«Я молюсь за наших ребят»: о чем рассказывает фронтовик в канун своего столетия

5 апреля, 15:37 Анна Мещерская Прочитали 1 149 раз
Фото: Анны Мещерской

Ветеран войны, лейтенант медицинской службы Мария Ивановна Поливанова празднует вековой юбилей. В канун своего столетия фронтовик написала письмо российским военнослужащим, участвующим в спецоперации на Украине, а еще обратилась к молодому поколению.

ОДНА ВОЙНА

 Мария Ивановна возле зеркала поправляет гимнастерку. Из-под берета застенчиво выглядывают чуть седоватые волосы.

- Красить сегодня буду, - говорит Мария Ивановна, а у самой, словно у девчонки, горят глаза.

 На свои сто лет фронтовичка ну никак не тянет: живая, с искринкой в глазах, всегда улыбающаяся. Кто ж поверит, что эта маленькая хрупкая женщина здоровенных солдат и офицеров с поля боя вытаскивала? Она и сейчас без дела не сидит. Куда там отдыхать? Скоро огород засаживать нужно. Говорит о своем хозяйстве и расцветает. Если бы у весны была постоянная прописка, она обитала бы в небольшом домике на Стремянном проезде.

В Тамбов Мария Ивановна перебралась уже после войны. Родилась на Белгородчине в крестьянской семье. Окончила медицинские курсы.

 Воскресным утром 22 июня 1941 года Маша Поливанова собиралась на пикник. Врачи и медсестры районной больницы, где работала девушка, решили выбраться на природу:

- Солнечный день такой был, мы отдыхать собирались, а тут по радио Молотов объявил о нападении немецко-фашистских войск. Уже на следующий день я как военнообязанная заступила на дежурство, а через десять дней меня отправили на фронт. Мы не ожидали тогда, что война начнется. С Германией был подписан договор о ненападении, но Гитлер его нарушил. А мы еще от гражданской войны ведь не отошли.

Сначала Маша Поливанова работала в госпитале хирургической сестрой в Белгородской области, затем попросилась в действующую армию.

- Я не хотела работать в госпитале, - вспоминает Мария Ивановна. – Понимала, что это не мое. Стала проситься на фронт.

Попала в танковую армию генерала Ротмистрова и вместе с ней - на Курскую дугу. В самое ее пекло, под Прохоровку.

- То, что сегодня историки называют битвой под Прохоровкой, Курской дугой, трудно описать словами. Скажу лишь, что это выдающийся подвиг советских воинов, позволивший нам освободить от фашизма не только СССР, но и всю Европу, - уверена фронтовичка.

Под Прохоровкой шли тяжелые бои. Если удавалось несколько минут вздремнуть, считай, повезло. Однажды во время обстрела Маша Поливанова не успела добежать до блиндажа: взрывной волной ее отбросило в траншею и засыпало землей. Потеряла сознание. Спасли свои, причем случайно. Увидели тело, решили похоронить. Девушка застонала.

- Я с первых дней на фронте знала, что меня не убьют, - говорит Мария Ивановна. – Поначалу, конечно, не понимаешь, что кругом война, что она настоящая. Но я всегда знала, что у меня есть Ангел-Хранитель, который меня защищает. На войне страшно. Каждую секунду тебя могут убить. Смерть везде. Сколько товарищей погибло - не сосчитать.

НА ХРУПКИХ ПЛЕЧАХ

 После Курска были бои за Харьков. Здесь Мария Поливанова получила тяжелое ранение. Теперь она сама оказалась на больничной кровати, но желания задержаться в госпитале у девушки не было. Бесконечные рапорты с просьбой отправить ее на фронт закончились тем, что в 1944 году Воеводина снова оказалась в строю, а точнее, в 3-й танковой армии, в составе которой она освобождала Минск, Вильнюс.

- В это время все уже понимали, что враг будет окончательно разбит. Но хочу сказать, что как бы тяжело ни было, в победу верили все.

Немецкая столица запомнилась своей монументальностью. Фашисты сопротивлялись со звериной злобой. Кроме пылающего рейхстага, занятого советскими войсками, разрушенных немецких улиц и голодных детей, в памяти ветерана хорошо сохранился эпизод беседы с немецким военнопленным, который понял причины того, почему его фюрер проиграл эту войну.

- Офицер говорил на чистом русском языке, поскольку до войны учился в советском вузе. Глядя на то, как наш солдат с автоматом на плече и с гармонью в руках дошел до Берлина, у подножия рейхстага пел песни, немец с сожалением сказал: «Вся наша современная техника оказалась бессильна против непобедимой русской души». Вот он, национальный дух, который не сломить никакими орудиями, но который в очередной раз сегодня подрывают наши враги, - говорит Мария Ивановна. - Мне ничего не страшно в этой жизни, даже тогда я не боялась смерти, может, оттого, что молода была, хотя она не раз заглядывала мне в глаза.

В шоковом состоянии делала перевязки, чудом спаслась в шкафу от пулеметной очереди, уходила из засад, прыгала со второго этажа. Даже с будущим супругом познакомилась во время боя. Берегового матроса Николая Воеводина после ранения направили под Витебск. Когда медики попали в заварушку под Берлином, старшина со своими бойцами пришел на выручку. Поженились уже после войны. Победу Мария Поливанова встретила в Берлине.

 - Как Победу встречали? Со слезами. Пели, радовались, что живы. Но было очень много потерь. Многих мы тогда похоронили. А после войны стали Союз восстанавливать. Наше поколение было совсем другим, мы же комсомольцами все были. И на стройки ездили, и целину осваивали, и заводы строили. Сколько всего война разрушила!

 Кстати, после войны Мария Ивановна в армии хотела остаться. Не вышло. Дома ее теперь ждала одна мама. Отец погиб на ленинградском фронте в 1942 году. Нужно было восстанавливать хозяйство. В 1949 году Мария Поливанова вышла замуж и переехала в Тамбов. Про себя так и говорит теперь:

- Я настоящая тамбовчанка.

Служила в бывшем училище связи, активно вела общественную работу, встречалась со школьниками и студентами. Они до сих пор заходят в гости, а Мария Ивановна никогда никому не отказывает:

- Они же другие совсем. Все знают, вопросы задают. Было поколение, которое про войну даже слышать ничего не хотело, а нынешняя молодежь - другая.

ПИСЬМО СОЛДАТУ

 Несколько дней назад Мария Ивановна написала письмо российским военнослужащим, участвующим в специальной военной операции на Украине. Говорит, что иначе не могла. Не ожидала, что вновь увидит войну. За тем, что происходит в соседнем государстве, фронтовичка пристально наблюдает по телевидению. Не пропускает новости. Вот и решила написать.

 «Здравствуйте, мои дорогие Защитники! Меня зовут Поливанова Мария Ивановна. Через две недели, 4 апреля, мне исполнится всего лишь сто лет. Много это или мало? С одной стороны, много, потому что это целый век. А с другой и мало, хочется еще пожить. Родом я из Белгородской области, Прохоровского района, с. Кривошеевка.

Никогда бы не поверила, что снова увижу (боевые действия), страдания людей и фашизм, с которым уже сталкивалась. В те тяжелые годы Великой Отечественной войны я была фронтовой медицинской сестрой и прошла боевой путь от Курска до Берлина. Освобождала Белгород, Харьков, Киев, Беларусь, Литву, Польшу, Чехословакию и Германию (Берлин). Лейтенант медицинской службы. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», за освобождение Берлина, Польши.

Кровью обливается сердце за наших российских солдат, офицеров, медиков, которые спасают и выхаживают раненых бойцов. Мы снова спасаем мир от фашистской чумы и сохраняем тысячи человеческих жизней. Я сама знаю, насколько хрупкая наша жизнь и много раз видела, что такое смерть, и как легко она эту жизнь забирает. В годы войны под Харьковом была тяжело ранена и девять дней была без сознания. Жизнь человека - самое ценное, что есть на свете. Дорогие мои внуки и правнуки, спасибо вам за вашу любовь к Родине, чувство долга, отвагу и ваше большое сердце, за вашу историческую миссию на этой земле, за ваш героизм и мужество. Вы снова закрываете путь нацизму на нашей планете. Добейте эту гадину! Мы, ветераны Великой Отечественной войны, в свое время, не задумываясь, поступили бы так же, как и вы сегодня. Желаю вам только Победы, а ваши близкие и родные ждут вас, и дождутся с победой. Я желаю вашему поколению никогда не видеть этой жестокой и проклятой войны и жить в мире, согласии и любви к своей Родине – России».

ВСЕГО ЛИШЬ ВЕК

- Мария Ивановна, а Вы прожили счастливую жизнь?

 - А я и сейчас счастливо живу. Радуюсь каждому дню. Меня иногда спрашивают: в чем секрет долголетия? Нужно радоваться жизни! Вот солнце вышло – какая радость! Поспели фрукты – радость! Кто-то в гости пришел – тоже радость! Так и нужно жить.

 Столетие Мария Ивановна встретит в кругу близких людей, как и подобает. Уже сейчас заглядывают волонтеры, спрашивают, чем помочь. Суетятся общественники и коллеги по ветеранской организации. Да и как иначе? Ветеранов с каждым годом становится меньше, а помощь им нужна в режиме здесь и сейчас.

Уже на выходе, провожая журналистов, Мария Ивановна окинет взглядом послевоенную фотографию, единственную, кстати, сохранившуюся в семейном альбоме, улыбнется и скажет:

 - Я не готова уходить в тот мир. Знаешь, почему? Хочу увидеть, что будет дальше.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер