Как часто активные пользователи социальных сетей благодарят самозанятых или организации за их услуги или продукцию? А как часто сами предприниматели с целью продвижения рекламируют друг друга на своих страницах? Вопрос риторический – это происходит сплошь и рядом. Еще не все знают, но теперь эти безобидные посты – вне закона, и за них предусмотрены штрафы, если, конечно, они не промаркированы.
Вопросы, касающиеся маркировки интернет-рекламы, обсудили в Тамбове. Речь шла о том, как обезопасить себя и свой бизнес. Встреча была организована Тамбовской областной торгово-промышленной палатой. В ней приняли участие тамбовские предприниматели и представители общественных организаций, в том числе президент Тамбовского регионального общественного фонда содействия бизнесу Ирина Королева и заместитель президента Тамбовской медицинской ассоциации Анна Боронина. В ходе обсуждения спикеры разъяснили участникам, что считается рекламой, что такое маркировка интернет-рекламы, с помощью каких сервисов ее осуществляют, какая ответственность предусмотрена за размещение немаркированной рекламы.
Напомним, с 1 сентября 2023 года действуют нормы об ответственности за неисполнение требований о передаче информации об интернет-рекламе в единую систему учета и за распространение интернет-рекламы без идентификатора.
- Эта тема актуальна не только для предпринимателей, но и для физических лиц, так как это касается всех. Штрафные санкции за немаркированную рекламу, например, размещенную в наших социальных сетях, - очень серьезные. По своему опыту могу сказать, что я люблю быть благодарной за товары и услуги нашим производителям и в знак благодарности могу разместить на своей странице в соцсетях информацию о той или иной организации. Сейчас за это предусмотрена ответственность, - рассказала президент Тамбовской областной торгово-промышленной палаты Елена Воронина.
Судебная практика
По словам юрисконсульта Тамбовской областной ТПП Марии Бреневой, на данный момент уже существует судебная практика по делам о немаркированной рекламе. Например, за три поста, содержащих немаркированную рекламу, известный блоггер Елена Лисовская (канал «Лиса рулит») была оштрафована на 300 тысяч рублей – по 100 тысяч за один пост. При этом судебные разбирательства по поводу отсутствия маркировки рекламы в интернете, а особенно в социальных сетях, только начинают набирать обороты. Как пояснила Мария Бренева, рекламой не считается размещение на своих ресурсах (сайтах, страницах в соцсетях, телеграм-каналах) информации о своей деятельности, товарах, услугах, организуемых мероприятиях.
Если о своей деятельности писать можно, то делать репосты постов, содержащих информацию о товарах, услугах, мероприятиях, со страниц других пользователей без маркировки запрещено. За это предусмотрена ответственность. Также нужно внимательно относиться к написанию отзывов об оказанных услугах, приобретенных товарах или организациях в целом. Если отзыв представляет из себя обзор, его можно не маркировать, а вот если в нем содержится призыв к приобретению чего-либо в конкретной организации, заявление о преимуществах какой-либо фирмы или призыв посетить место или мероприятие, это уже считается рекламой и нуждается в маркировке.
- Рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме, с использованием любых средств и адресованная неопределенному кругу лиц. Важно, что эта информация должна быть направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, - пояснила Мария Бренева.
Какова ответственность?
За вопросы соблюдения норм законодательства в сфере маркировки рекламы в интернете отвечают Роскомнадзор и УФАС. Существенный минус заключается в том, что в случае проверки ее исход будет во многом продиктован субъективным восприятием проверяющего инспектора. При этом инициируются проверки данными ведомствами, как правило, после жалобы на пост или информационный ресурс.
Штрафы за нарушения законодательства в сфере маркировки интернет-рекламы, мягко говоря, ощутимые. Так, за непредоставление в РКН данных о распространенной в интернете рекламе или нарушение сроков такого предоставления гражданина могут оштрафовать на сумму от 10 до 30 тысяч рублей, должностное лицо - на сумму от 30 до 100, а юридическое лицо - от 200 до 500 тысяч рублей. Такие же штрафы предусмотрены за распространение рекламы в интернете без идентификатора или нарушение требований по его размещению.
Автоматизация
Один из методов, к которому прибегают сегодня пользователи, - автоматизация маркировки интернет-рекламы О плюсах и минусах такого метода рассказал предприниматель, региональный лидер «Клуба Молодых Предпринимателей КМП | Тамбов Росмолодежь.Бизнес» Игорь Антипов. Он пояснил, что реклама в интернете обязательно должна иметь идентификатор (erid), он выглядит как набор цифр и латинских букв. Размещать его можно в кликовой ссылке, текстовом блоке, на изображении, на видео, в выпадающем меню или в описании к изображению или видео. Также он рассказал о достоинствах и недостатках нескольких операторов рекламных данных.
Сейчас во избежание нарушений пользователи интернета в случае возникновения вопроса «У меня реклама или не реклама?» могут отправить запрос в ФАС России по электронной почте delo@fas.gov.ru или обратиться в ФАС в группе ведомства Вконтакте или на его официальном сайте.
Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Ирина Королева:
- Конечно, блоггеры в курсе, что рекламу нужно маркировать, так как они специализируются на зарабатывании денег в интернете, но многие предприниматели еще не разобрались в новом законе. По сути, это дополнительное ограничение для бизнеса, и оно уже вступило в силу, уже есть судебная практика и реальные штрафы. Кроме того, оштрафовать могут и физлицо, которое на своей странице в соцсети решит опубликовать пост с призывом посетить какое-либо мероприятие, причем совсем не обязательно, чтобы оно носило коммерческий характер. Пока у бизнеса много опасений по поводу того, как будет применяться закон. По итогам встречи понятно, что сделать можно только одно – начать маркировать все посты, вызывающие сомнение.