Продолжение. Начало в №№26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 43, 45, 48, 50 за 2024 год, №1-2, 4, 6, 8 за 2025 год
Начало блокады Ленинграда
Одной из самых героических страниц истории Великой Отечественной войны стала оборона города Ленинграда в 1941-1944 годах.
Летом и осенью 1941 года фюрер германских нацистов Адольф Гитлер поставил перед командованием группы армий «Север» (командующий – генерал-фельдмаршал Вильгельм фон Лееб) задачу окружить и захватить второй по значению город Советского Союза, крупный промышленный центр, порт, базу советского Балтийского флота. Он считал, что Ленинград более важная цель, чем Москва, его план предусматривал полное разрушение города на Неве, передачу части его территории Финляндии, господство немецкого флота на Балтийском море и отправку высвободившихся войск на Москву. Для достижения этих целей направлялись 23 пехотных и три танковые дивизии (646 танков), 830 самолетов, 1200 орудий – в целом около 800 тысяч солдат и офицеров вермахта.
Им противостояли войска Красной армии: Северного (с 23 августа разделен на Карельский и Ленинградский), Северо-Западного фронтов и Балтийский флот, всего 540 тысяч человек, пять тысяч орудий и минометов, около 700 танков, 235 боевых самолетов и 19 боевых кораблей основных классов. Для улучшения стратегического руководства войсками Государственный Комитет Обороны СССР образовал Главное командование Северо-Западного направления во главе с Маршалом Советского Союза Климентом Ворошиловым, подчинив ему войска Северного и Северо-Западного фронтов, Северный и Краснознаменный Балтийский флоты. Вокруг Ленинграда спешно строились оборонительные укрепления (участвовало около полумиллиона ленинградцев), создавались десятки партизанских отрядов, в самом городе сформированы 10 дивизий народного ополчения в 160 тысяч штыков. Под руководством первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Андрея Жданова были заминированы и подготовлены к взрыву все крупные заводы города, готовилось затопление кораблей Балтийского флота.
8 сентября гитлеровские войска группы армий «Север» заняли Шлиссельбург, взяли под контроль истоки Невы и блокировали Ленинград с суши. С севера на город наступали дивизии Финляндии, но на Карельском перешейке на рубежах Карельского укрепрайона их остановила советская 23-я армия (командующий – генерал-лейтенант Александр Черепанов). Фактически с этого дня началась длившаяся 872 дня блокада Ленинграда, беспримерная ленинградская эпопея: почти 900 дней и ночей защитники города – красноармейцы и краснофлотцы, а наравне с ними и горожане не сдавали Ленинград злобному врагу. Внутри фашистского кольца оказался практически весь пришедший из других портов Балтийский флот (командующий – адмирал Владимир Трибуц) и основная часть Ленинградского фронта под командованием генерал-лейтенанта Маркиана Михайловича Попова – 8-я, 23-я, 42-я и 55-я армии. В блокадном кольце осталось почти все гражданское население города, то есть примерно два с половиной миллиона жителей плюс более трехсот тысяч жителей пригородов. В годы Ленинградской блокады погибло около миллиона советских граждан.
10 сентября фон Лееб начал штурм Ленинграда, оборона РККА вокруг города оказалась прорвана. На место не справившегося со своими обязанностями маршала Ворошилова из Москвы прибыл генерал армии Георгий Жуков. Возглавив Ленинградский фронт и оборону города, он ужесточил дисциплину в войсках. И все же к 18 сентября 1941 года гитлеровцы захватили города Пушкин, Красное Село и Слуцк, немецкие подразделения вышли к Финскому заливу в районе Петергофа и разрезали окруженную советскую группировку надвое. Меньшая из двух частей окруженной территории стала известна как Ораниенбаумский плацдарм. В конце концов немцы остановились в четырех-семи километрах от Ленинграда. Линия фронта проходила всего в четырех километрах от Кировского завода и в шестнадцати километрах от Зимнего дворца. Несмотря на это, Кировский завод всю блокаду не прекращал работу, выпуская тяжелый танк «КВ» («Климент Ворошилов»).
