Как красота привела девушку из Рассказово в столицу

31 августа, 11:03 Александра Михайлова Прочитали 7 424 раза
Красота, которая спасает

Елизавета Стребкова пока еще школьница, а в ее портфолио - уже победа в Детско-юношеском литературном конкурсе «Лето Господне» имени Ивана Шмелева. Это творческое состязание проводит Издательский совет Русской Православной Церкви, и оно предлагает юным дарованиям поразмышлять о пересечении путей земных и небесных. В синодальный отдел Московской Патриархии слетаются работы ребят со всей страны и даже из зарубежья. Тем ценнее лавры. Они не только для самой звездочки – для целого региона, который питал ее чуткую душу.

Чем дышит талант и что вдохновляет нашу героиню на творчество, мы узнали из первых уст.

РАССКАЗЧИЦА ИЗ РАССКАЗОВО

Есть такой термин - «говорящая фамилия», а у Лизы вышло так, что говорящей стала характеристика по имени малой родины – городу Рассказово. Впрочем, дело не в месте и даже не в генах. По свидетельству ее мамы, никто в семье не имел отношения к изящным искусствам. Дар Божий сосредоточился на тонкой молодой веточке генеалогического древа: для своего возраста девушка прекрасно владеет кистью как художник и пером как писатель. Но если основам колористики и приемам композиции в продолжение семи лет ее учили в художественной школе, то литературные навыки приходилось приобретать самостоятельно. Ну, или почти. Помогали педагоги родной четвертой школы: учитель истории Елена Анатольевна Павлова – генерировать идеи, а преподаватель русского языка и литературы Анжела Сергеевна Горелкина – яснее их излагать.

Были бы темы, а слог – дело наживное. Елизавете Стребковой как раз есть о чем рассказывать. И она говорит, используя два способа самовыражения: язык красок и краски языка. А иной раз то и другое вместе. Большинство работ идут в стол. Но кое-что из того, что считает достойным, девушка показывает друзьям и педагогам. Иллюстрации к роману «Преступление и наказание», например, однажды выставлялись в местной библиотеке.

– Эта серия основывается на символах. Даны портреты персонажей, такие, как я их вижу, и символы, которые сопутствуют им в произведении, – поясняет автор. – Например, Раскольников изображен в двух ипостасях: до убийства и после. А посреди – орудие преступления, топор, который разделяет изображение на две половины. Фактически топором герой раскалывает себя, свой внутренний мир. Не знаю, насколько это оригинальная мысль, но с фамилией героя она логично увязывается.

ИСТИННАЯ КРАСОТА

Впечатлить жюри литературного конкурса получилось в какой-то мере этим личным опытом. Работа заочного этапа называлась «Истинная красота». Она создавалась в год юбилея Ф.М. Достоевского и отсылала к его произведениям.

Мне очень нравятся романы Достоевского, – подчеркивает победительница. – Одно из самых известных высказываний писателя – слова, адресованные князю Мышкину: «Красота спасет мир». Очень часто спорят об этой фразе. Люди поразному понимают красоту: для одних это только внешняя составляющая, для других важно еще и духовное наполнение. Мне тоже захотелось порассуждать о том, что есть истинная красота, передать то, что я ощущаю от любого произведения Федора Михайловича: это великая любовь к людям, какими бы они ни были.

Лиза выбрала оригинальный подход к раскрытию темы, поставив сюжет конкурсной работы на грань реальности и грез. Нет опоры на конкретное произведение классика, автору интересна его философия в целом. Это рассказ, главный герой которого – художник. Он спорит со своим старшим братом по поводу иллюстраций к произведениям Достоевского. Полемика переходит в плоскость таких тем, как красота, любовь, жертвенность. Старший брат убежден, что младший не передает глубины, заложенной в романах. И когда художник начинает размышлять, он невольно засыпает. Во сне к нему приходит ангел и открывает смысл того, что он должен был изобразить.

– Я считаю, что истинная красота – в любви, – говорит Елизавета Стребкова. – Красота есть любовь, а любовь – красота. Если люди будут обращаться к этой мысли, они увидят больше и в себе, и в окружающих, станут счастливее, потому что поймут: все блага, к которым они стремятся, состоят в любви к ближнему.

ДУША ЧЕЛОВЕКА

Мир людей больше всего привлекает Лизу. Что в иллюстрациях, что в рассказах, что в разговорах ее внимание обращено на человека. Его духовный поиск – первостепенный предмет интереса молодого автора.

– Мне очень повезло и с моей малой родиной, и с людьми, которые меня окружают. У меня замечательные родители, у них я учусь любви. Да и мой круг общения сложился так, что я вижу преимущественно хорошее. Думаю, люди – это самое интересное, что есть на Земле, – говорит рассказовская звездочка.

Среди тем второго, очного этапа, который проходил уже в Москве, Лиза выбрала ту, что предлагала порассуждать о русской природе: «Есть в русской природе усталая нежность, // Безмолвная боль затаенной печали… К.Д. Бальмонт». Но снова говорила о человеке. Это была зарисовка о великом даре воображения. На пленэре в роще художник вдруг видит сюжет: «Грозная фигура солдата выходит из молочного тумана, из вечности». А за этим образом тянется история: невеста, товарищи, родная земля… И боль, выплаканная березке».

Уже заметен счастливый талант пробуждать в читателе чувства. Пусть пока и ученические, тексты Лизы Стребковой, как лесная полянка, полны приятных сюрпризов. Это и оригинальные образы, и неожиданные речевые обороты, и толковые умозаключения. Их свежесть не могла не обратить на себя внимание взыскательных судей.

ТОЛЬКО ВПЕРЕД

Финал «Лета Господня» прошел в конце зимы. Он подразумевал настоящее большое приключение. На то время, что в Москву собирались ребята со всех концов страны, традиционно была организована масштабная культурная программа.

Она превзошла все ожидания, – улыбается Лиза. – Большую часть времени посвятили экскурсиям: мы побывали в доме Булгакова, в Храме Христа Спасителя, в Троице-Сергиевой лавре. Я узнала много нового. Больше всего мне понравилось то, как было организовано общение. Фактически из финалистов собрали команду. Мы вроде и являлись соперниками, но чувствовали себя одной семьей. Мы с ребятами очень тесно общались, каждый вечер собирались, несмотря на усталость. Рассказывали друг другу, чем увлекаемся, что любим, делились своими наработками. Еще у нас был мастер-класс с писателем Владимиром Ивановичем Аннушкиным.

Ярко блеснув в столице, Елизавета поняла, что этот праздник – только аванс и большой стимул к дальнейшему труду. Она уже смотрит вперед и держит курс на новые вершины. Вырастет ли в большого автора или нет, но она точно будет продолжать писать.

– Я не могу этого не делать, – говорит девушка.

Больше всего ей интересен жанр сказок. Но не прямолинейный примитив, а истории с серьезным мировоззренческим подтекстом. Ориентиром в этом плане для нее служит писательница Туве Янссон, которая в детских книгах ставит подчас очень непростые философские вопросы. Человек целеустремленный и трудолюбивый, Лиза Стребкова все-таки оставляет простор и для мечты:

– Мое самое большое желание – купить себе фургон с домиком внутри и путешествовать на нем. А другое, нематериальное – научиться любить.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер