О церковной жизни в родных краях: в Тамбове прошла Всероссийская научная конференция

21 апреля, 13:55 Александра Михайлова Прочитали 1 417 раз
Одна из секций Всероссийской научной конференции «Тамбов в прошлом, настоящем и будущем» была посвящена истории церкви и церковной жизни Тамбовского края.

Одним из событий минувшей недели в областном центре стала традиционная Всероссийская научная конференция «Тамбов в прошлом, настоящем и будущем». Работа одной из ее секций была посвящена истории церкви и церковной жизни Тамбовщины.

НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ И НОВЫЕ ДЕТАЛИ 

Работа секции проходила в зале заседаний Тамбовской городской Думы под председательством кандидата исторических наук, кандидата богословия, доцента кафедры богословия, библеистики и церковной истории Тамбовской духовной семинарии протоиерея Виктора Лисюнина. Ученые-краеведы поделились друг с другом новыми сведениями и рассказали о деталях, дополняющих историческую картину приходской жизни и жизни города в целом.

Например, была обрисована история деятельности Крестовоздвиженского братства, возглавлял которое протоиерей Митрофан Гроздов. Отец Виктор отметил, что накануне Нового года был найден портрет этого священника. Историк Андрей Алленов дополнил, что в основанном братством приюте для слепых детей велась хорошая подготовка. Ребята обучались чтению по Брайлю, пению, Закону Божию, осваивали ремесла. Даже проходили своеобразную практику – изготавливали плетеную мебель. 

Краевед Денис Силин познакомил коллег со своим исследованием по истории утраченной в тридцатые годы прошлого века Введенской церкви. Что интересно, сведения ученый черпал не только из архивов. О своей работе он рассказывал в нашей газете, и последовали отклики горожан, готовых поделиться своими знаниями о храме. В частности, пенсионерка поведала, что девочкой играла с подружками у руин церкви. Однажды к ним подошел старичок, который сказал, что играть в этом месте опасно, и увел их. Едва они отошли, стена рухнула. В лике на иконе святителя Николая Чудотворца они узнали черты того самого незнакомца. Денис Владиславович посчитал важным обратить внимание на неточность в одном из известных краеведческих изданий: на его страницах указано, что крупную сумму денег для строительства Введенской церкви пожертвовал купец Михаил Ашурков, а на самом деле это был его брат Василий Ашурков. 

ПОДВИЖНИК-ПРОПОВЕДНИК 

Начало двадцатого века принято считать временем духовного упадка. Но это не совсем справедливое суждение. Хотя вера во многих людях ослабевала, а кто-то утрачивал ее совсем, народ в большинстве своем крепко держался за Православие. В это время были истовые, преданные своему призванию, прекрасно образованные пастыри. Одним из таких подвижников-проповедников священник Михаил Ковалев назвал протоиерея Василия Тигрова. Этот батюшка более тридцати лет служил в селе Сурава сейчас Тамбовского района. Его слово вышло далеко за пределы храма, он стал одним из активных корреспондентов журнала «Тамбовские епархиальные ведомости» и автором акафиста святителю Питириму Тамбовскому. 

ОХРАННАЯ ГРАМОТА

Историю Ильинской церкви Мичуринска поведала архивный работник Наталья Рубан. Этот каменный храм в центре города – 1781 года постройки. Он был закрыт в тридцатые годы минувшего века. Здание использовали под автогараж, в 1944-м году вернули верующим, через двадцать лет церковь снова закрыли «по многочисленным просьбам». Дескать, она стоит среди очагов культуры, и когда пионеры несут знамена, вслед им летят молитвы. Только в 1992 году храм открылся вновь. Исследователь уверена в том, что от уничтожения его спасла «охранная грамота» - чугунная доска, обозначавшая здание как памятник архитектуры. А сегодня этот памятник стал еще и ориентиром, и визитной карточкой города. 

ВОПРЕКИ ВСЕМУ

Говорили на секции о сложностях недалекого прошлого и в самой церковной среде. В частности, заведующий Историко-архивным отделом Тамбовской епархии Олег Левин коснулся одного из самых противоречивых периодов в истории епархии – 1962-1974 годов. 

За это время на кафедре сменилось четыре архиерея, и были моменты, когда власть оказывалась в руках церковного совета, состоявшего из духовенства и мирян. Прибывший в 1972 году в Тамбов епископ Дамаскин попытался оздоровить церковную жизнь. И уже при нем торжественно отпраздновали шестидесятилетие прославления святителя Питирима Тамбовского. Для этого собрались клирики со всей епархии.

Так что, несмотря на внутренние проблемы и внешнюю атеистическую пропаганду, Церковь в это время жила и развивалась. 

О ТАМБОВСКОЙ ИКОНЕ 

Все православные тамбовчане знают о том, что Тамбовская икона Божией Матери – список с Ильинско-Черниговского образа, привезенный святителем Питиримом. Но научный анализ, проведенный искусствоведом Еленой Кузьминой, показывает, что прототипами могли стать и другие иконы, среди которых - Смоленская, Казанская и даже западноевропейские образцы. Возможно, влияние здесь оказали распространявшиеся в семнадцатом веке гравюры, о чем говорит такой элемент, как корона. Также Елена Владимировна выдвинула гипотезу о том, что предстоящие у Богородицы святые Алексей, человек Божий, и преподобная Евдокия – небесные покровители царя Алексея Михайловича и его матери царицы Евдокии, а не родителей святителя Питирима, как принято считать. В пользу версии говорит то, что эта икона была привезена из Москвы. Коллеги согласились: предположение заслуживает внимания. 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 

Редкие снимки и цитаты из документов, тонкие наблюдения и убедительные трактовки, неопровержимые факты и лишь недавно подмеченные детали - общими усилиями история города открылась с самых неожиданных сторон. Даже опытные краеведы в ходе обсуждения открыли для себя что-то новое. Монологи докладчиков не однажды переходили в диалог всей аудитории. Обсуждавшиеся темы не могут быть не интересными самым широким слоям тамбовчан.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер