Оттолкнуться от дна: исповедь «анонимного алкоголика» из Тамбова

4 мая, 14:51 Юлия Буковская Прочитали 2 134 раза
Фото: www.pexels
Члены Содружества " Анонимные Алкоголики " в Тамбове делятся личными историями.

«Пальчиковые» батарейки, они же АА - самый распространенный в мире надежный элемент питания. Пульт от телевизора, часы, игрушки, карманный фонарик без них работать не будут - АА дают им «силу». «Анонимные Алкоголики», они же АА - содружество, объединяющее людей, которые делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами, чтобы решить свою общую проблему и помочь другим избавиться от алкоголизма. Говорят, единственное условие для членства в АА – желание бросить пить. И не просто бросить, но и больше никогда не начинать.

Журналист ТК пообщался с членами Содружества " Анонимные Алкоголики "  в Тамбове и записал их откровенные рассказы о пути до дна и обратно.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

– Вы в курсе, чем отличается пьяница от алкаша? – Иван (имя изменено по этическим соображениям. – Прим. автора) поудобнее устраивается в кресле. Рассказывать о себе и пристрастии к алкоголю, которое не раз чуть не погубило его, мужчине не впервой. Иван – член содружества «Анонимные Алкоголики» в Тамбове. – Пьяница не зацикливается на алкоголе, на том, сколько он выпил. Он любит выпить и получает от этого удовольствие. Он может остановиться в любой момент и на любом количестве. Выпьет пару рюмок и говорит, например: «Стоп. Мне завтра на работу». Алкоголизм – это болезнь. Как любая другая. Только посерьезнее – она разрушает, в том числе, психику, душу мою травит. Вот я – алкоголик. Мне достаточно рюмки, и все – механизм запустился. Я не могу остановиться. Пью, пока меня не отвезут в «наркушку» (наркологическое отделение – Прим. автора), не откапают. Из запоя сам я выходил очень редко. Мне алкоголь давно не доставляет удовольствия, я страдаю от него. Дней десять я трезвый, а потом забываю, как мне было плохо, - и по новой. У меня, алкоголика, в отличие от любителя выпить, мысли постоянно вращаются вокруг спиртного. И каждый раз я обманываю сам себя, что в любой момент могу остановиться, сдержать обещания перед матерью, женой, сыном. Пока я не пришел в «Анонимные алкоголики», не понимал, почему так происходит. Сейчас у меня, выражаясь медицинской терминологией, стойкая ремиссия на протяжении шестнадцати лет. Но стоит забыть об этом – мне достаточно глотка, механизм запустится, и я вернусь назад. А может, и ниже. Хотя я допился в свое время уже до того, что потерял все: семью, работу, жилье, документы. Я побывал в аду… 

КОРОТКАЯ ДОРОГА В АД 

В содружестве «Анонимные алкоголики» говорят, что у каждого свой путь к пьянству и свой – к трезвости. Свое дно, до которого нужно опуститься, чтобы оттолкнуться и подниматься вверх. Кто-то допивается до того, что живет в теплотрассе, кто-то начинает беспокоиться, что выпивает каждый вечер по бокалу вина. Незадолго до «Анонимных алкоголиков» Иван, к тому моменту просто бездомный алкоголик, уже «ловил белочку»: беседовал с паровозом, слушал гимны из батареи.

Девяностые. Те самые. У Ивана хороший бизнес в другом крупном городе. Друзья-спортсмены из «кружка по интересам» – местной группировки. Практически робингуды: у богатых забирали, правда, бедным не отдавали – самим нужнее. Классические атрибуты бизнесменов из девяностых: деньги, девочки, сауны, алкоголь рекой. «Братки» захотели войти в долю, дали денег. Но грянул дефолт 1998 года, инфляция, и они потребовали свои деньги назад. Иван не просто нищий: у него долг – сумма с шестью нулями: 

– До сих пор эту сумму помню. Почему? У нас в  содружестве «Анонимные Алкоголики» один из шагов программы – возращение всех долгов – моральных и материальных. 