Германским нацистам и их прихвостням не удалось сломить сопротивление ленинградцев, они мужественно стояли на своих рубежах. С моря сухопутные войска Красной армии поддерживали своей артиллерией базировавшиеся в Кронштадте корабли Балтийского флота. Тогда, не добившись захвата города осенью 1941 года, немецкое командование решило принудить непокорный Ленинград к капитуляции с помощью массированных методичных ударов авиации и артиллерии. Ежедневные бомбардировки и обстрелы уничтожали целые городские кварталы, убивали мирных жителей. 21 и 23 сентября для уничтожения Балтийского флота германское люфтваффе произвело массированные бомбардировки кораблей и объектов Кронштадтской военно-морской базы. В результате было потоплено и повреждено несколько кораблей, в частности, тяжелые повреждения получил линкор «Марат», на котором погибло более трехсот человек. Особенно сильными были бомбовые и артиллерийские удары в октябре-ноябре 1941 года, когда, чтобы вызвать массовые пожары, фашисты сбросили на город несколько тысяч зажигательных бомб Еще раньше были сожжены Бадаевские склады, и горожане остались без запасов муки и сахара. Но и это не сломило волю защитников Ленинграда.
Тогда Гитлер приказал задушить ленинградцев голодом. В директиве начальника штаба военно-морских сил Германии №1601/41 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга» говорилось: «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица Земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса».
Власти осажденного города ввели продовольственные карточки, запретили свободную торговлю продуктами питания. Тем не менее, уже в октябре жители Ленинграда почувствовали первую нехватку продовольствия, а в ноябре в городе начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи обмороков от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма.
Городские власти пытались решить продовольственную проблему, организовав доставку продуктов питания в Ленинград как по воздуху, самолетами, так и по воде, через Ладожское озеро, зимой появилась знаменитая «Дорога жизни» по льду озера. Однако люди умирали в своих квартирах, прямо на улицах. С ростом смертности в Ленинграде были созданы специальные похоронные команды. В одной из них служил уроженец села Татаново Тамбовской области танкист Василий Никитич Жариков. Он на автомашине собирал погибших людей. Воспоминания В.Н. Жарикова тоже хранятся в музее Ленинградской блокады в школе №9 Тамбова.
Не покорившиеся ленинградцы
Гитлеровцы и под Ленинградом столкнулись с массовым героизмом советских воинов. Среди них, например, летчик Александр Федорович Авдеев, уроженец села Большая Талинка Тамбовского района Тамбовской области. Летом и сенью 1941 года в составе 153-го истребительного авиационного полка 23-й армии он воевал в небе над Ленинградским фронтом. Заместитель командира эскадрильи А.Ф. Авдеев совершил 189 боевых вылетов, сбил семь фашистских самолетов, летом 1942 года он погиб, протаранив вражеский самолет. Именем Героя Советского Союза Александра Авдеева названа улица в Тамбове, материалы о нем хранятся в музее тамбовской средней школы №9, который посвящен героям битвы за Ленинград.
Храбро сражался на подступах к Ленинграду уроженец Тамбова морской пехотинец Владимир Алексеевич Горюнов. Он был одним из немногих, кто при переходе в Кронштадт спасся из потопленного немцами советского корабля, воевал в 7-й особой бригаде морской пехоты, в составе отряда добровольцев участвовал в разведке боем. Воспоминания младшего лейтенанта В.А. Горюнова хранятся в Государственном архиве социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО).
На весь фронт прославился снайпер, тоже уроженец Тамбова Евгений Андрианович Николаев. Он был призван в 21-ю дивизию НКВД, формировавшуюся в Тамбове и вошедшую в состав 42-й армии Ленинградского фронта. В корреспонденции от 5 августа 1941 года (хранится в ГАСПИТО), опубликованной в газете «Правда», сообщалось, что заместитель политрука, красноармеец, снайпер Е.А. Николаев имел на своем боевом счету 187 выведенных из строя фашистов. В один из дней он засел в подбитом танке и в упор расстреливал немцев. Счет того дня составлял 58 гитлеровцев. Евгений Андрианович был произведен в офицеры, награжден орденом Боевого Красного Знамени. Всего за годы блокады Ленинграда он уничтожил 211 солдат и офицеров противника. Трижды его родные в Тамбове получали похоронки, но снайпер все же дошел до Берлина и расписался на стене рейхстага.
У стен крепости на Неве гитлеровцы несли невосполнимые потери. Немалую лепту в это внес другой тамбовский снайпер – боец 11-й стрелковой бригады 8-й армии Ленинградского фронта Владимир Николаевич Пчелинцев. За первые восемь месяцев блокады он истребил 152 немецких оккупанта, стал Героем Советского Союза, участвовал в составе советской делегации в антифашистском конгрессе в США.
Большой вклад в победу над немецко-фашистскими извергами безусловно внес генерал-лейтенант Михаил Семенович Хозин. Уроженец села Скачиха ныне Уметского района Тамбовской области вначале руководил 54-й армией, которая обороняла подступы к Ладожскому озеру, а затем, с октября 1941 года, стал командующим Ленинградским фронтом. На его долю выпали самые тяжелые бои и потери.
Среди героических защитников Ленинграда был и уроженец села Алгасово Моршанского района, будущий Народный художник России, Почетный гражданин Тамбова Евгений Владиславович Рябинский. Именно в блокадные дни он впервые проявил талант живописца.
Напряжением всех сил армии, флота и гражданского населения враг был остановлен, гитлеровский план блицкрига провалился и под Ленинградом.
Город на Неве – первые успехи
Ничего не смогли добиться немцы и в 1942 году, только что Гитлер сменил командующего группой армий «Север»: вместо В. фон Лееба был назначен генерал-фельдмаршал Георг фон Кюхлер. Но и он не сломил сопротивление ленинградцев. На знаменитом Невском пятачке – небольшой полоске земли вдоль левого берега Невы – ежедневно шли упорные бои, за время блокады там погибло до пятидесяти тысяч советских воинов, но немцы их не победили.
И вот еще один из примеров. 12 июля 1942 года в районе железнодорожной станции Лемболово на фашистскую артиллерийскую батарею обрушился горящий советский бомбардировщик. Его направил на врага наш земляк, командир звена 44-го отдельного авиаполка скоростных бомбардировщиков Ленинградского фронта, капитан Семен Михеевич Алешин. Сегодня имя этого Героя Советского Союза носит школа в его родном селе Воронцовка Знаменского округа.
Несмотря на голод и разруху, обстрелы и бомбёжки, Ленинград продолжал стойко держать оборону: воины – на фронте, гражданские – на своих рабочих местах. Именно в эти страшные годы ленинградские поэты продолжали сочинять стихи (Ольга Федоровна Берггольц), музыканты писали музыкальные произведения (симфония №7 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича), ученые помогали армии. Чтобы сохранить ценный материал, который помог восстановить сельское хозяйство после войны, селекционеры, работающие в Ленинградском Всесоюзном институте растениеводства, не съели ни единого зернышка, ни одного картофельного клубня, а сами умирали от истощения, как остальные блокадники. Назло врагу город жил: 31 марта 1942 года по улицам пошли грузовые трамваи, с 15 апреля – пассажирские. С 15 апреля в Ленинграде открылись бани и прачечные, с 3 мая возобновились занятия в школах. Постепенно улучшалось положение на фронте, Красная армия накапливала силы для решительных действий.
12 января 1943 года после артиллерийской подготовки 67-я армия Ленинградского фронта под командованием генерал-майора Михаила Павловича Духанова и 2-я ударная армия Волховского фронта под началом генерал-лейтенанта Николая Кузьмича Клыкова перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. 18 января войска двух фронтов – Ленинградского (командующий – генерал-полковник Леонид Александрович Говоров) и Волховского (командующий – генерал армии Кирилл Афанасьевич Мерецков) – соединились в районе рабочих поселков №№1 и 5. Одновременно Красная армия освободила от противника Шлиссельбург и очистила от него все южное побережье Ладожского озера. Образовавшийся вдоль озерного берега коридор был шириной не более одиннадцати километров, но он восстановил сухопутную связь Ленинграда со всей страной. В течение последующих семнадцати суток по берегу Ладоги проложили автомобильную и железную дороги. Последнюю ленинградцы прозвали Дорогой победы. Блокада Ленинграда оказалась прорвана, хотя до полной ее ликвидации оставался целый год, а до Великой Победы – еще больше.
Андрей СКИЛУР-ХАЗИЕВ
Продолжение следует