой иносказательно поучал людей. Он выходил к ним с любовью, приветствуя: «Радость моя». Со временем его молитвенный подвиг был признан всеми. К нему потянулись и простолюдины, и аристократы. Тоска по благочестию тогда появилась и среди дворян. Есть такое выражение: как тревога, так до Бога. Люди искали чудотворца, который исцеляет и помогает в нуждах, от которого тепло душе. Элита послепетровского времени перестала в большинстве своем даже говорить на русском языке. Старец помогал найти общий язык между сословиями, по сути, стал переводчиком народной молитвы. И неслучайно, что именно он стал всенародным старцем золотого века.

ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО

Преподобный Серафим подвизался в Свято-Успенской Саровской пустыни. Сейчас обитель находится на территории Нижегородской области, а во времена жизни святого эти земли входили в состав Тамбовской губернии.

Для того чтобы принять священный сан, преподобный Серафим приезжал в Тамбов к правящему архиерею. Известно, что епископ Феофил (Раев) рукоположил его во иерея в 1793 году в Казанском мужском монастыре. Именно отсюда началась пастырская проповедь подвижника. Став иеромонахом, он фактически стал духовным учителем, которого вся Русь знает как старца Серафима.

Но стоит добавить, что Владыка, в то время строивший монастырь в камне, благословлял приезжих остановиться на неделю-другую, а то и месяц-другой, чтобы потрудиться на благо обители. Для монаха это один из видов делания. Поэтому вполне вероятно, что преподобный Серафим участвовал в строительстве каменного Казанского храма, которое шло примерно в 1793-1794 годах. Его, кстати, возводили мастера, которые перед тем трудились над пятикупольным Успенским собором в Сарове. Преподобный Серафим, вероятно, знал их, а может, даже прибыл вместе с ними. Также считалось, что преподобный служил в Покровском соборе, где в память о нем уже в годы Великой Отечественной войны был освящен нижний храм святителем Лукой (Войно-Ясенецким), который возглавлял Тамбовскую кафедру в 1944-1946 годах. Эта легенда о служении в Тамбове преподобного Серафима была озвучена в 1993 году при первом визите Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Тамбов, и она зафиксирована в дневниках посещения Предстоятеля Русской Православной Церкви. Как бы то ни было, Казанский мужской монастырь в центре города – это историческое место, хранящее память о Саровском Чудотворце.

ВСЕНАРОДНОЕ ПОЧИТАНИЕ

Что интересно, именно в этом месте, в резиденции тамбовских архиереев, решались организационные вопросы канонизации преподобного Серафима. А в 1903 году в Тамбовскую губернию и конкретно в Саровский монастырь потянулись вереницы паломников – на торжества прославления угодника Божия. Прибыл сам государь Николай II с семейством и членами династии. Счет простых богомольцев шел на сотни тысяч. Это было событием невиданным в Российской империи: никого с петровских времен так торжественно и всенародно не причисляли к лику святых. Поэтому резонанс был широким. Но еще больше потому, что Саровский Чудотворец вошел в христианские сердца как самый близкий заступник, наставник и утешитель.

Имя преподобного Серафима Саровского, который во времена испытаний нес подвиг столпничества, связано с патриотической идеей – идеей сохранения нашей культурной идентичности и преемственности. Традиции общежительного монастыря, совместной поддержки, созидания, объединения земли были в основе русской национальной культуры. Рубеж XVIII-XIX веков оказался переломным периодом, когда стоял вопрос о самобытности русского народа и независимости Российского государства. Есть мнение: если народ забывает собственную культуру и начинает приобщаться к другой, то представители той инородной культуры придут на него с мечом. Так случилось, когда дворянство стало увлекаться французским языком, этикетом, философией. На Москву двинулся Наполеон, и Франция чуть не поглотила Россию.

В начале ХХ века образ старца, который в духе мирнем держит руку на сердце и в молитвенном поклоне обращается к Богу, объединил православных верующих по всему лицу Российской империи. Паломничество в Саров полюбилось народу. Собирались группами, шли в обитель пешком за десятки верст. Один человек рассказывал, что его бабушка ходила в Саров из Тамбова, вымаливала своих детей, внуков. За две недели пути – туда и обратно – ей нужно было истоптать две пары лаптей. Сохранился ее крестик, сделанный из дерева кельи преподобного Серафима. Такие святыньки вытачивали из старых бревен домика, на место которых во времена канонизации заложили новые. Этот крестик наследнику, по его словам, самый дорогой, потому что это свидетельство подвига пешего молитвословия.

Едва преподобного Серафима прославили во святых, его стали избирать небесным покровителем – не только людей, но и учреждений. Одну из первых церквей в честь преподобного Серафима Саровского освятили в Тамбове. Это церковь при Втором духовном училище, которое стало именоваться Серафимовским. В этом здании недалеко от Казанского монастыря, на пересечении улиц Советской и Рахманинова, сейчас располагается шестая гимназия. Помещение храма приспособлено под зал, но сохранилась кованая лестница, ведущая на хоры, да и сама форма храма. С восточной стороны корпуса можно видеть полукруглую апсиду алтаря этого храма. После революции здание занимала школа, а затем – во время Великой Отечественной войны – госпиталь. Есть все основания полагать, что в помещении алтаря, где чаще всего размещались операционные, работал как хирург и сам святитель Лука Крымский.

НАДЕЖДА НА ЛУЧШЕЕ

Святитель Лука был также тем архипастырем, который положил начало возрождению Тамбовской епархии. И возрождение он связал с именем Саровского Чудотворца. Нижний храм возвращенного в 1943 году Покровского собора, единственного в областном центре, Владыка освятил именно в честь преподобного Серафима. Такое решение было принято неслучайно: этот святой – символ русской православной культуры, символ духовного подъема в дни канонизации, вокруг которого народ объединился. Верующие помнили эту славу. А во времена новых суровых испытаний нужно было тоже сплачивать людей, давать им надежду.

Образ преподобного Серафима и по сию пору пребывает на иконостасе с правой стороны от Царских врат – на том месте, которое определил Владыка Лука. Угодник Божий изображен в полный рост, он стоит в молитвенном поклоне, обращаясь к Спасителю. На святом – епитрахиль, что говорит о священническом сане. Стоит он на фоне Саровского монастыря.

Предметом забот святителя Луки было сосредоточение святынь в Покровском соборе. Одной из них стала часть камня, на котором преподобный Серафим молился тысячу дней и ночей в лесу. Это сокровище сохранили и передали храму насельницы Вознесенского женского монастыря в Тамбове. Камень помещен в стеклянный ларец, который находится в нижнем храме собора с южной стороны. На гранях с четырех сторон есть старые изображения из жития преподобного Серафима: как он коленопреклоненно молится, как трудится, как к нему тянется народ.

Еще в верхнем храме есть две старинные иконы – преподобного Серафима Саровского и Божией Матери «Достойно есть». Протодиакон Василий Малин, рукоположенный святителем Лукой в 1945 году и долгое время заведовавший хозяйственной частью в соборе, рассказывал, что они, по-видимому, до революции 1917 года были принесены из Сарова и находились в Казанском мужском монастыре.

СВЯЗЬ ДУХОВНАЯ

Духовное преемство идет из века в век. И в XXI столетии в Тамбове появляются новые святыни. В огромном микрорайоне на севере города в честь преподобного Серафима теперь по благословению митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия строится большой храм, на нижнем этаже которого уже совершаются богослужения. А в других новых храмах, как правило, появляются иконы Саровского Чудотворца.

Батюшка Серафим – как его ласково называют в народе – любим тамбовчанами. В начале XX века в стихотворении, написанном к его канонизации и опубликованном в «Тамбовских епархиальных ведомостях», тамбовские учащиеся выразили общее мнение земляков, сравнив старца с северным столпом, на котором стоит русская земля. Такое отношение остается незыблемым по сей день.

Преподобный Серафим Саровский – святой покровитель Тамбова. Это всякий раз подчеркивается при чтении акафиста, где сказано, что он «Тамбовския земли святое украшение». Верующие тамбовчане убеждены, что святой слышит их молитвы, участвует в их жизни, в становлении и духовном спасении, о чем существует много свидетельств и в наше время.