Тамбовский детский хор "Начало" отмечает 25-летие

17 марта, 10:59 Александра Михайлова Прочитали 1 867 раз
Фото: Александры Михайловой
Хорошее «Начало»: в двадцать пять лет хор только начинается.

От музыкальной кляксы до стройного пятиголосья. От песенки «Про сову» до Божественной литургии. От статики на хоровых станках до охвата всей площади сцены. От классического комплекта «белый верх, черный низ» до красивых концертных костюмов. Наконец, от вежливых аплодисментов местной публики до золотых медалей на международных конкурсах. Все это – двадцать пять лет истории тамбовского детского хора «Начало». А ведь в 1997-м, когда стартовали с нуля, не то что не мечталось о высоком уровне – не верилось в успех самой идеи. Дело пошло на лад лишь потому, что у коллектива с первого дня был и по сию пору остается вечный двигатель – желание петь.

Зачем юному певцу рычать, какое отношение к академическому детскому хору имеет битбокс и почему на занятиях концертмейстер постоянно смотрит в зеркало – об этом и многом другом из жизни хора накануне его юбилея узнал корреспондент «Тамбовского курьера».

БРОВКИ ДОМИКОМ

 За дверями происходит что-то странное. Слышатся голоса малышей и педагога. Рычат, мяукают, смеются, хлопают в ладоши. Кажется, никакой логики в этих звуках. Ан нет!

 – Мы развиваем у малышей певческие навыки, – поясняет хормейстер Татьяна Подгузова. Чтобы начать петь, нужно голосовой аппарат подготовить. Этим мы с ребятами от четырех до семи лет как раз и занимаемся. Учимся извлечению звуков – толстых и тонких. Работаем над мимикой, она помогает в пении.

Как тут не запеть, когда секреты мастерства постигаются в игровой форме, да еще и под звуки фортепиано.

Концертмейстер Елена Алешина, казалось бы, ведает одним лишь инструментом. Тот широко улыбается ребятам, а вот его повелительнице приходится сидеть к ним спиной. Но Елена Ивановна не только все слышит – она все видит. У нее есть «отражающее око» – круглое настольное, точнее, напианинное, зеркало. Через него концертмейстер ловит жесты дирижера, а заодно и гримасы ребятни, и шалости. Не без того с «человеческими ангелочками».

 – Работа с детьми – непростое занятие. Порой приходится быть и за няню, и за воспитателя. А как иначе? Дисциплину надо поддерживать. Но злиться на них долго невозможно, – признается Елена Ивановна. – Выступление, конечно, всегда сопряжено с волнением, не только своим, но и детей, и дирижера. Песенки вроде легонькие, а подорваться можно на самом простом. Необходима сосредоточенность. Важно уметь поймать момент, услышать требования дирижера.

ЦЕХ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭКСКЛЮЗИВА

 Пока ребятишки настраивают свои нерукотворные инструменты по инструкциям педагогов, в одном из соседних помещений заседают родители. Они тоже даром времени не теряют. Перед мамами на столе – кусочки ткани. Это детали будущего костюма, который перевоплотит хориста в героя истории.

– Дошкольный хор готовится к выступлению, они будут котята-поварята, – рассказывает Людмила Волкова. – Два года назад у нас был такой спектакль, на концерте представим маленький кусочек из него. А костюмы шьем новые.

Мастерицы на все руки - чаще всего именно мамы. Но здесь и папы не отстают.

– Папы – физическая сила. Что-то принести, что-то отнести, – шутит Александр Антонов.

– Что-то сломать, – добавляет Сергей Полянский.

– А как же организация? – возражает Людмила.Помните, делали музыкальные инструменты – ростовые костюмы? Костюм барабана – это вообще произведение искусства. Сами придумывали, сами мастерили. Много трудов, пота и слез. Но в итоге получилось очень здорово. На сцене секунд двадцать ребенок постоял в этом барабане. Но мы до сих пор гордимся, что смогли такое сотворить.

– Горку у нас для детей построили во дворе,– добавляет Татьяна Чернышева.

 – Там, где стоянка, – уточняет Сергей.

Между разговорами - примерка костюма. Девчушка надевает белую юбочку с хвостом. В самую пору. Милый такой ребенок-котенок.

 – В общем, нам, родителям, тоже приходится креативить, развивать свой мозг, – продолжает Людмила.

– Мы тут и вязать научились, и шить, – улыбается Татьяна.

 – Не одни дети развиваются, – поддерживает Александр.

Здесь родители живут, они понимают, что и для чего делают. Когда увидишь результат, все мучения обязательно искупятся, – резюмирует Людмила.

 «Начало» чаще всего бывает с длительным продолжением - ребята ходят в хор годами. В старшей группе есть те, кто занимается по пять, семь, десять лет. У Татьяны Чернышевой по проторенной старшим сыном дорожке пошел младший:

Когда встал вопрос, куда его отдавать, долго думали и решили, что в хор «Начало». У старшего сына здесь была очень насыщенная, интересная жизнь. Младшему тоже пока все нравится.

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ

 Нравится – это скрипичный ключ в симфонии «Начала». От любви к музыке, к атмосфере, к педагогам отталкивается все остальное. Она – источник терпения и сил для преодоления испытаний. Она ведет через тернии к звездам.

– Нам нравится пение, приносит удовольствие именно хоровая музыка, хоть мы выступаем и не так часто, как хотелось бы, – подтверждает артист старшей группы хора Ксения Матвеева. – Непередаваемое ощущение, когда мы на сцене, и мы хорошо спели, и залу нравится. Мы все дружим, хор – как вторая семья.

 – Я уже почти десять лет занимаюсь здесь, и еще ни разу не захотелось отсюда уйти. Тянет сюда очень сильно, – делится «коллега» Елена Епифанова.  

– А у меня один раз возникло желание уйти: был такой период, что мне просто хотелось поваляться на диване. Тогда мама сказала: давай на этом концерте выступим, и ты уйдешь. И вот дожила до старшего хора. У меня здесь есть друзья, даже одна лучшая подруга, даже две, – рассказывает Анна Жуплатова.

 Вторит однокашницам Анна Дубровина, через личный взгляд подтверждая общий настрой в коллективе:

– Я в хоре всего три года. Сначала стеснялась, боялась. Но потом сдружилась с девочками, мне понравились песни, и теперь я очень привязана к этому месту.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

 Любимыми произведениями в старшем хоре единогласно называют две песни – «Конь» («Выйду ночью в поле с конем») и «Реченька». Весьма, между прочим, патриотично. Хотя на самом деле в репертуаре «Начала» – самая разная музыка. Народные, классические, эстрадные, детские песни, богослужебные песнопения, джазовые композиции. Одно другого прекраснее, одно другого замысловатее.

 – У нас есть песня «Ночная история», она не суперсложная, полномера мы просто говорим текст. Но из-за того, что там есть хроматизмы, проходящие ноты, ее нужно максимально точно спеть. На днях мы буквально час работали над одной-единственной строчкой: у нас не получались банальные терции. Вообще все зависит от того, сколько над произведением работать. Если упорствовать, то любое станет получаться, – рассуждает Ксения.

 – Мы экспериментируем, – подтверждает художественный руководитель и главный дирижер хора Татьяна Шевченко, – у нас появляются произведения современных композиторов – со своим гармоническим, ритмическим языком. Нам хочется это попробовать, я вижу по реакции ребят, что при знакомстве со всем новым у них загораются глаза. В прошлом году пробовали песню с элементами битбокса. Захватило! Вообще все должно совпасть: и чтобы детям понравилось, и чтобы уровень сложности соответствовал, и чтобы был зазор для роста. В прошлом году ездили в Сухотинский женский монастырь, где пели на богослужении. Это новая планка для хора, потому что петь а капелла полтора часа в разных тональностях, следить за ходом службы, быстро подстраиваться непросто.

Тематические концерты – еще один повод к вдохновению. К 70-летию Великой Победы, например, хор подготовил программу военно-патриотических песен. В нее ребята вложили свое представление о народном подвиге, потому что глубоко прочувствовали эту тему. Параллельно с репетициями вникали в хронику роковых сороковых, делились семейными историями. Работали с увлечением. А когда интересно, ребенок и сам воспитываться рад.

Вкус к хорошей музыке – с богатой гармонией и красивыми словами – отнюдь не мешает хористам оставаться свободными в выборе композиций для плей-листа. Вернее сказать, девчонки и мальчишки «всеядны».

 – В обычной жизни у меня в телефоне полно разной музыки. Идет классическое произведение, следом – тяжелый рок, потом поп, джаз и так далее, – признается Ксения Матвеева.

 – Я не одна такая? – смеется Анна Жуплатова.

– А иногда нам в хоре дают новую песню, она нам нравится и просто не выходит из головы, – добавляет Елена Епифанова.