Ивана вызвали «на разговор». В качестве аргументов традиционно использовали «физическое воздействие». И мужчина просто сбежал из родного города, где остались потом уже бывшая жена и сын, мать, родительский дом. Решил отправиться в Тамбов, где жил кто-то из бывших сослуживцев. Шел пешком, где-то ненадолго удавалось поймать попутку. По дороге сердобольные люди подкармливали: кусок хлеба дадут, беляш купят. Оказавшись в Тамбове, стал подрабатывать: кому на рынке тележку с товаром подвезти, кому огород вскопать, кому мусор убрать. Ночевал где придется. И все это – после дорогих иномарок, шикарных ресторанов и отелей, «зелени» в карманах. Но другого варианта не было – «братки» долгов не прощают. Поэтому устроиться легально на работу, прописаться где-то и даже рассказать близким, где он, нельзя. 

Однажды за бутылкой познакомился с боевым офицером. Стали строить планы. К счастью, придуманная в алкогольном угаре затея сорвалась, но Ивану снова пришлось «лечь на дно». Стал пить сильнее. Жалел себя. 

– Любовь для алкоголика - хорошо. Жалость – плохо, – уверен Иван. 

Прошло время. Иван решил, что надо, наконец, дать матери знать, что он жив. В тот момент успешный в Тамбове человек предложил Ивану попробовать снова встать на ноги и «замутить» бизнес. Наладил контакт с матерью. Она дала денег, и «чистый» легальный бизнес успешно пошел в гору. Но Иван продолжал пить. Спустя время партнер по бизнесу сказал, что ему партнер-алкаш не нужен, и пригрозил отстранить его от дел. 

– Я обещал, кодировался, по-пацански написал расписку, что брошу пить. Подумал: вот мне стимул. Но через две недели запил. 

Так Иван лишился своей доли в бизнесе. С работы его сначала не выгнали. Но через некоторое время он все равно оказался без средств к существованию. Про сообщество  «Анонимные алкоголики» он давно слышал. Но себя алкашом не считал. Был уверен, что это – для таких, как его покойный отец, который от пьянки и умер.

ПРИЗНАТЬ И ПРИНЯТЬ 

– Бабушка пила. Отец пил. Но я же не мечтал в детстве стать алкоголиком! Был уверен, что таким не буду. И стал. Кодировался много раз. Но как только жизнь налаживалась, опять начинал пить. 

Последняя попытка избавиться от зависимости – сообщество «Анонимные алкоголики». Иван решил: схожу, посмотрю, все равно терять нечего. Сначала ничего не понимал, но выполнял все, что говорят.

– Алкаша поймет только алкаш. Я когда пришел в АА, увидел, что там все такие же, как я. 

Иван объясняет: кодировка физически купирует употребление алкоголя. Но он-то просто не умел жить трезвым – и в праздники, и в будни, и в горе, и в радости. Трезвым он становился злым и раздражительным, потому что место алкоголя в его жизни не занимало ничто другое. И сегодня, спустя шестнадцать лет трезвости, в сообществе «Анонимные Алкоголики» Ивана продолжают учить жить трезвым. Говорит, поначалу было очень сложно, но сегодня к трезвости он себя уже не понуждает. Трезвость стала образом жизни, и он спокойно воспринимает, когда кто-то в его присутствии в компании может пропустить рюмку-другую. Но для этого, уверен Иван, сначала нужно признать себя алкоголиком и принять это. При этом он уверен, что если прекратит работать над собой, все вернется. 

– Как с гипертонией: не будешь пить таблетки каждый день, давление шарахнет. И здесь: забудешь, что ты алкозависимый, – запьешь. Поэтому я все шестнадцать лет прихожу в сообщество «Анонимные Алкоголики» и, помогая себе, помогаю другим. Бросить – не проблема, я сто раз бросал. Проблема – не начать.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер