USD102.81-0.63
EUR106.10-0.15

Летопись Великой Победы

Арина Орлова Прочитали 1361 раз(а)

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Продолжение. Начало в №№26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 43, 45, 48

Бои на подступах и на окраинах Сталинграда

Официальной датой начала сражений за волжскую твердыню считается 17 июля 1942 года. Сталинградская битва, одна из крупнейших и решающих во всей Второй мировой войне, охватывала территорию в сто тысяч квадратных километров, на отдельных этапах в ней участвовало до двух миллионов человек. Она длилась двести дней и ночей.

Один из самых трагических моментов Сталинградской битвы – 23 августа 1942 года. В этот день германская авиация впервые нанесла массированный удар по Сталинграду. Фашисты совершили около двух тысяч самолето-вылетов, превратив город в сплошные руины, целые кварталы были стерты с лица земли. Нацисты использовали как фугасные, так и зажигательные, начиненные белым фосфором бомбы. Одновременно немецкая 4-я танковая армия Г. Гота вклинилась в оборону созданного 7 августа 1942 года советского Юго-Восточного фронта и, отрезав 62-ю армию, прорвалась к Волге севернее Сталинграда, в районе поселка Рынок. Из Москвы пришла директива Ставки Верховного Главнокомандования: «Самое главное – не поддаваться панике, не бояться нахального врага и сохранить уверенность в нашем успехе».

В конце августа и в сентябре соединения советских 51-й, 64-й и 57-й армий провели ряд контрударов к югу от Сталинграда в направлении Степного, Абганерово и Тингута, стремясь остановить наступление частей вермахта. В то же время к северу от города в районе Ерзовки части 24-й, 66-й армий и 1-й гвардейской армии стремились отрезать части 14-го танкового корпуса противника, на небольшом участке прорвавшегося к Волге. Ведя оборонительные бои и медленно отступая, части советских Сталинградского и Юго-Восточного фронтов не только на значительное время задержали 6-ю полевую армию Ф. Паулюса и 4-ю танковую армию Г. Гота, но и нанесли им существенный урон в живой силе и технике.

Большой вклад в это внесла советская авиация, в частности, 8-я воздушная армия Сталинградского фронта. Несмотря на численное превосходство противника в воздухе, краснозвездные самолеты прикрывали наземные войска Красной армии от ударов германской авиации, бомбили переправы, изматывали силы неприятеля и снижали темпы его наступления. Известно, что в ходе боестолкновений на дальних подступах к Сталинграду советские летчики произвели 16 тысяч боевых вылетов и уничтожили не менее двадцати процентов немецких самолетов из 4-го воздушного флота В. Рихтгофена, действовавшего на сталинградском направлении.

В эти дни героизм и отвагу проявил уроженец села Большая Кочетовка Токаревского района Тамбовской области, командир эскадрильи 4-го истребительного авиаполка 288-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта Алексей Константинович Рязанов. Уже 22 июня 1941 года он сбил свой первый фашистский самолет, а когда ожесточились бои под Сталинградом, вместе с лучшими летчиками авиаполка вошел в группу спецназначения - единственного на тот момент подразделения ВВС Красной армии, имевшего право действовать в режиме «свободной охоты». 21 августа 1942 года группа А.К. Рязанова из шести истребителей «Як-7Б» прикрывала полет советских штурмовиков «Ил-2». Внезапно из облаков вынырнули восемь немецких «мессеров». Спецгруппа бросилась навстречу врагам, сбила два «Ме-109» и обратила остальные в бегство. При этом одну вражескую машину сбил комэска Рязанов. Советские штурмовики потерь не имели и обрушили свой смертоносный груз на немецкие наземные войска. В октябре 1942 года за выполнение 282 боевых вылетов, участие в сорока пяти воздушных сражениях, в которых летчик лично сбил семь и в составе группы пятнадцать самолетов противника, командир эскадрильи А.К. Рязанов был представлен к званию Героя Советского Союза. Но командующий 8-й воздушной армией генерал-майор авиации Т.Т. Хрюкин снизил награду до ордена Ленина. В будущем наш земляк дважды был удостоен золотой звезды Героя – в 1943 и 1945 годах.

Тем временем в северной части Сталинграда, в районе железнодорожной станции Гумрак, 14-й танковый корпус гитлеровцев неожиданно столкнулся с сопротивлением 1077-го зенитного артиллерийского полка. До самого вечера расчеты орудий, состоявшие во многом из девушек, ценой своих жизней не пропускали в город фашистские танки. Однако вражеские машины появились в другом месте – в районе Сталинградского тракторного завода, в километре от заводских цехов, и начали их обстрел. В это время на заводе продолжали изготавливать танки «Т-34», укомплектовывали их экипажи заводчанами, и прямо с конвейеров тридцатьчетверки отправлялись в бой.

На этом этапе оборона города в значительной степени легла на 10-ю стрелковую дивизию НКВД и народное ополчение в составе милиционеров, пожарных и рабочих. В ночь на 28 августа на правый берег Волги была переправлена 124-я стрелковая бригада под командованием С.Ф. Горохова. Вместе с другими советскими частями так называемая группа полковника Горохова обороняла подступы к тракторному заводу.

35-я гвардейская

В первый же день массированного наступления гитлеровских войск на Сталинград, 23 августа 1942 года, отличились войска 35-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Василия Андреевича Глазкова. Уроженец села Вердеревщино Бондарского района Тамбовской области, ранее он командовал воздушно-десантной бригадой на Дальнем Востоке, которую в ходе войны передислоцировали под Москву. В августе 1942 года по приказу Ставки десять корпусов ВДВ были спешно переброшены на юг СССР и преобразованы в стрелковые дивизии, причем авансом им присвоили звание гвардейских. Так 8-й воздушно-десантный корпус стал 35-й гвардейской стрелковой дивизией 62-й армии Сталинградского фронта, и бывшие десантники в составе 100-го, 101-го и 102-го гвардейских стрелковых полков встали на пути фашистских танков и мотопехоты. Вечером 23 августа в штаб 35-й дивизии поступил приказ командующего 62-й армией: «Противник прорвал оборону в районе хутора Вертячий. Приказываю 35-й гвардейской стрелковой дивизии во взаимодействии со 169-й танковой бригадой перейти в наступление в направлении хутора Вертячий с задачей уничтожить прорвавшегося противника».

Гвардейцы Василия Глазкова без промедления атаковали врага. В упорных боях 35-я дивизия прорвалась в район Большой Россошки, где мужественно оборонялась 87-я стрелковая дивизия 62-й армии. Гвардейцы овладели Малой Россошкой. Южнее железнодорожной станции Котлубань они вступили в бой с крупными силами фашистов. Здесь, у деревни Самофаловка, храбро бились бойцы пулеметной роты учебного батальона дивизии под командованием лейтенанта Рубена Ибаррури – сына лидера компартии Испании Долорес Ибаррури. Красноармейцы преградили путь гитлеровским танкам к станции Котлубань, враг не прошел, его движение к Волге прекратилось. В этом бою Рубен Ибаррури получил смертельную рану, посмертно он был удостоен звания Героя Советского Союза.

С 24 августа по 1 сентября 35-я гвардейская дивизия совместно с другими частями Красной армии не давала стоявшему у Волги противнику пополнять личный состав и боеприпасы. В результате ожесточенных боев бывшим десантникам удалось прорвать вбитый между Доном и Волгой немецкий клин и выйти из окружения в полосу действий 62-й армии. За десять дней боев дивизия В.А. Глазкова отразила множество ожесточенных атак противника, нанесла ему большой урон в живой силе и технике, но и сама потеряла около восьми тысяч бойцов убитыми, ранеными и пропавшими без вести - более двух третей своего состава. Ей было приказано отойти к Сталинграду.

 Утром 5 сентября 1942 года части 35-й гвардейской стрелковой дивизии вышли на окраину города. Им поступил приказ командующего армией выдвинуться к железнодорожной станции Воропоново и задержать появившиеся там немецкие танки. 8 сентября гитлеровцам удалось прорваться к наблюдательному пункту генерала В.А. Глазкова. Имевшимися силами разведчиков и саперов комендантского взвода, работников медсанбата и силами штабных офицеров комдив организовал контратаку и сам возглавил ее. В ходе боя любимец десантников Василий Андреевич Глазков был несколько раз ранен, потерял много крови, падал в обмороки, но продолжал руководить боем. Саперы и разведчики все же отнесли его на плащ-палатке к машине и уложили на заднем сидении. Автомобиль тронулся, но тут начался очередной артобстрел, и одна из фашистских мин угодила в машину. Машина получила более сорока пробоин и вспыхнула. Гвардейцы успели вынести генерала, но вновь последовал минометный обстрел, и генерал-майор В.А. Глазков и сопровождающие его бойцы погибли. Комдива похоронили на левом берегу Волги. Позднее прах героя Сталинградской битвы перенесли в город, который он защищал. Командование 35-й гвардейской принял начальник штаба дивизии полковник Василий Павлович Дубянский.

 К 8 сентября 1942 года 35-я дивизия из почти одиннадцати тысяч человек личного состава насчитывала всего около шестисот бойцов. Они отступили до поселка Купоросный, а затем отошли в сам город, к реке Царице и заняли самое высокое здание Сталинграда – элеватор. С 17 по 20 сентября там шли круглосуточные бои. Не только само здание, но и его отдельные этажи и хранилища по нескольку раз переходили из рук в руки. На помощь гвардейцам пришли морские пехотинцы из 92-й стрелковой бригады. Вот свидетельство немецкого офицера В. Хоффмана о событиях тех дней: «В ротах осталось по 30-40 человек. В элеваторе сражаются не люди, а дьяволы, их не берет ни пуля, ни огонь… В элеваторе нашли лишь 40 убитых русских и только одного тяжелораненого, не способного говорить». Так снова встав на пути врага, глазковцы в очередной раз покрыли себя неувядаемой славой, оправдали звание гвардейцев, остались верны традициям ВДВ.

 Последним рубежом обороны дивизии была река Царица. Затем бойцы 35-й гвардейской мелкими группами с боями вышли на набережную Волги в район переправы на левый берег. 27 сентября 1942 года дивизия была выведена с линии фронта и отправлена на переформирование в Саратовскую область.

 Сегодня в Волгограде на обелиске в честь воинов-сталинградцев в самой первой высеченной на нем строчке значится номер 35-й гвардейской стрелковой дивизии. На шинели генерала Василия Глазкова, хранящейся теперь в музее-заповеднике «Сталинградская битва», видны сто шестьдесят пулевых и осколочных повреждений. Известный тамбовский поэт-фронтовик Иван Сергеевич Кучин, бывший пулеметчик 100-го стрелкового полка 35-й гвардейской стрелковой дивизии, написал стихотворение «Шинель генерала Глазкова». Вот строки из него:

 Дай, память, мне поговорить на равных

 с тем сентябрем, что черен и багрян.

 Дай мне увидеть ярость боя снова,

 дай мне опять услышать клич его –

 Василия Андреича Глазкова,

 геройского комдива моего.

За месяц сталинградских боев части 35-й гвардейской стрелковой дивизии уничтожили 270 танков, около 70 бронемашин, свыше 110 артиллерийских орудий, 60 минометов, более 300 пулеметов, 20 самолетов противника. К ноябрю 1942 года гвардейцев-десантников осталось в живых только 323 человека.

Андрей СКИЛУР-ХАЗИЕВ

Продолжение следует