Вопрос продовольственного обеспечения Ленинграда и эвакуации населения остро стоял с первых дней блокады. 12 сентября 1941 года по Ладожскому озеру к еще не оборудованному берегу были доставлены первые 800 тонн зерна и муки для осажденного города, а также 60 тонн боеприпасов. Это были первые рейсы с грузами, выполненные транспортом Ладожской военной флотилии.
Всего за время навигации 1941-1943 годов водным транспортом было эвакуировано около 500 тысяч человек. В Ленинград силами Ладожской военной флотилии было перевезено через озеро более миллиона тонн грузов, преимущественно – продовольствия.
Работа трассы не прекращалась ни в напряженной боевой обстановке, ни из-за сложных погодных условий. Наступление заморозков также не стало преградой. Трасса, проложенная по Ладожскому льду, стала той нитью, которая в суровую зиму 1941-1942 годов связывала осажденный город со страной. Именно эта дорога была основным маршрутом доставки продовольствия и эвакуации населения в самые тяжелые дни блокады.
Организация ледовой магистрали явилась результатом совместной работы ученых, архитекторов, военных, медиков, водолазов, техников, шоферов и многих других специалистов и рабочих. Транспортировка продовольствия и эвакуация населения требовали ежедневного подвига от тех, кто работал на Ладоге. Но каждый из участников легендарной дороги знал о том, какую роль их труд играет в спасении ленинградцев.
За короткое время на Ладожском озере была создана целая инфраструктура, которая позволила снабжать в годы блокады и Ленинград, и Кронштадт, и Ораниенбаумский плацдарм, и войска Ленинградского фронта, и Балтийский флот. Путь через Ладогу по праву стал именоваться Дорогой жизни.
22 ноября 1941 года вечером на лед выехали первые 60 грузовиков ГАЗ-АА 388-го отдельного автомобильного батальона. Возглавил колонну капитан Василий Антонович Порчунов. Первый рейс по Ладоге оказался крайне опасным: трасса при толщине льда не более восемнадцати сантиметров была практически не подготовлена. Для светомаскировки предписывалось гасить фары. Единственными ориентирами на трассе были редкие вешки и телефонный провод, протянутый связистами до Кобоны. Но ночью метки были практически незаметны.
Утром следующего дня водители выехали обратно, доставляя продовольствие в осажденный город.
Работа ледовой автомобильной трассы продолжалась вплоть до конца апреля 1942 года.
Большинство историков Великой Отечественной войны сходятся в одном: без Дороги жизни Ленинград бы не выдержал блокаду. Она спасла жизни людей, когда были отрезаны все сухопутные пути сообщения с городом.
Строительство дороги прямо на льду – это подвиг людей, который важно помнить.
Как была устроена Дорога
Дорога жизни была маршрутом обеспечения Ленинграда и шла по Ладожскому озеру. На правой стороне Ладоги - на станциях Кобона, Коса и Лаврово – были пункты снабжения грузовиков и кораблей. На левой стороне был Осиновецкий порт. Оттуда грузы отвозили в Ленинград. Между ними – тридцать километров льда зимой и воды летом.
Это была не просто трасса, а целая инфраструктура. По Дороге жизни шли линия электропередачи, телеграфная связь, а летом 1943 года там построили подводный трубопровод.
20 ноября 1941 года на лед Ладожского озера спустился… нет, не грузовик. Обычный конно-санный обоз из 350 упряжек. Именно он первым проверил маршрут и привез 63 тонны муки. 22 ноября спасать город поехала уже колонна из шестидесяти машин.
Как ленинградские ученые опередили время
В первые месяцы работы Дороги много грузовиков уходило под лед. Иногда причина была необъяснима.
Для измерения колебаний льда ученый Наум Рейнов создал «прогибограф». На тот момент это было уникальное устройство, которое дало понять – проблема в резонансе.
Когда скорость грузовика совпадала со скоростью воды под льдом, он проваливался. Были даже случаи, когда тонула легковая машина, а грузовик рядом – нет.
Фатальной оказалась стабильная скорость в 35 километров в час.
Зачем водители ехали с открытой дверью
Это один из самых известных фактов о Дороге жизни. Она была настолько опасной, что водителям приходилось ехать с открытой дверью. Причина была проста – водители могли быстро выпрыгнуть из грузовика в случае провала льда.
После открытия в ноябре 1941 года трасса работала до 24 апреля 1942-го. К тому моменту толщина льда была всего десять сантиметров. Для безопасного проезда машины нужно было в два раза больше.
А еще, чтобы не заснуть, водители привязывали к кабине котелки, которые били их по голове.
По льду ходили даже танки
Ленинград во время блокады оставался городом, где производили вооружение. На заводе имени Карла Маркса выпускали «Катюши», а в 1942 году разработали аналог немецких реактивных снарядов. Самой важной поставкой были тяжелые танки серии КВ.
Был только один способ переправить их в другие части страны – Ладога. Чтобы переправить танк, с него снимали башню и привязывали ее к саням. Облегченный танк тащил за собой сани и проходил Дорогу жизни. Это был огромный риск, но другого пути не было.
Как по трассе везли мандарины на Новый год
Одним из самых удивительных фактов о Дороге жизни до сих пор остается рейс 390-го автомобильного батальона. Он вез мандарины и елки, чтобы устроить праздник детям на Новый год 1942 год. Эти товары не были важнее муки, но стали маленьким чудом для детей и всего Ленинграда.
Блокадник Василий Воскобойников в 2018 году вспоминал, что это был первый раз, когда он увидел экзотический фрукт. Многие дети тогда были удивлены необычному продукту. Это событие было также отражено в дневниках у Юры Байкова и Павла Данилова.
Вместо заключения
Блокада Ленинграда остается самым трагическим моментом в истории города. Дорога жизни, в свою очередь, - символ бесконечного героизма.
В завершение - отрывок из дневника учителя и литератора Александра Бардовского. Он умер от голода 20 января 1942 года.
«Я не историк и не могу претендовать на глубокие знания истории, но все же читал много исторической литературы, и мне кажется, положение Ленинграда и ленинградцев не имеет прецедентов в истории».
По материалам из открытых источников