Тамбовский пчеловод: почему мёд меняет состояние и как не разозлить пчел

31 августа, 16:08 София Сиротенко Прочитали 8 642 раза
Медовая жизнь

Пчеловодство в семье Дмитрия Кондрашина является делом коллективным и даже традиционным. Началось все с дедушки Дмитрия, который содержал в своем хозяйстве несколько ульев. Использовать пчел для собирания и продажи меда начал отец. Самому Дмитрию ничего не оставалось кроме того, чтобы продолжить семейное дело. Более десяти лет пчеловод работает на пасеке и развивает свое производство и уверен, что решение отца выдать ему несколько ульев было верным.

СЕМЕЙНЫЕ УЛЬИ

Чтобы добраться до пасеки Дмитрия Кондрашина, требуется час езды. Там, под Петровкой, на краю деревни разместилось несколько десятков ульев. Пчеловод как-то пытался пересчитать их, но постоянно сбивался со счета и говорит, что сейчас в его хозяйстве столько ульев, за сколькими можно уследить.

А вообще пчелы в основном считаются и покупаются семьями. И если исходить из этого, то сейчас у Дмитрия в производстве задействованы более двухсот пятидесяти пчелосемей, в каждой из которых около тридцати тысяч особей.

- Первые ульи у меня появились от отца. Если дедушка содержал несколько ульев для собственного потребления, как и других домашних животных, то отец решил разводить и заниматься с пчелами уже профессионально. К счастью, у него был друг-пчеловод и отец с ним часто советовался. Я же рос в этой пчелиной атмосфере и был как подмастерье – помогал открывать магазины (медовые надставки. – Прим. автора), приносил какие-то емкости, держал дымарь. В одно время в подростковом возрасте я говорил, что точно не буду заниматься с пчелами, что мне это не интересно. А как с армии вернулся, мне мой отец сказал: вот тебе несколько ульев из моего хозяйства, делай с ними что хочешь. Хочешь – продай, купи себе что-нибудь другое, хочешь – развивай пчелиное хозяйство и зарабатывай себе этим на жизнь. Так я решил все-таки стать пчеловодом и развивать семейное дело, - рассказывает Дмитрий Кондрашин.

По словам пчеловода, до того, как у него появилась своя пасека и свои рабочие в виде насекомых, ему была не интересна тема с производством меда. После появления своего личного хозяйства все изменилось. Стало интересно работать с пчелами, выравнивать пасеки, подселять к слабым пчелам сильных и тем самым выравнивать силы семей. Работа на пасеке превратилась в стратегию, которую можно сравнить с работой градоначальника.

- Основная моя задача как пчеловода – это равномерно распределять силы пчелосемей и следить за их здоровьем, - говорит Дмитрий Кондрашин. - Есть слабые и сильные пчелы. Сильные пчелы – это те, которые собирают больше меда и активнее работают. Слабые, соответственно, приносят меньше меда. Чтобы уравнять силы, я в начале весны, пока пчелы только просыпаются, подселяю расплод от сильных пчел к слабым.

ЭТО «Ж-Ж-Ж» НЕСПРОСТА

Июнь – начало августа – время главных взяток. Другими словами, время, когда пчеловоды работают практически сутки напролет. Так как упор в своей работе Дмитрий делает на разнообразие сортов меда, отдых в летнее время для него кажется чемто нереальным. Отцветает одно растение или дерево, начинает цвести другое. В погоне за разными видами меда приходится ездить по всей области и даже за ее пределы, чтобы успеть собрать нектар с полей. Максимальное расстояние, на которое приходится ездить пчеловоду, – шестьсот пятьдесят километров. Почти на границу Ростовской и Волгоградской области.

- Переезды порой даются очень трудно, хочется спать. В летнее время нормальный сон становится большой роскошью. Я могу спать по четыре или три часа. Проснуться еще до восхода солнца и уехать на несколько сотен километров в леса, чтобы успеть до момента, когда проснется основная часть пчел и начнет летать в поиске меда. Конечно, в поездках бензин уходит только так, но этот сезон надо просто пережить. Осенью и зимой появляется намного больше свободного времени и можно не спеша, размеренно готовиться к летнему медосбору, - рассказывает пчеловод.

Один из самых неприятных моментов в работе с пчелами связан с тем, что они могут жалить и, более того, жалить часто. Пчеловоды уже не так остро реагируют на атаки со стороны этих полосатых насекомых – ужалила, ну и ладно, не в первый раз. Зачастую, чтобы проверить и осмотреть пасеку Дмитрий не надевает на себя специальный костюм, а только маску, чтобы пчелы «не путались в волосах и не раздражались». Однако есть определенное время, когда пчелы особенно злятся. Такие периоды приходятся на весну и осень, а также на утро и вечер. Другими словами, в любое время, когда у пчел нет работы или когда у них запланирован отдых в улье, они больше всего раздражаются.

- Раздражительность у пчел зависит не только от времени года или суток, но и от породы. Сейчас у меня пчелы, привезенные из Германии. Они более спокойные, редко когда просто так приходят в ярость. У дедушки и в первое время у отца и у меня были пчелы среднерусские. Этот вид считается одним из самых агрессивных. К ним на пасеку я бы просто так без специальной одежды не попал – они не подпускают к своим ульям. И когда я собирал у них мед, они бились о сетку маски, жужжали, пытались достать до меня через одежду. Зато, пройдя через них, я уже не так боюсь работать с любыми другими видами пчел, - говорит Дмитрий Кондрашин. – А еще реакция пчел зависит от того, как я работаю. Если я аккуратно снимаю магазин, то пчелы продолжат заниматься своими делами, даже не обращая внимания. Если я резко его открою, то они все разом зажужжат. Также пчелы не любят резкий запах и могут разозлиться, если переборщить с количеством выпускаемого на ульи дыма.

КАКОЙ ТЫ, КАЧЕСТВЕННЫЙ МЕД?

В среднем Дмитрий Кондрашин собирает пятнадцать сортов меда за сезон. Самые известные из них – белая акация, кипрей, каштан, гречиха, шалфей, черноклен, липа и подсолнечник. Причем, самое интересное, само понятие подсолнечного меда не так широко известно. Обычно его продают как некий цветочный или луговой сбор, потому что покупатели с подозрением относятся к этому растению.

- Нектар с подсолнечника один из самых частых компонентов луговых и разнотравных медов, но по каким-то причинам об этом предпочитают не говорить. Мед с подсолнечника так же полезен, как и любые другие сорта меда, но из-за того, что он не имеет запаха и его легко собирать – подсолнечники у нас растут много где, – он не такой популярный и поэтому дешевле остальных медов, - объясняет пчеловод. – Вообще иногда у людей в голове такой миф, что если мед стоит дешево (те же самые разнотравья), значит, он поддельный. На самом деле я как пчеловод могу сказать, что дешевый мед имеет такую цену, потому что компоненты, присутствующие в меде, – нектар с подсолнечника, луговых цветов легко найти и быстро собрать. Для этого не требуется договариваться с лесничими или выезжать в поля на несколько километров.

Некоторые покупатели могут жаловаться, что мед с каждым годом меняет свой вкус и запах. В этом, по словам пчеловода, нет ничего странного. Вкус меда зависит от погоды, влажности, различных цветов, которые могут в разных пропорциях попасть в мед.

- Несколько лет назад я выезжал на сбор меда с белой акации. Спустя время, когда я пришел набрать мед, увидел, что цвет у него пурпурный. Оказалось, в нескольких километрах росла аморфа, пыльца которой придала меду такой необычный цвет. Это наглядный пример того, как привычные сорта меда могут изменяться по вкусу и внешне из-за некоторых растений, - рассказывает Дмитрий.

Одни люди уверены, что мед должен кристаллизоваться быстро, другие уверены в обратном. Объяснять все приходится пчеловодам, которым из года в год задают похожие вопросы.

- Разные сорта меда имеют разный срок хранения в жидком состоянии. Например, мед с белой акации хранится жидким довольно долгое время. Меда с разнотравьем густеют и кристаллизуются быстрее за счет высокого содержания процента глюкозы и фруктозы. Также кристаллизация зависит от условий хранения и температуры. Оптимальный вариант хранения меда – двадцать пять градусов. Если хочется, чтобы мед быстрее загустевал, его можно поставить в холодное место. Если мед надо растопить – погрейте необходимое количество, - говорит пчеловод.

Мед – это живой продукт. Если он загустел или изменил цвет, это не повод прекращать его есть и уж тем более выкидывать. В этом плане пчеловод не понимает, как можно так сильно не доверять тому, что создала природа.

- Был случай, когда ко мне пришла бабушка и сказала: есть мед невозможно, вот объясните, почему он загустел. Я рассказал ей про содержание сахарозы, разнотравье и разные виды, о процессах, которые происходят в собранном меде. Потом предложил ей поменять мед, заменить на другой, на что она ответила, что мед выкинула. Такой странный поступок. Люди настолько привыкли к ароматизаторам и стабилизаторам. К тому, что купленный ими хороший продукт должен быть идеальным и без изменений, что они уже с недоверием относятся к меду – одному из самых полезных и естественных продуктов, - говорит Дмитрий.

О том, что мед – кладезь полезных веществ и минералов, знает практически каждый. Но не каждый следует правилам по его употреблению. Мед – это не таблетка, съев которую, человек почувствует облегчение. Поэтому пчеловод предупреждает, что всему надо знать меру и есть мед аккуратно. Желательно – по ложке в день, конечно, если нет аллергии.

ЧТО ЕСТЬ СЧАСТЬЕ

- Мне нравится то, что я делаю, но в особенности мне нравится в осенний период, когда я готовлю пчел к медосбору. Радует, когда все получается. Радует, что семьи здоровые и не болеют. Результат моей работы отражается на количестве меда. Тем, кто хочет заниматься пчеловодством, я могу пожелать пчелиного трудолюбия, потому что без него за пасекой уследить практически невозможно, - заключает Дмитрий Кондрашин.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер