USD91.35+0.02
EUR99.11+0.39

Как жизненный опыт тамбовского педагога помогает в воспитании молодежи

Арина Орлова Прочитали 1965 раз(а)

Авторитетное слово

Директор Многопрофильного колледжа имени И.Т. Карасева Александр Бетин основами жизни считает веру, семью, патриотизм. И делает все для того, чтобы привить эти ценности современной молодежи.

Разносторонний опыт

Во вверенном Александру Петровичу учебном заведении проходят профессиональную подготовку ребята с разным отношением к учебе и к образу жизни. Есть целеустремленные, есть беспечные, есть и трудные. Как найти к ним подход? На этот вопрос директор отвечает не задумываясь:

– Быть проще. Естественней. Чтоб слова не расходились с делами – иначе никто тебе не поверит. И уметь прощать.

Слово Александра Петровича весомо. Он говорит только о том, в чем уверен сам. А школа жизни за его плечами серьезная. Он знает, например, что значит быть исповедником. В сельской восьмилетке его, воспитанного в верующей семье, не принимали в пионеры. Хотелось, конечно, быть как все, но веру не предавал: тайно носил крестик. Знаком не понаслышке с трудом рабочего: после ПТУ сразу пошел слесарем на Тамбовский вагоноремонтный завод. Не остались в стороне семейные заботы: с супругой воспитали троих детей. Чувства аутсайдера, и те ему, отличнику, довелось испытать. Правда, это только подтолкнуло к росту.

– Первым для меня в училище был урок материаловедения, который вела замдиректора Евгения Ивановна Песчанская. Предварительно мастер производственного обучения дал нам задание: подготовиться и произвести на нее впечатление. Не каждый, будучи на такой должности, проводит занятия. Я оказался одним из немногих, кто эти слова проигнорировал, – со смущением вспоминает педагог. – Преподаватель задает мне вопрос, а я не знаю, что ответить. Она говорит: «Такой хороший мальчик с виду, и не подготовился. Не буду ставить тебе оценку, на следующий урок подготовишься, и чтоб была оценка пять». Меня это очень задело. Стал хорошо учиться. Фактически по ее совету и поступил потом в техникум – на мастера производственного обучения.

Желание и потенциал заниматься с будущими рабочими почувствовал в себе как раз в это время. Ради высокой цели отправился учиться за тысячу километров – в Уфу. В техникуме с военной кафедрой получил к тому же воинское звание младшего лейтенанта, а впоследствии во время сборов был повышен до капитана.

Вернувшись в Тамбов, точно последовал за своим призванием. Был момент в постперестроечное время, когда ради благополучия семьи пришлось отойти от педагогики и устроиться на вагоноремонтный завод. Но едва появилась возможность, поспешил к молодежи. Отдал годы 16-му профлицею и Орловской академии государственной службы, где постиг на практике премудрости управления кадрами. На пользу было наблюдать за работой старших коллег, слушать их указания, перенимать лучшее. Шанса учиться не упускал никогда. О высшем образовании свидетельствует диплом инженерно-педагогического факультета Московского университета.

Весь накопленный опыт сослужил хорошую службу, когда Александр Петрович принял нынешний ответственный пост. При том, что в большинстве своем директор занимается административной работой, он – главный ориентир для молодых подопечных. Сознавая это, Александр Петрович прикладывает много сил, чтобы направить молодежь на верную стезю.

Опора в жизни

Высокий смысл А.П. Бетин видит в семейных ценностях:

– Для меня семья – микрогосударство. Основа основ! Я категоричный противник разводов. У нас в колледже семьдесят процентов ребят, у которых родители живут порознь. Воспитание однобокое. А нужно, чтоб в стране были крепкие семьи. Главой должен быть мужчина. Ему не обязательно много зарабатывать, важнее быть рядом с родными. От женщины тоже многое зависит: без нее домашний очаг разваливается. Если у человека есть семья, ему будет что защищать, кого любить, ради кого жить. И лучше бы создавать ее смолоду.

Воспитание – то, в чем человек нуждается в любом возрасте, убежден наш собеседник. Тем более оно важно для подростка, у которого и ветер в голове, и энергия через край. Просто читать мораль – неэффективно. В колледже предпочитают ненавязчивый подход. Торжественные акты, неформальные мероприятия, детали для визуального восприятия в разных уголках учебных корпусов.

Так, каждая неделя начинается с поднятия Государственного Флага и исполнения Гимна Российской Федерации. К праздникам сподвижники директора постоянно организуют мероприятия на духовно-нравственную и военно-патриотическую тематику. В прошлом году их насчитали около трехсот. Причем каждое имеет свою изюминку. Например, в День славянской письменности и культуры заведующая библиотекой Галина Анатольевна Азарова обязательно приносит в колледж Псалтирь своей прабабушки 1898 года. Большинство ребят таких книг и не видывали, так что удивление и интерес неподдельные. Однажды, правда, пришла очередь удивляться преподавателям: церковнославянский текст с легкостью прочитал студент, получивший навык в своей семье. Православная литература на родном русском языке доступна ребятам в любое время. В библиотеке к их услугам – стационарная книжная выставка «Свет Христов просвещает всех». Частые гости в колледже – священники. Они проводят со студентами беседы на животрепещущие темы: о целомудрии, о внешнем виде, о месте человека в жизни. Особенно ребята тянутся к дьякону Павлу Попову, потому что он свой – выпускник этого учебного заведения. Кстати, из его стен вышли еще три человека, которые стали батюшками.

Руководитель всячески поощряет эти встречи, чтобы у каждого подопечного был шанс услышать о Боге:

– К сожалению, большинство людей остаются за пределами христианской нравственности, хотя и храмы повсеместно открыты. Но без духовно-нравственного воспитания мы не научим молодежь достойно жить. Многие ребята не могут перешагнуть какую-то невидимую грань, даже чтобы перекреститься. В то же время они видят, что мы все это делаем. Думаю, в душе нас поддерживают. Может, потом придут к вере. И все же хотелось бы, чтобы наша молодежь прозрела как можно раньше. Отрадно было бы видеть юношей и девушек честными, добросовестными, горячо любящими Родину, почитающими Бога. Для этого не только педагоги должны стараться, но и священники, родители, вообще все общество.

В 2017 году по инициативе директора в одном из корпусов колледжа открылась молельная комната. Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий освятил ее в честь преподобного Сергия Радонежского. С тех пор в ней регулярно по вторникам читаются акафисты, а иногда совершаются молебны и панихиды. На молитву студентов приглашают, но на присутствии не настаивают. Приходят, конечно, немногие, зато сознательно. А вот на праздники к святому месту валит валом народ со всего Строителя: освятить куличи или набрать Крещенской воды. Александр Петрович идет навстречу, позволяя устроить во дворе площадку для нужд верующих. Только мера эта все-таки временная. А за день гостей насчитывается до тысячи человек – между прочим, потенциальный приход для храма.

Дело и люди

У Александра Петровича под началом считай что два коллектива – студенты и сотрудники колледжа. Два разных потока – молодежь и взрослые. Будучи постоянно в гуще событий, руководитель сумел сохранить очень теплое отношение к людям. Он не забывает, что каждый индивидуален. Он чуток к настроению окружающих. Убежден, что даже если человек скрывает свою боль, надо прийти ему на помощь. А уж если напрямую просят совета, то постараться сделать все, чтобы подыскать пути решения проблемы.

Глава образовательного учреждения высоко ценит своих коллег. Старый афоризм: кадры решают все – для него не пустой звук: 

– Каждый человек, независимо от статуса и занимаемой должности, достоин всяческого уважения. Прежде всего, надо ценить специалиста за то, что он есть, что он трудится. Если директора на месте нет, любой зам без него справится. А нет уборщицы или сантехника – сразу все почувствуют. Поэтому я с благодарностью отношусь к людям, особенно физического труда.

Профессиональное кредо А.П. Бетина укладывается в два простых слова: не навреди.

– Мы все стремимся к победам, а зачастую эту высоту определяем сами, еще не зная, триумф это будет или проигрыш. Важно, чтоб окружающие не пострадали, – поясняет директор. – Поэтому я стараюсь, чтобы бремя моего правления не отразилось отрицательным образом на моих подчиненных. Если, например, человек не справился с заданием или нагрубил, оставлять это без внимания нельзя, но до начала разбирательства должно пройти какое-то время, чтобы самому осмыслить ситуацию. По мне лучше тихое горение свечи, нежели бенгальский огонь. Спокойная, безнадрывная, слаженная работа.

Среда оказывает мощное влияние на человека. Ему хочется соответствовать. Поэтому так важно, чтобы от учебного заведения шел добрый посыл.

Александра МИХАЙЛОВА