ИГРА И ГРАЦИЯ

 В «Начале» делают упор на разностороннее творческое развитие. Здесь занимаются и ритмикой, и актерским мастерством, и игрой на музыкальных инструментах. Все это помогает ребятам раскрываться и в комплексе находит воплощение в сценическом действе. Никаких профессионалов в помощь звать не надо: дети все делают своими силами, да еще с задоринкой.

 – Когда ставили музыкальный спектакль «Щелкунчик», вначале была сцена: мы приходим в гости к семейству Дроссельмейер. Нам, старшим, вручают младших: это ваши дети, – вспоминает Ксения.

 – Вы должны пройти с ними красиво с одного конца сцены на другой, – подхватывает Елена.

Вы должны вжиться в роль, представьте, что это ваши дети. Потом еще долго малыши называли нас мамами. Довольно необычно было.

– Вроде ты еще не совсем взрослая, а тебя называют мамой.

Стоит заметить, что в хоре «Начало» три состава: дошкольная, младшая и старшая группы. У каждой – свои задачи и соответствующая возрасту программа. Ребят ведут от освоения азов до овладения техниками звуковедения.

 ОТ «ДО» ДО «СИ»

 Странный набор слогов, на первый взгляд. Но даже самый маленький музыкант поймет, что речь идет о гамме. До-ре-ми-фа-соль-ля-си, Кошка села на такси… Начало «Начала» – музыка. Помимо практики пения, ребята активно осваивают теорию. Куда же без чтения нот, если в коллективе делается ставка на профессионализм.

Обычно сольфеджио – самый нелюбимый предмет у музыкантов. Нудный, сложный, неудобоваримый. В «Начале» все наоборот. Дети – на удивление – бегут на уроки. То ли класс такой уютный, то ли педагог любимый, то ли сам предмет увлекательный?

 – Перед нами стоит задача перейти на уровень хорового сольфеджио, чтобы теорию объединить с практикой, то есть у нас практика первична, теория вторична. Сколько работаю, столько пытаюсь найти ответ на вопрос: как сложные теоретические понятия донести до детей, – признается педагог музыкально-теоретических дисциплин Юлия Серкова. – Я не только рассказываю о строгих канонических вещах, но и привлекаю другие формы подачи информации, пытаюсь с разных сторон объяснить – кому как понятнее будет. Мы встаем с мест, двигаемся, пытаемся внести момент соревновательности. Например, тот же канон исполняем группами: чья команда дольше выстоит. Раскрашиваем разные картинки, которые включают теоретические понятия. Все это вызывает интерес. А самое главное условие интереса – педагогу нужно самому любить свой предмет, любить детей и с любовью передавать им знания. Мое жизненное кредо – помогать людям. Детям я стараюсь помочь увидеть другую грань жизни – красоту, радость творчества.

Приближаться к пониманию музыки позволяют и навыки элементарного музицирования: малыши учатся играть на шумовых инструментах – маракасах, трещотках, бубнах, треугольниках. Этим они украшают хоровые номера, а параллельно развивают координацию движений и чувство ритма.

ДЕТСКИЙ МИР

Всего полтора года назад остро стоял вопрос о месте для занятий хора. Целый коллектив находился под дамокловым мечом и в трепете ожидал судьбоносного поворота – быть или не быть.

Именно тогда каждый понял, что для него значит хор «Начало». Педагоги уверены: без него жизнь поблекла бы.

Для нас это нечто большее, чем работа, – выражает общее мнение Юлия Сергеевна.Я ни разу не пожалела о том, что занимаюсь с детьми, от них я чувствую отдачу. Мне нравится играть с ними, заряжаться от них энергией непосредственности. Дети более открыты, они добрые по натуре, они дают живость жизни.

 По счастью, в самый последний момент случилось чудо: «Начало» с радушием приняли в здании на Пятницкой. В нем юные музыканты и обосновались – с комфортом. Теперь у них есть просторный хоровой класс и комната отдыха, отдельные классы для спецзанятий и помещения для хранения реквизита. На окнах – бумажные узоры, в каждом углу – игрушки и поделки, на стенах – картины, фотографии, разные веселые композиции. Даже на рабочем синтезаторе пристроился вислоухий кролик. Детский мир, да и только. На репетициях, конечно, не до забав. А вот переменку можно провести с пользой: порисовать на песке, раскрасить картинку, сложить пазл. Ну, или просто поболтать о том о сем с друзьями.

 – Мы здесь счастливы. У нас свои ключи. Приходим и работаем, когда нам нужно. Нам тепло, светло. А уют – дело наживное, – констатирует Татьяна Ивановна.

 ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ

Вершина пирамиды. Репетиция старшего хора. Здесь – самые стойкие, самые преданные, самые талантливые. Кто-то держит перед глазами ноты – их опытные хористы читают на раз-два. Кто-то уже знает партию наизусть. Дети собраны, они вкладываются в исполнение, стараются как можно лучше соответствовать требованиям дирижера. Никто не стоит по струнке, все девчата – в движении, они жестами и мимикой выражают свои эмоции, поют на улыбке, заражая ею зрителя. Можно долго, как за водой, как за огнем, наблюдать за каждым артистом по отдельности. Этим не смущаются – не прошли даром занятия актерским мастерством. Звуковые волны летят свободно и легко, складываясь в гармоничные аккорды. Знания и навыки делают свое дело. Да и время подошло держаться в тонусе: впереди ответственное выступление.

 Постановка концерта – огромный труд. Если нужно много времени даже для того, чтобы просто разобрать новые партии, то что уж говорить о работе над музыкальной выразительностью. Хоть он и детский мир, но по взмаху волшебной палочки здесь ничего не случается. Терпенье, труд, согласие – только они ведут коллектив к успеху. А потом концерт пролетает как один миг. Как один миг – но какой приятный, памятный!

Мастерство – это когда мы понимаем, что для нас это сложно, но мы это сделали, и сделали хорошо. Мастерство – это когда мы ничем не уступаем хоровым студиям, хоровым школам на солидных конкурсах и получаем высокие награды. Мастерство – это когда заканчиваем петь, а зал не аплодирует, он еще молчит, то есть еще пребывает в той эмоции, которую ему отдали дети, – говорит Татьяна Ивановна.

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Подходит к завершению первая четверть – четверть века. Чего за это время в хоре только ни повидали: концерты, творческие встречи, гастроли. Подводить итоги – собьешься со счету. А ведь первопроходцы начинали с азов. На себя такую ношу взял основатель – художественный руководитель Тамбовского камерного хора имени С.В. Рахманинова, заслуженный деятель искусств России, профессор Владимир Козляков. Татьяна Ивановна как одна из тех, кто вместе с ним стоял у истоков хора, хорошо помнит те времена:

– Это была не такая уж мажорная точка. Первая встреча прошла 20 сентября, она носила организационный характер. Собрался один состав. Взяли всех, кто пришел. Без отборов и прослушиваний. Одни дети были с музыкальной подготовкой, другие не знали элементарных вещей. На следующий день, это было воскресенье 21 сентября, праздник Рождества Пресвятой Богородицы, началась первая спевка. Попробовали взять ноту – прозвучала музыкальная клякса. Мне стало страшно двигаться дальше. Но благодаря мастерству Владимира Васильевича из этой кляксы со временем стало что-то вырисовываться. Начинали с унисона, потом появилось маленькое вкрапление второго голоса. По себе знаю, расход энергии был колоссальный. Сколько сил нужно, чтобы построить дом, чтобы родить ребенка, чтобы вырастить сад! Вот и сравнение! В первый год было очень тяжело.

Хор живет, как человечество, поколениями. Достижения умножаются каждой новой сменой. А задачи все сложнее – на то он и прогресс.

История у хора «Начало» богатая – на целую энциклопедию. За двадцать пять лет из него вышел не один десяток профессиональных музыкантов – певцов, дирижеров, преподавателей вокала. Некоторые выпускники сейчас блистают на столичных и мировых сценах. Личный успех каждого из них на музыкальном Олимпе – гордость всего коллектива. Ну, а те, кто получил другую специальность, тоже не расстаются с музыкой: приходят на клирос, в самодеятельные ансамбли и уж точно навсегда остаются меломанами.

 Но коллектив вечно молодой, готовый к разным формам работы, к покорению новых вершин. В будущем он видит перед собой большие перспективы. И есть одна общая мечта – получить официальный статус хоровой студии или хоровой школы, что позволило бы открыть пути для наполнения составов и для работы над новыми проектами.

А пока «Начало» покажет все самое лучшее. Совсем скоро, как обещает главный дирижер:

 – Наш юбилейный концерт состоится в Тамбовском областном краеведческом музее 10 апреля в 14 часов. Мы приглашаем всех желающих разделить с нами наш праздник.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер