USD102.81-0.63
EUR106.10-0.15

Летопись Великой Победы

Арина Орлова Прочитали 1710 раз(а)

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Продолжение. Начало в №№26, 28, 30, 32, 34

Начало битвы за Москву

26 сентября 1941 года командование группы армий «Центр» немецко-фашистских войск приняло решение возобновить генеральное наступление на столицу СССР Москву, гитлеровский план носил громкое название «Операция «Тайфун». Для ее осуществления немцы сосредоточили на московском направлении миллион 800 тысяч солдат и офицеров, около 1700 танков, свыше 14 тысяч орудий и минометов, 1390 боевых самолетов. Врагу противостояли войска Западного, Калининского и Брянского фронтов: около миллиона 250 тысяч красноармейцев и командиров, 990 танков, 7600 орудий и минометов, 677 самолетов. 30 сентября началась Московская стратегическая оборонительная операция. К сожалению, части Красной армии не смогли удержать позиции и отступали, 12 октября немецкий вермахт вошел в Калугу.

Один из главных рубежей обороны Москвы в составе Западного фронта – Можайское направление – защищала вновь созданная после разгрома под Киевом советская 5-я армия. Начальником ее автобронетанкового отдела (АБТО) был тамбовчанин, полковник Дмитрий Иванович Заев. В середине октября 1941 года тяжелые бои развернулись на знаменитом Бородинском поле, где стояли насмерть воины прибывшей из Сибири 32-й Краснознамённой стрелковой дивизии и 20-й танковой бригады.

В ночь на 14 октября погиб командир танкистов полковник Тимофей Орленко, а утром на сибиряков и танковую бригаду, в которой было только семь танков «КВ-1», около двадцати «Т-34» и несколько легких танков «Т-60» и «Т-26», пошли в атаку многочисленные части 40-го моторизированного корпуса вермахта, в том числе танковая дивизия СС «Рейх». Бойцы Красной армии сражались под Бородино до последнего, как в 1812 году их героические предки. Целых шесть дней гитлеровцам не удавалось сломить их сопротивление, советские танки один за другим жгли фашистские бронированные машины. В этих боях прославился уроженец села Серединовка Сампурского района Тамбовской области полковник Д.И. Заев. Он умело руководил действиями 20-й танковой бригады и других подчиненных ему подразделений.

Несмотря на кровопролитные оборонительные сражения, которые вели войска РККА, 18 октября пали Можайск и Малоярославец. Столица Советской страны была объявлена на осадном положении. В конце октября 1941 года бои шли уже в шестидесяти-ста километрах от Москвы.

Оборона советской столицы

В день праздника Казанской иконы Божьей Матери, 4 ноября, ударил мороз, осенняя распутица, которая мешала боевым действиям, закончилась, и немцы с новыми силами пошли в наступление. Германское командование направило на Москву пятьдесят одну дивизию, в том числе тринадцать танковых и семь моторизованных. Группа армий вермахта «Центр» должна была разбить фланговые части обороны советских войск и окружить Москву. Ставка Верховного Главнокомандования Красной армии в эти дни усилила опасные участки фронта резервами и пополнениями. Для поднятия духа бойцов РККА и советского народа 7 ноября 1941 года на Красной площади прошел исторический военный парад, посвященный очередной годовщине установления в стране Советской власти.

15-16 ноября гитлеровцы предприняли последний бросок на Москву на северном направлении, 18 ноября – на южном. Вражеские танки с юга подошли к Кашире. Особо упорные бои развернулись в районе Волоколамского шоссе, где самоотверженно сражались войска советской 16-й армии генерал-лейтенанта К.К. Рокоссовского, в том числе прибывшая из Казахстана и покрывшая себя бессмертной славой 316-я стрелковая  дивизия генерал-майора И.В. Панфилова. На этом участке фронта совершил свои боевые подвиги наш земляк Илья Елизарович Бармин – командир танковой роты, младший политрук 28-й танковой бригады.

16-17 ноября 1941 года советские танкисты замаскировали свои машины южнее Волоколамского шоссе, возле деревень Сычи, Язвище и Городище Клинского района Московской области. Когда на дороге показалась колонна немецких танков и бронетранспортеров с пехотой, по врагу из засады ударили советские танки. Вначале были подбиты две немецкие машины – головная и последняя, остальные гитлеровские танки в панике пытались съехать с дороги, но из-за глубокого снега с ходу садились на днище. Застрявшие танки становились хорошей мишенью. Вскоре враг пришел в себя и открыл ураганный огонь, однако все больше вражеских машин превращались в пылающие костры. Немцы отступили, оставив на поле двадцать пять замерших навеки танков.

В течение двух дней, 17 и 25 ноября 1941 года, экипаж танка «Т-34» младшего политрука И.Е. Бармина подбил из засады девятнадцать танков и семь противотанковых орудий противника – для того времени это был невиданный в Красной армии случай. За этот подвиг Илье Елизаровичу Бармину присвоили звание Героя Советского Союза. В своем письме с фронта домой он писал: «Мы знаем силу врага. Он коварен и хитер. Но мы твердо верим в нашу победу, твердо оцениваем ту опасность, которая нависла над нашей Родиной. Мы приложим все усилия, если потребуется, не пощадим и самой жизни во имя победы над врагом». Ныне бюст героя –  уроженца села Репное Уваровского района Тамбовской области – украшает аллею мемориала «Парк Победы» в Уварово.

Однако перевес сил все еще был на стороне гитлеровцев. После тяжелых боев немецкая 3-я танковая группа 23 ноября захватила Клин, 24 ноября – Солнечногорск, 26 ноября немецкая танковая дивизия ворвалась в город Истру, а 30 ноября 1941 года враг подошел к столице СССР еще ближе. На северо-западе от Москвы войска вермахта заняли Красную Поляну и вышли на расстояние чуть более 29 километров от Кремля. В свои полевые бинокли немецкие офицеры разглядывали самые большие московские здания. Но силы немцев были истощены, а советское командование сумело подтянуть к городу свежие резервы и разработало план контрнаступления.

Конец мифа о непобедимости немцев

5 декабря войска Калининского, 6 декабря - Западного и Юго-Западного фронтов перешли в контрнаступление. Уже через три дня  Гитлер был вынужден подписать директиву о переходе немецких войск к обороне на всем советско-германском фронте. Миф о непобедимости германского вермахта рухнул.

Одним из главных пунктов плана советского контрнаступления под Москвой в декабре 1941 года стала Клинско-Солнечногорская наступательная операция. Начавшие 6 декабря наступление войска 30-й армии (командующий генерал-майор Д.Д. Лелюшенко) прорвали фронт оборонявшихся против них двух моторизованных дивизий немцев и к исходу дня 7 декабря продвинулись на 25 километров. Основные бои на правом крыле Западного фронта развернулись вокруг города Клин. Уже к вечеру 13 декабря клинская группировка противника оказалась в полуокружении, а в ночь на 15 декабря части 30-й армии вошли в город.

11 декабря перешла в наступление 5-я армия генерал-лейтенанта Л.А. Говорова. Нелегкая задача в лютый мороз сломить сопротивление 3-й и 4-й танковых групп гитлеровцев выпала в эти дни на долю танкистов 5-й армии под руководством тамбовчанина, полковника Дмитрия Ивановича Заева. Но советские танкисты справились с задачей, и в скором времени Д.И. Заев приобрел репутацию главного специалиста танковых войск, его называли «конструктором танковых ударов». Награжденный четырьмя орденами Красного Знамени и медалью «За оборону Москвы», Дмитрий Иванович стал Почетным гражданином города Можайска, материалы о генерал-лейтенанте Заеве представлены в Музейно-выставочном центре Тамбовской области, его шинель и фуражка хранятся на малой родине, в Серединовской средней школе.

В результате контрнаступления и общего наступления Красной армии зимой 1941- 1942 годов немецко-фашистские войска были отброшены на сто - двести пятьдесят километров на запад. Полностью были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей. План «Барбаросса» был окончательно похоронен. 

Андрей СКИЛУР-ХАЗИЕВ.

Продолжение следует