USD102.81-0.63
EUR106.10-0.15

Летопись Великой Победы

Арина Орлова Прочитали 1479 раз(а)

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Продолжение
Смоленское сражение
Летом 1941 года гитлеровская группа армий «Центр», овладев столицей советской Белоруссии Минском, рвалась к Смоленску. Целью германских войск был захват древнего русского города, который в течение столетий многократно преграждал путь иноземным войскам, затем – поход на Москву. 10 июля немецкие дивизии начали продвижение на смоленском направлении. Против них сражались 16-я, 19-я и 20-я армии Западного фронта РККА. Советские части получили приказ вести оборонительные бои, любыми средствами задержать гитлеровцев, чтобы иметь время и возможность подготовить к обороне Москву. И красноармейцы стояли насмерть, гибли тысячами, но не отступали, стремясь как можно больше обескровить врага.
Хотя к 16 июля 1941 года фашистам удалось занять левый берег Днепра и левобережную часть Смоленска, но еще две недели, вплоть до 29 июля, советская 16-я армия под командованием генерал-лейтенанта Михаила Федоровича Лукина дралась на улицах города. Впервые в Смоленском сражении в составе 20-й армии были использованы советские экспериментальные реактивные установки «БМ-13». Батарея, которой командовал уроженец села Двуречье Липецкого уезда Тамбовской губернии, ныне Грязинского района Липецкой области, Иван Андреевич Флеров, 14 июля опробовала установки при обстреле города Рудня, а затем поселка железнодорожников Орши и временной понтонной переправы немцев через реку Оршица. Довоенная песня о девушке «Катюша» получила в те дни новый смысл. В октябре 1941 года капитан Флеров, находясь в окружении, в так называемом Вяземском котле, погиб в районе деревни Богатырь. В 1996 году нашему земляку посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
Героизм и отвага красноармейцев и командиров сделали свое дело: 30 июля 1941 года немецкий вермахт впервые за всю историю Второй мировой войны перешел к обороне, его наступление было сорвано.
Среди оборонявших смоленские рубежи войск Красной армии прославилась 100-я, ордена Ленина стрелковая дивизия под началом генерал-майора Ивана Никитовича Руссиянова. Позднее комдив с особой теплотой и любовью отзывался о старшем батальонном комиссаре, фактически выполнявшем обязанности дивизионного комиссара, Кирилле Ивановиче Филяшкине. И.Н. Руссиянов рассказывал, что успехи 100-й стрелковой дивизии и ее личного состава в немалой степени зависели от Филяшкина, который хорошо знал весь личный состав, пользовался у него большой любовью, уважением, постоянно воодушевлял и мобилизовывал его на своевременное выполнение боевых приказов. Имея богатый боевой опыт советско-финляндской войны 1939-1940 годов, кавалер ордена Красной Звезды, уроженец села Покрово-Васильевка Сосновского района Тамбовской области, старший батальонный комиссар К.И. Филяшкин лично руководил формированием новых подразделений, обучал красноармейцев приемам истребления немецких танков. В Государственном архиве социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО) сохранилась боевая характеристика Кирилла Ивановича.
Рождение советской гвардии
В конце августа и начале сентября 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление в районе Ельни, где Гитлер снова готовил плацдарм для броска на Москву. Здесь немецко-фашистские войска потеряли около сорока пяти тысяч солдат и офицеров и отступили на двадцать пять километров на запад. Исключительное мужество и стойкость в боях под Ельней снова проявили воины 100-й стрелковой дивизии. 18 сентября 1941 года приказом народного комиссара обороны СССР №308 «за боевые подвиги и героизм личного состава» этому соединению было присвоено почетное звание «гвардейская дивизия». Она получила новый войсковой номер и была преобразована в 1-ю гвардейскую стрелковую дивизию, став таким образом первым гвардейским соединением Вооруженных сил СССР в годы Великой Отечественной войны. Наш земляк К.И. Филяшкин стал первым гвардейским комиссаром дивизии. Его имя увековечено в названии улицы в районном центре Волконовка Белгородской области.
Кровопролитные бои под Ельней продолжались двадцать шесть дней и ночей. Активнейшее участие в них приняла и 107-я стрелковая дивизия сибиряков под командованием уроженца Токаревского района Тамбовской области, полковника Павла Васильевича Миронова. Командующий 24-й армией генерал-майор К.И. Ракутин отдал приказ о наступлении: 8 августа 1941 года советским войскам предстояло освободить от захватчиков Ельню. 107-я стрелковая дивизия совместно с 102-й танковой дивизией должна была наносить удар против трех вражеских дивизий. Гитлеровцы бросили в бой отборные части танковой дивизии СС «Рейх», но сибиряки выдержали все атаки противника, и 6 сентября бойцы Павла Миронова устремились на штурм Ельни.
На рассвете 8 августа два стрелковых полка дивизии атаковали позиции врага на рубеже Старое Рождественно – Черемисино и овладели первой линией обороны фашистов. Оба села были освобождены, а к концу дня мироновцы вошли в Митино. За три дня боевых действий части полковника П.В. Миронова продвинулись на шесть-семь километров.
22 сентября 1941 года 107-я стрелковая дивизия тоже была переименована в 5-ю гвардейскую. Уже в конце Великой Отечественной войны, в 1945 году, Павел Васильевич Миронов стал Героем Советского Союза.
К сожалению, контрнаступление РККА в августе-сентябре 1941 года не принесло ожидаемого успеха, не получило развития. В начале октября в ходе операции «Тайфун» немцам удалось окружить в районе Вязьмы четыре советские армии. В числе их в «Вяземском котле» оказалась и 24-я армия РККА. Враг снова рвался к Москве.
Организация обороны. «Все для фронта, все для Победы!»
В первые дни июля 1941 года, когда под Смоленском разворачивалось первое крупное сражение Красной армии с немецко-фашистскими агрессорами, Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО СССР), советское правительство и органы Всесоюзной коммунистической партии большевиков приняли решение о мобилизации трудоспособного населения на строительство в прифронтовой полосе оборонительных сооружений. Лозунгом страны вновь, как и в 1914 году, в начале Второй Отечественной войны 1914-1918 годов, как в гражданскую войну 1918-1922 годов, стали слова «Все для фронта, все для Победы!». С таким лозунгом 1 июля 1941 года вышла в тираж центральная газета ЦК ВКП (б) «Правда».
Как оказалось, для создания оборонительных сооружений было недостаточно одних армейских саперных и инженерных частей. Поэтому пришлось привлекать к этому делу жителей городов и сел, мужчин в возрасте от пятнадцати до пятидесяти пяти лет и женщин от шестнадцати до пятидесяти лет. Однако поскольку все реальнее становилась угроза прорыва фашистов к Москве, фактически на строительство противотанковых заграждений (рвов, эскарпов, лесных завалов, надолбов, ежей и так далее) часто направлялись мужчины до шестидесяти лет и женщины старше пятидесяти пяти лет, а также школьники и студенты. Например, на Смоленщине в июле и августе 1941 года на возведение укрепленных рубежей, взлетно-посадочных площадок на аэродромах ежедневно выходило свыше пятидесяти тысяч рабочих, колхозников, служащих и учащейся молодежи.
В ГАСПИТО есть воспоминания Маргариты Мягковой. Девятнадцатилетняя учительница математики из села Ярославка Никифоровского района по призыву райкома ВКП (б) оказалась на строительстве противотанковых рвов недалеко от Смоленска. К сожалению, германские танковые части обходили все заграждения, передвигаясь в основном по дорогам.
В начале июля по решению Центрального комитета Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи (ЦК ВЛКСМ) на оборонные стройки было направлено 114 тысяч комсомольцев из Москвы и Московской области, из Тульской, Орловской, Воронежской, Рязанской, Калининской и Тамбовской областей. На работы ехали ребята четырнадцати-пятнадцати лет, большинство без теплой одежды и сменного белья, налегке. Например, Лидии Потловой, уроженке Котовска, в то время еще не исполнилось и семнадцати лет, но 3 июля она в составе комсомольского эшелона отправилась под Брянск. Ее воспоминания хранятся в ГАСПИТО. К 10 июля 1941 года на строительстве оборонительного рубежа под Вязьмой сосредоточились 139 тысяч человек – 36 тысяч кадровых строителей, 89 тысяч комсомольцев, студентов и старшеклассников и 7 тысяч заключенных.
В ходе ожесточенных боев осени 1941 года советские войска оставили многие территории Орловской и Курской областей, фронт вплотную приблизился к границам Тамбовщины, регион приобрел важное стратегическое значение. В сентябре в Тамбовской области ввели обязательное военное обучение, к нему привлекли как учащуюся молодежь, в том числе девушек, так и военнообязанных граждан запаса. Всего за годы Великой Отечественной войны военному делу в Тамбовской области обучили более 138 тысяч человек, в том числе более двух тысяч шестисот женщин.
21 октября началась мобилизация населения на оборонительные работы в Тамбове, райисполкомы выписали горожанам 9778 повесток, которые были разосланы по предприятиям, учреждениям, уличкомам и домоуправлениям. 22 октября ГКО СССР принял постановление: в целях обеспечения безопасности советских граждан и соблюдения строжайшего порядка на территориях, составляющих тыл прифронтовой полосы, организовать в городах и прилегающих к ним районах Городские комитеты обороны (ГКО). Уже на следующий день был создан Тамбовский городской комитет обороны, его председателем назначили первого секретаря обкома ВКП (б) Николая Алексеевича Логинова, членами стали председатель облисполкома Иван Трофимович Козырьков, начальник областного Управления НКВД Семен Трофимович Митряшев и его заместитель Василий Федорович Пресняков. Последний также занял пост коменданта города Тамбова, в ведении которого переходили все внутренние войска НКВД, милиция и добровольческие рабочие отряды.
Тамбовский ГКО сосредоточил в своих руках всю гражданскую и военную власть, стал военно-организационным и мобилизационным центром, подчинил себе деятельность всех учреждений, организаций и предприятий области. Именно он разработал план обороны Тамбова, а также защиты от немцев Котовска и Мичуринска, решал вопросы производства и ремонта боевой техники на тамбовских заводах. 27 октября объявлена трудовая повинность для проведения работ по строительству оборонительных рубежей вокруг Мичуринска, 28 октября начинается сооружение оборонительной линии в районе Котовска, 3 ноября отдаются распоряжения об организации обороны Мичуринска. Возводились противотанковые рвы и пехотные траншеи. Предпринимались меры по борьбе с самовольным уходом со строительства. На 18 ноября 1941 года по Тамбову было передано в прокуратуру 265 дел на лиц, уклонявшихся от оборонных работ.
4 ноября в газете «Тамбовская правда» появилось постановление Городского комитета обороны об обеспечении общественного порядка в областном центре и прилегающих районах. В Тамбове с 24.00 ночи до 5.00 утра вводился комендантский час, движение транспорта и граждан без спецпропуска прекращалось.
14 ноября 1941 года по указанию Государственного Комитета Обороны СССР Тамбовский областной комитет компартии и областной исполнительный комитет в порядке трудовой повинности мобилизовали население в количестве 75 тысяч человек для возведения оборонительного рубежа в Воронежской области по линии Грязи – Добринка – Щучье – Архангельское – Восточная Таловая – Калач – Богучар. Учитывая недостатки лета 1941 года, на этот раз в каждом из районов формировалась рабочая колонна из мобилизованных под руководством одного из секретарей райкома ВКП (б), для питания мобилизованных создавался запас продуктов на пятнадцать дней, каждый должен был иметь теплую одежду и хорошую обувь. Тамбовский городской комитет обороны запросил Москву о выделении семисот пятидесяти восьми вагонов для перевозки мобилизованных к месту проведения работ. 44 тысячи человек доставлялись к пунктам назначения по железной дороге, 31 тысяча – пешим порядком. Областной отдел здравоохранения выделял для колонн врачей и медсестер, торгующие организации обеспечивали снабжение работающих предметами ширпотреба.
Еще в июле 1941 года в Тамбовской области началось формирование отрядов народного ополчения. На 31 июля в городах и селах числилось около двадцати двух тысяч ополченцев, осенью подразделения народного ополчения насчитывали двадцать пять тысяч. Когда в октябре немецко-фашистские войска подошли к Москве, в Мичуринске создали три добровольческих рабочих отряда по пятьсот человек в каждом. В ноябре 1941 года в области начали комплектовать команды истребителей танков. Обучение проводилось по 43-часовой программе, в середине ноября в районах и городах области приступили к обучению 6374 истребителей танков. Население Тамбова обучалось приемам противовоздушной и противохимической обороны, создавались бомбоубежища и щели.
Андрей СКИЛУР-ХАЗИЕВ
Продолжение следует