USD103.27+3.24
EUR108.56+2.36

Чем запомнилась середина ноября в различные годы отечественной истории

Арина Орлова Прочитали 1257 раз(а)

13 ноября

1918 год. Было образовано Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова.

Вуз был создан приказом народного комиссара по военным делам как «1-е Рязанские Советские Пехотные курсы командного состава РККА». Учебное заведение несколько раз реформировалось и переименовывалось. Современное название училище получило в 1968 году, а в 1996 году ему присвоили имя генерала армии Василия Филипповича Маргелова.

За время существования училище подготовило порядка пятидесяти тысяч офицеров для ВДВ и других видов и родов войск Вооруженных сил РФ, провело свыше  ста тридцати выпусков молодых офицеров. Среди выпускников училища 53 Героя Советского Союза и 82 Героя Российской Федерации.

14 ноября

1935 год. В Кремле открылось Первое Всесоюзное совещание стахановцев.

Родоначальником этого движения был донбасский шахтер Алексей Стаханов, который 31 августа 1935 года за одну смену (5 часов 45 минут) добыл 102 тонны угля, превысив норму в четырнадцать раз.

Уже к концу 1935 года почти на каждом предприятии и колхозе появились свои стахановцы. Зачинателем этого движения в машиностроении стал Александр Бусыгин, бригада которого отковала за смену 966, а позднее - 1001 коленчатый вал при норме 675. В сентябре 1935 года Билял Ихласов установил всесоюзный рекорд добычи руды, выполнив дневную норму на 485 процентов. В сельском хозяйстве активистами движения были организатор первой в СССР женской тракторной бригады Прасковья Ангелина, комбайнер Константин Борин и звеньевая Мария Демченко.

В 1950-х годах на смену стахановскому движению пришло движение за коммунистическое отношение к труду. Рабочие-стахановцы сменились ударниками и коллективами коммунистического труда.

1920 год. Бухту Севастополя покинули последние корабли Белого флота.

11 ноября 1920 года, после поражения в Крыму, командующий Белой армией генерал Петр Врангель отдал приказ об эвакуации «всех, кто разделял с армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства, с их семьями, и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага».

За несколько дней из портов Крыма вышло 126 кораблей, вместивших в себя около ста пятидесяти тысяч человек, не считая команд. Последнее судно покинуло Родину 14 ноября 1920 года.

1870 год. Был утвержден устав Товарищества передвижных художественных выставок.

Это творческое объединение было образовано в 1863 году, когда четырнадцать учеников императорской Академии художеств вышли из ее состава в знак протеста против установленных академией правил конкурсов. Они организовали «Артель», которая впоследствии была преобразована в Товарищество передвижных художественных выставок. Ее возглавил художник И.Н. Крамской.

В декабре 1871 года открылась первая выставка передвижников. На ней были представлены около пятидесяти произведений, в том числе портреты работы И.Н. Крамского, картина Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея», пейзажи И. Шишкина, полотно В. Перова «Охотники на привале» и пейзаж А. Саврасова «Грачи прилетели».

Позднее выставки передвижников проводились ежегодно. Последняя, 48-я, состоялась в Москве в 1923 году.

15 ноября

1988 год. Состоялся первый и единственный полет советского многоразового космического корабля «Буран».

Над созданием первого советского орбитального корабля многоразового использования в течение почти двадцати лет работали около тысячи трехсот предприятий и организаций, более восьмидесяти министерств и ведомств. Головным разработчиком системы было НПО «Энергия» (ныне Ракетно-космическая  корпорация «Энергия» имени С. П. Королева). Общие затраты на программу составили свыше шестнадцати миллиардов советских рублей.

«Буран» предназначался для решения различных оборонных задач, выведения на орбиту Земли космических объектов и их обслуживания, доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов, возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников и выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля - космос - Земля.

Система включала в себя  ракету-носитель сверхтяжелого класса «Энергия», многоразовый космический корабль «Буран», а также средства наземной космической инфраструктуры. Ракета-носитель была способна выводить на орбиту грузы массой до ста тонн, космический корабль был рассчитан на сто полетов продолжительностью от семи до тридцати суток. Численность экипажа «Бурана» могла достигать десяти человек.

15 ноября 1988 года с космодрома Байконур ракета-носитель «Энергия» вывела на околоземную орбиту корабль «Буран». Полет продолжительностью 206 минут проходил без экипажа и полностью в автоматическом режиме, в отличие от американского шаттла, который совершает посадку только при ручном управлении. Корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего успешно приземлился на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре.

В 1990 году работы по космической программе «Энергия» -  «Буран» были приостановлены, а в 1993 году она была окончательно закрыта.

1955 год. Был введен в эксплуатацию первый участок Ленинградского метрополитена.

Первые проекты метро в северной столице появились в конце девятнадцатого века, а к 1917 году на рассмотрение Городской Думы было представлено уже около двадцати, но ни один из них реализован не был.

К идее строительства метро в Ленинграде вернулись в конце 1930-х годов. Первые работы по проходке тоннелей начались в апреле 1941 года, но в связи с началом Великой Отечественной войны они были законсервированы и возобновились только в мае 1946 года.

15 ноября 1955 года состоялось открытие первого участка Ленинградского метрополитена. Он соединил станции «Автово» и «Площадь Восстания» и имел протяженность 10,8 километра.

Сегодня Петербургский метрополитен состоит из пяти линий, на которых расположено 72 станции. Его протяженность составляет свыше ста двадцати километров. По пассажиропотоку (762,46 миллиона человек) подземка Северной столицы занимает четвертое место в Европе после метро Москвы, Парижа и Лондона.

16 ноября

1941 год. При наступлении немецко-фашистской войск на Москву у разъезда Дубосеково совершили свой подвиг 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова.

Осенью 1941 года ожесточенные бои уже шли в ста – ста двадцати километрах от столицы, крупные танковые группы противника пытались прорваться по Волоколамскому шоссе к Москве. Советским войскам, оборонявшим город, был отдан приказ остановить врага любой ценой.

Среди других соединений Советской Армии в боях за Москву участвовала 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Ивана Панфилова. 16 ноября 1941 года группа истребителей танков дивизии, в которую входили 28 человек во главе с политруком Василием Клочковым, в ходе тяжелейшего четырехчасового боя уничтожили восемнадцать фашистских танков из пятидесяти. Большинство бойцов отряда погибли, остальные были тяжело ранены.

В 1967 году в деревне Нелидово в полутора километрах от разъезда Дубосеково был открыт Музей героев-панфиловцев, а в 1975 году на месте боя установлен мемориальный ансамбль «Подвигу 28».

17 ноября

1948 год. Крейсер «Аврора» был поставлен на вечную стоянку у Петроградской набережной на Большой Невке.

Корабль был построен в 1896-1900 годах на судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге. В 1903 году «Аврора» вошла в состав русского военно-морского флота. Боевое крещение крейсер получил во время Русско-японской войны. Он стал одним из двух русских кораблей, который уцелел в ходе Цусимского сражения в мае 1905 года.

В 1906 году «Аврора» вернулась в Санкт-Петербург и стала учебным судном, где проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса.

В ночь на 7 ноября 1917 года крейсер оказался в центре революционных событий. Принято считать, что холостой выстрел «Авроры» стал сигналом к захвату большевиками Зимнего дворца.

В 1922 году «Аврора» вновь стала учебным кораблем.  На нем проходили практику курсанты военно-морских учебных заведений, он также совершил несколько заграничных плаваний и  участвовал в маневрах Балтийского флота.

В годы Великой Отечественной войны крейсер и его экипаж принимали участие в защите Ленинграда. Судно получило много пробоин и село на грунт. В 1944 году корабль подняли и поставили на ремонт.

17 ноября 1948 года крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной на вечную стоянку как памятник революционных событий 1917 года. До 1956 года он использовался в качестве учебной базы Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. В 1956 году на крейсере был открыт филиал Центрального военно-морского музея. «Аврора» стала первым в нашей стране кораблем-музеем.

18 ноября

1699 год. Петр I издал указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей».

В армию принимали всех свободных людей, годных к воинской службе. Рекруты вооружались и содержались за счет государства, солдатам также выплачивали годовое жалованье в одиннадцать рублей.

Первоначально на «Великую Государеву службу» записывали в селе Преображенском недалеко от Москвы, а потом наборы в армию стали производиться еще в Пскове, Новгороде, Смоленске, Белгороде и поволжских городах. В результате набора было сформировано три пехотных дивизии.

По материалам из открытых источников