Как и чем живет православный кукольный театр в Тамбове

27 февраля, 16:41 Александра Михайлова Прочитали 1 365 раз
Фото: Александры Михайловой
Когда кукла не игрушка, а персонаж и напарник.

Как появляется сказка? Об этом в православном кукольном театре «Петрушка» при Троицком храме в Тамбове могут рассказать во всех подробностях, потому что создают ее своими руками. Руководит занятиями педагог Елена Перелыгина, ее доверенными подопечными являются добровольцы из приходской воскресной школы, а надежными соратниками – коллеги.

 ЛОВКОСТЬ РУК

 После святок «Петрушка» сыграл спектакль «Рождество Христово» в Тамбовской православной гимназии имени святителя Питирима. Для младших воспитанников воскресной школы в новом свете предстала вифлеемская история, куда естественным образом вплелась притча о мечтательной овечке, которую непослушание чуть не довело до беды. Постановка была принята тепло, и после занавеса любознательные малыши еще долго разглядывали рукотворных героев – участников действа: Деву Марию, ангела, волхвов, пастухов, царя Ирода, овец, волка.

– Здесь можно много узнать про кукол. К примеру, как ими управлять. Чтобы повернуть голову, нужно двинуть специальную шайбочку над рукояткой, за которую мы держим куклу. Если ей нужно упасть или лечь, то наклоняется локоть. Если пошевелить руками – это тростями нужно регулировать. С такими большими куклами у нас редко бывают спектакли, чаще с перчаточными игрушками, они легкие по весу и проще в управлении. А куклы на тростях гораздо тяжелее, и управлять ими сложнее, – проводит ликбез Анна Науменко.

Спектакль пролетел, а впечатления остались надолго. Это на самом деле главное. Но чтобы добиться эффектных результатов, театральная команда трудится серьезно и поступательно. Все ребята занимаются в кружке не первый год. Они знают по опыту, как солон хлеб актера-кукольника, и вместе с тем об азах профессии могут рассказывать взахлеб.

– Актеру кукольного театра нужна хорошая память, человек должен быть артистичным, разговорчивым, – считает Кристина Бабанова. – Роль учить иногда сложно, иногда нет. Но это очень интересно и увлекательно. Дорого то, что на примере наших спектаклей зрители могут учиться хорошему.

Оживлять героя – дело непростое. У него – заранее прописанная последовательность движений. Тут нужны и наука, и практика. Чтобы, например, обе руки работали не просто синхронно, а выполняли каждая свою задачу, актеру надо согласовывать работу обоих полушарий мозга. Как если бы он играл на скрипке или рисовал сразу и правой, и левой рукой.

 – Мы одновременно держим кукол и говорим за них. Так как заняты руки, микрофон надевается на голову, – поясняет София Дружкина. – Роли у нас даются не по характеру и не по возрасту, а кому какая больше подходит. Мне кажется, лучше работать с тем героем, кого ты выбрал, тогда будешь проявлять к этому любовь.

СОЗВЕЗДИЕ ТАЛАНТОВ

 Ловкость рук, концентрация внимания, расположенность сердца. А что еще? Конечно, навык выразительного чтения. Из-за ширмы звучат разные голоса – каждая кукла говорит по-своему. Поэтому до самого конца представления сохраняется интрига: сколько же там, в закулисье, народу.

 – На самой сцене очень мало места, и нам тесновато. Боишься, что упадешь или что-нибудь уронишь, – признается Татьяна Неверова. – Хорошая реакция зрителей бывает приятна. Когда заканчивается спектакль, ощущаешь себя звездой.

Создается впечатление, что актеров в одной постановке задействовано много. На самом деле сразу несколько героев становятся напарниками одного человека, который каждый раз входит в новый образ.

– Я сегодня играла царя Ирода и в финальной сцене держала волхва. С непривычки тяжело было, рука отваливалась, – рассказывает Софья Ивкина. – В этот раз меня пригласили помочь, а раньше, с самого открытия кукольного театра, я ходила на занятия регулярно и участвовала в самом первом спектакле. Он назывался «Зайкина избушка». Мне очень нравилось создавать постановки. Если бы теперь было время, хотелось бы продолжить играть здесь.

Старшие ребята, можно сказать, выпускники театрального кружка, ностальгируют по занятиям, поэтому время от времени с радостью возвращаются к куклам.

– Я ходила на кукольный театр с шестого класса, а сейчас уже учусь в колледже. Меня попросили принять участие в спектакле, а я никогда не откажу в помощи, – говорит Полина Кудимова. – Держала маленького херувима. И в конце, когда уже на сцене собирались все куклы, помогала держать третьего пастуха. С младшими ребятами было хорошо, с ними легко найти общий язык.

На поклон после представления вышли девять юных актеров в возрасте от десяти до семнадцати лет. Это, по свидетельству руководителя, слаженная команда, в которой ребята трудятся плечом к плечу. Они понимают, что должны быть всегда готовы прийти на помощь друг другу, и в то же время уверены в том, что могут положиться на товарищей.

– У нас дружный коллектив. Я всегда говорю ребятам: за ширмой вы семья, – подчеркивает Елена Николаевна.

БЛЕСК КУКОЛЬНЫХ ГЛАЗ

 «Петрушка» был создан в воскресной школе пять лет назад по благословению в то время настоятеля Троицкого храма протоиерея Виктора Шальнева. Так сошлось, что тогда же к числу прихожан присоединилась и Елена Перелыгина, которая в детстве увлекалась кукольным театром.

 – Помню, свет падал на сцену, и блеск кукольных глаз меня пленил. Потом я стала учителем, все время занималась с детьми. А когда получила благословение руководить кукольным театром, то принялась за дело с энтузиазмом, – рассказывает педагог.

Это сейчас на сцене появляются великолепные куклы, погружают в атмосферу декорации, действо освещает прожектор и настроение создает музыка. Начинали, как водится, с малого – с готового набора перчаточных кукол для постановки сказок. Встать на ноги помогали специалисты из Дома детского творчества и Тамбовского государственного театра кукол. Они давали мастер-классы, помогали создавать и модернизировать кукол, некоторые вещи передавали в дар. Подключились и коллеги, и знакомые, и родители учеников. Теперь в театре есть ширмы, занавесы, режиссерский пульт, и работают здесь уже с тремя видами кукол - перчаточными, планшетными и гапитно-тростевыми.

Елена Николаевна берет в руки овечку и, любовно поглаживая, рассказывает:

 – Это готовая магазинная игрушка, мне ее подарили. Мастера из кукольного театра просто посадили ее на трость.

Следом показывает волхва, трепетно прикасаясь к его одежде:

– Это коллективная работа. Кукла гапитно-тростевая. Внутри нее есть машинка – гапит, там и рукоять, и шайба, отвечающая за поворот головы. Голова изготовлена из папье-маше, эту массу на основе других рецептов я разработала сама. Потом вылепляла мимику, стараясь создать разные лица. Художник Владимир Викторович Попович их раскрасил, а специалисты из кукольного театра встроили гапит. Елена Николаевна Фатьянова, которая руководит драмкружком воскресной школы, сшила на них одежду и головные уборы. Потом мы украсили костюмы брошками. И получились почти профессиональные куклы. Они хороши в том плане, что могут повторять человеческие движения: и наклониться, и взглянуть на вас. Кукла должна смотреть носом, тогда будет казаться, что она глядит вам в глаза. Вообще с ней надо разговаривать, повторять движения, всячески оживлять.

 Сценарии руководитель пишет сама – основываясь на источниках, но вводя свежие игровые моменты. А работа строится по-разному: иногда достаточно занятий по расписанию – по воскресеньям ребята собираются в цокольном этаже Троицкого храма, иногда приходится встречаться после уроков. Все зависит от сложности постановки. «Рождество Христово» готовили ускоренными темпами больше двух недель. Но это одни лишь репетиции. Если же изготавливается новый реквизит, на подготовку может уйти до трех-четырех месяцев.

 – У нас двенадцать гапитно-тростевых кукол. Они участвуют в разных постановках, новые образы мы создаем, просто переодевая их, – раскрывает секрет Елена Николаевна.Но есть много задумок на будущее. Поэтому мы остро нуждаемся в спонсорской помощи. Для новых спектаклей требуются декорации, куклы и костюмы. Они должны быть красивыми, ведь их функция – эстетическое воспитание.

Педагоги ведут занятия в кукольном театре во славу Божию. Но при этом их труды вознаграждаются сторицей.

Получаешь огромную эмоциональную отдачу! – свидетельствует Елена Николаевна.Пусть возникают какие-то непредвиденные нюансы, пусть случаются ошибки и технические неполадки, на это не обращаешь внимания. Я руковожу из зала, а ребята за ширмой ориентируются сами. Когда они сыграли, я рада всех расцеловать. Они такие молодцы!

Спектакли «Петрушки» обычно показывают в православной гимназии, на гастроли выезжают только в православный лагерь «Спас». Но есть возможность в любое время увидеть эти постановки в группе Троицкого храма в соцсети ВКонтакте.

– Конечно, хотелось бы, чтобы спектакль посмотрели ребята из детских садов, школ. Наша миссия – проповедовать слово Божие и добродетель. Кто-то поймет, кто-то нет, но крупица в сердце останется, – размышляет педагог. – Думаю, это в перспективе. Мы же развиваемся. Владимир Викторович, постоянный наш зритель и видеооператор, в этот

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер