Как из химика переквалифицироваться в народного мастера

20 января, 16:09 София Сиротенко Прочитали 4 649 раз
Тамбовские сюжеты

Квартира Татьяны Пашининой небольшая, но уютная. Сразу видно, что ее хозяйка – человек творческий и увлеченный: вышитые картины на стенах, подушки с авторской вышивкой, салфетки, а рядом с компьютером – большой стол с принадлежностями для вышивания.

Много времени пенсионерка уделяет народному творчеству, изучению узоров и их созданию. Цель важная – сохранить народное искусство для следующих поколений.

Как мыло повлияло на историю народного рисунка, зачем на полотенцах нанесены три разделяющие линии и почему инженер-химик решила заняться творчеством – в нашем материале.

НЕОБХОДИМЫЙ НАВЫК

Все увлечения родом из детства – так считает мастерица. Она родилась и выросла в селе Дегтянка, ей хорошо знакомы мир деревни, тамбовская природа. И если летом забот по хозяйству бывало много, то зимой можно было наблюдать за тем, как взрослые занимались рукоделием.

- У меня бабушка вязала носки и варежки, соседки – себе приданое. А я рядом вертелась. Мне же тоже хотелось, чтобы из обычной нитки какойнибудь узор получился. Вот мне и давали в руки нитку потолще и крючок. Вязала петли и столбики, пока не надоест, - вспоминает Татьяна Пашинина.

В шестидесятые годы прошлого века появилась мода на вышивку «ришелье». Для этого уже нужна швейная машина со специальной пластинкой, да и тренировка ежедневная – как на музыкальном инструменте.

- Когда мне купили подольскую ножную машинку – радости было! Сначала салфетки вышивала, потом вещи посложнее: шторки на окна, портьеры, - вспоминает мастерица.

Но как бы ни было интересно создавать что-то своими руками, увлечения сошли на нет, когда пришла студенческая пора.

БАШКИРСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

После школы Юная Татьяна поступила в технологический институт. Отучилась на химика-технолога по специальности «Технология основного органического и нефтехимического синтеза». Выбор не совсем обычный для сельской девочки, но особых трудностей выбранная специальность не вызвала:

- Преддипломную практику я проходила в Башкирии в городе Салавате. Там находится нефтехимический комбинат – он был такой огромный, что по его территории ездили автобусы. После окончания института устроилась работать в лабораторию опытно-промышленного завода СКИ-3 в Стерлитамаке все в той же Башкирии, где проработала пять лет. После этого возвратилась в родной Тамбов. Пошла на химкомбинат – так раньше называлось ОАО «Пигмент». Там проработала ровно тридцать лет - до выхода на пенсию. Конечно, профиль деятельности был несколько другим, чем в Башкирии, но изучение строения и свойств красителей и пигментов, их выпускных форм, а также теории цветности дало в дальнейшем неоценимый опыт не только в работе, но и в умении подобрать нужные оттенки нитей при вышивке.

ОТ ХИМИИ К ТВОРЧЕСТВУ

В восьмидесятых-девяностых годах стали популярны импортные журналы о вязании и вышивке. Тутто и вспомнила Татьяна Пашинина, что когда-то в детстве ей самой нравилось вышивать. На память пришли мамины рушники, которые достались ей по наследству. На одном были изображены розы, на другом - виноград.

- Я тоже решила вышить полотенце в народном стиле, изучила узоры для полотенец и рушников, которые публиковались в российских, украинских, белорусских журналах для женщин. Составила свой рисунок и вышила первое полотенце. Потом пришел черед вышитых картин, салфеток и других изделий, - рассказывает наша героиня.

На «Пигменте» ежегодно к празднику 8 Марта устраивали выставки женского творчества. Татьяна Пашинина принимала в них участие. После одной из таких выставок в 2004 году она познакомилась с менеджерами организации мастеров декоративного и прикладного искусства «Палата ремесел», которые пригласили ее к участию в выставках и мастер-классах. Знакомство с другими мастерами привело в клуб «Тамбовская вышивка» при Дворце культуры «Знамя труда»:

- Со временем вышитых работ накопилось довольно много, и работники профсоюзной библиотеки «Пигмента» предложили мне устроить авторскую выставку. Она состоялась в 2012 году. До сих пор храню тетрадь с отзывами – столько теплых слов коллеги написали…

ИСКУССТВО НА МЫЛЕ

Татьяна вспоминает, как раньше работников тамбовских заводов часто отправляли в колхозы на уборку урожая. Так она однажды оказалась в селе Троицкое Мучкапского района. У местной жительницы на иконах висели рушники с народным узором. Воспроизвести его получилось лишь спустя тридцать пять лет.

- Когда я уже начала вплотную интересоваться народной вышивкой, на ярмарках увидела у участников из Знаменского и Моршанского районов точно такой же узор, как на рушнике в Мучкапском районе, - вспоминает Пашинина. - Изучая материалы по народной вышивке и познакомившись с некоторыми архивными фотографиями, поняла, что изображения, которые считаются тамбовскими, на самом деле – так называемые «брокаровские рисунки».

Генрих Брокар – предприниматель-парфюмер французского происхождения, живший в девятнадцатом веке. Он открыл в России торговлю парфюмерией и мылом. Фирма Брокара процветала, но чтобы привлечь еще больше покупателей, он начал печатать на мыльных обертках узоры для вышивки крестиком.

- Этими схемами оборачивали кусочки туалетного мыла. Оно считалось хорошим подарком, крестьяне часто привозили его с ярмарок. Так брокаровские узоры распространились по России. Многие стали считать, что именно они являются народными, - говорит Татьяна Пашинина. - Однако это не так.

УЗОРЫ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

После знакомства с теорией узоров становится понятно, что все изображения несут в себе определенные смыслы. Яркий пример тому – свадебные узоры, которые изображали на полотенцах и рушниках.

- Очень часто на свадебных полотенцах встречаются парные птицы, но не всякие. На таких полотенцах нельзя вышивать кукушку и соловья. Кукушка – символ вдовства, соловей – одиночества и разгульной жизни. Обычно изображали домашних птиц, таких, как петух или индюк, а также павлинов, голубей. Частыми были венки над головами птиц, а также инициалы жениха и невесты. Концы таких полотенец были разными. Один конец с женскими узорами – для невесты, другой с мужскими – для жениха. Считалось, что благодаря этому в семье сохраняется женская и мужская энергия, что способствует полной гармонии в доме, - поясняет Татьяна.

Что касается женских и мужских узоров, то они довольно предсказуемы. Женские символы – это символы красоты: розы, лилии, крупные цветы. Мужские – символы достатка и силы: листья дуба, ягоды калины, виноградные грозди.

- Практически на всех истинно народных полотенцах и рушниках можно увидеть три «уровня» - своеобразное осознанное разделение на мир Нави, Яви и Прави. Другими словами, это изображение потустороннего, нашего реального и духовного миров. Основной рисунок приходится на уровень мира Яви – наш настоящий мир, в котором мы сейчас живем. Меньше всего узоров в уровне мира Нави – для изображения потустороннего мира чаще используют стрелочки или колокольчики. На божественном уровне мира Прави изображают Древо жизни и часто - птиц, – рассказывает тамбовская мастерица.

НА БУДУЩЕЕ

- Изучение народной вышивки невозможно без понимания истории родного края. К сожалению, книг по тамбовской вышивке мало, а ее старинных образцов - еще меньше. Подлинные старинные вышивки мы можем увидеть лишь в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова, Рязани, Моршанска. Текстиль – вещь недолговечная и быстро разрушается при неправильном хранении. Так что единственный источник информации о старинной тамбовской вышивке – это книга Работновой «Тамбовская вышивка», - считает Татьяна Пашинина. – А в своих работах я пытаюсь сохранить образ старинной вышивки, память о настоящей русской культуре. Многие древние символы на вышивках современным людям уже непонятны и воспринимаются как красивые орнаменты. Но хочется, чтобы молодое поколение знало как историю родного края, так и удивительное искусство народных мастеров.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер