Следователь из Притамбовья рассказал об «обратной стороне» профессии

26 июля, 12:39 Анна Мещерская Прочитали 6 317 раз
Дело чести

25 июля профессиональный праздник отмечают сотрудники Следственного комитета России. Как «устроено» следствие: о профессии, ошибках и человечности «ТК» поговорил с заместителем руководителя Тамбовского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Тамбовской области, подполковником юстиции Александром Кургановым.

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

Стопы бумаг на столе, но безукоризненный порядок во всем и некая строгость в каждом движении. Правнук сотрудника НКВД Александр Курганов еще в старших классах решил, что будет следователем. Почему?

- В профессии прельщало многое, - говорит Курганов. – Мне нравилось, что следователи помогают восстанавливать справедливость, стоят на защите прав обычных людей и общества в целом. Нравилась строгость во внешнем виде.

Обучение в Саратовской академии права и далее первое место работы - прокуратура Октябрьского района Тамбова в должности следователя.

Каждый следователь помнит свое первое дело. Оно, словно некий рубеж, разделяет жизнь на «до» и «после». «До» - когда ты наблюдаешь за допросами со стороны, «после» - когда единственно верная цель – торжество справедливости – является непосредственно ежедневной работой. Впервые на место преступления молодой следователь выехал уже на десятый день работы. Картина была типичной: двое мужчин распивали спиртные напитки. Возникла ссора. Один схватил нож и ударил товарища. В итоге есть жертва и есть преступник.

- И хотя преступление было совершено в условиях очевидности, а следственные действия курировал опытный сотрудник, был определенный страх, - делится воспоминаниями следователь. - Боялся ошибиться. Потому что все для меня было впервые. Впервые мне предстояло задержать человека, впервые выйти в суд с ходатайством о его аресте. Боялся в техническом плане что-то сделать не так. Работа следователя – это всегда огромная ответственность. От твоих действий зависит судьба человека, а зачастую и не одного.

Дело было в середине нулевых. В Тамбове обнаружили тело молодой девушки с признаками насилия. На месте преступления работала следственно-оперативная группа.

- При осмотре был обнаружен отпечаток пальца, позже генетическая экспертиза подтвердила результат. Преступника задержали меньше чем за двадцать четыре часа. Он дал признательные показания. Удивило же меня другое: оказалось, что обвиняемый был дважды судим, и оба раза за изнасилование. К моменту допроса я еще не видел предыдущих приговоров, а когда открыл, стало не по себе. Все три преступления были совершены словно под копирку. Разница была лишь в том, что третья жертва не выжила. Показания были идентичны. Мужчина употреблял алкогольные напитки, после чего начинал бродить по вечернему городу. Если встречал одиноко идущую женщину, шел за ней. При возможности нападал сзади в безлюдном месте, придушивал, угрожая убить в случае сопротивления или попыток позвать на помощь. Потом скрывался. Его причастность к преступлению быстро устанавливали. Приговаривали к лишению свободы.

Бывают ли сложные дела? Курганов уверяет, что каждое дело в какой-то степени сложное. Потому что речь идет о жизни и судьбе человека.

Несколько лет назад в одном из экстрим-центров Тамбова погиб молодой человек, за несколько месяцев до этого события пострадала несовершеннолетняя девочка. Владелец учреждения свою вину не признавал. Ссылаясь на внутренние документы, он решил, что вся ответственность лежит на клиентах.

- Дело оказалось непростым. Был проведен большой анализ нормативной базы, множество экспертиз. В итоге вина владельца экстрим-клуба была доказана. Уголовное дело направили в суд. И хотя реального срока обвиняемый не получил, пострадавшие предъявили гражданский иск на внушительную сумму, - вспоминает следователь.

ДОЛГ И МОРАЛЬ

Курганов признается: самое сложное в работе следователя – время. Его практически всегда не хватает. Начало и окончание рабочего дня у следователей – понятие размытое. Рабочий день следователя измеряется не часами и не сутками. Здесь другие временные отрезки. Ведение дел – лишь одна сторона медали, постоянно меняющееся законодательство просто обязывает к тому, чтобы постоянно быть в курсе: такая вот непрекращающаяся учеба.

- У нас нет специализации, - поясняет следователь. – То есть нужно быть готовым к тому, что придется расследовать дела и экономической, и коррупционной, и уголовной направленности.

В арсенале следователей - масса тонкостей и различных хитростей, которые помогают вывести преступника на чистую воду. Но в первую очередь он должен быть хорошим психологом, чтобы найти подход к самым различным людям.

– К каждому человеку нужен свой подход, - говорит Александр Курганов. – Возьмем, к примеру, такую категорию, как потерпевший. При разговоре всегда следует учитывать его психоэмоциональное состояние. В моей практике были случаи, когда следственные действия пришлось прервать из-за невозможности их проведения. Свидетели – еще одна непростая категория. Обладая важной для следствия информацией, они порой сознательно пытаются ее скрыть. Бывает, что их просто запугивают. Самая сложная категория – обвиняемые и подозреваемые. Зачастую они пытаются уйти от ответственности, запутывая следствие. Есть, конечно, определенные методики и тактики ведения допросов, но должно присутствовать и внутреннее чутье. Поэтому следователю зачастую приходится быть еще и психологом, определять, когда человек врет и почему.

Вообще следователь видит многое. Этому не учат в институте, этому учат жизнь и опыт. Невозможно прописать в книжках все возможные тактики и сценарии преступления. Поэтому наряду с установленными законом нормами, правилами морали следователь «вооружается» интуицией.

ТАКОЕ ДЕЛО

За пятнадцать лет работы, признается Курганов, в системе поменялось многое. Меняется законодательство, преступники становятся хитрее, да и жизнь развивается иначе.

- Сейчас много преступлений совершается в сети Интернет. С другой стороны, телекоммуникационные системы вносят свой вклад в раскрытие преступлений. Современные технологии, в частности, система видеонаблюдения, зачастую помогают проследить весь путь преступника буквально от его дома до места совершения преступления.

За годы службы в следственных органах Курганов работал на различных руководящих постах, совсем недавно - в Тамбовском межрайонном следственном отделе.

- Руководящая должность – это всегда больше ответственности, - считает подполковник юстиции. – Приходится не только отвечать за свои действия, но и за решения и действия своих подчиненных, быть для них наставником.

В завершение беседы просим дать совет молодым людям, выбирающим профессию. Курганов отвечает, не раздумывая:

- Прежде, чем выбрать профессию следователя, необходимо осознавать ответственность, которая ляжет на ваши плечи. С учетом нынешних реалий потребуется больше внимания. Порой молодые люди живут в рассеянном состоянии. Такого допускать нельзя, потому что в руках следователей судьбы людей. Даже если речь идет о преступнике, в первую очередь он человек. И его права также должны соблюдаться. Еще важно иметь такие качества, как терпение и физическая выдержка. График у сотрудников следственных органов ненормированный. День может быть очень длинным, а ночи может и не быть. Но, несмотря на усталость, нужно дальше выполнять свою работу. Есть то, что не требует отлагательств. Для нас происшествие – работа, а для людей это жизнь

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер