USD79.13+0.63
EUR90.66+1.35

В Тамбове обсудили важные изменения административного законодательства в сфере предоставления услуг

Арина Орлова Прочитали 1211 раз(а)

Тамбовский региональный общественный фонд содействия бизнесу совместно с автономной некоммерческой организацией «Тамбовская медицинская ассоциация» и Тамбовским региональным отделением общероссийской общественной организации «Деловая Россия» провел круглый стол на тему «В чем риски: как разграничить понятие навязывание и рекомендация для медицинских организаций (505-ФЗ)».

Президент фонда «Собиз Инвест» Ирина Королева выступила модератором мероприятия, отметив важность поднятой темы.

Вступили в силу изменения законодательства, касающиеся работы в том числе медицинских организаций, утвержденные Федеральным законом от 19.10.2023 №505-ФЗ «О внесении  изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В частности, в соответствии с этим законом навязывание потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату, приобретение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров (работ, услуг), влечет наложение серьезных административных штрафов.

Внесенные поправки касаются многих сфер деятельности, однако на круглом столе речь шла именно о предоставлении платных медицинских услуг населению как наиболее уязвимой в правовых аспектах сфере.

«Что касается сферы медицины, то существует очень тонкая грань между понятием навязывания услуг и рекомендациями врача. Эти понятия зачастую очень размыты, что вносит много неточностей и непонимания», - подчеркнула Ирина Суслина, президент Тамбовской медицинской ассоциации. - Например, на прием на консультацию к доктору пришел человек, но в ходе консультирования выясняется, что этого недостаточно для того, чтобы оказать ему квалифицированную медицинскую помощь, поставить диагноз. И здесь следуют рекомендации врача, требуются дополнительные лабораторные исследования. А договор заключался только на консультирование. И как человеку это воспринимать: это навязывание дополнительных услуг или все-таки рекомендации, направленные на оказание ему грамотной медицинской помощи? Одной из задач Тамбовской медицинской ассоциации является поднятие статуса медицинского работника и защита репутации. Поэтому хотелось бы предотвратить возникновение случаев судебного разбирательства, исключив возможные проблемы. Как помочь пациенту, находясь при этом в правовом поле»?

Звенья большой цепи

Галина Серова, депутат Тамбовской областной Думы, заместитель председателя комитета по охране здоровья, отметила, что на сегодняшний день обращения граждан по таким вопросам, как претензии к оказанию медицинских услуг, имеют место. Однако, по ее словам, главной задачей всей медицины, государственной и частной, является оказание квалифицированной своевременной помощи пациентам так, чтобы они этой помощью остались довольны.

Галина Александровна отметила, что многие проблемные вопросы можно решить путем диалога с пациентом. Не зря говорят, что слово лечит. А вот наладить этот диалог мешают пробелы в психологическом и правовом образовании медиков. Чтобы восполнить их, возможно, требуется ввести, например, образовательные курсы для медработников. Правовая подкованность позволит защитить их от нежелательных ситуаций. Депутат отметила, что пациент и врач - это две стороны одной медали, поэтому позиция обороны здесь неэффективна. Но причин, по которым возможно недопонимание и возникновение конфликтов, много. Врачам зачастую не хватает времени на то, чтобы уделить его пациенту, потому что  у них много бумажной работы.

«На заседаниях разного уровня мы обсуждаем вопросы социальных гарантий медработников, прорабатываем расширение программ поддержки молодых специалистов, уже не раз поднимался вопрос об установлении статуса медицинского работника, который бы позволил защитить врачей в правовых аспектах, дать социальные гарантии, поднять престиж профессии», - сказала Галина Серова.

Как сделать так, чтобы человек понял, что ему не навязали услугу, а дали грамотную рекомендацию во благо? Ведь часто нельзя предусмотреть все медицинские действия, в которых возникает необходимость в ходе приема. О правовых аспектах этой многогранной темы рассказала Любовь Егорова, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Тамбовской области.

Она отметила, что изменения, о которых идет речь, начались с того, что в закон о защите прав потребителей еще в 2022 году внесли правки в статью 16. По сути, законодатели немного уточнили эту норму, и речь пошла о навязывании дополнительных услуг именно до заключения договора. То есть до заключения договора потребитель должен обладать полной информацией, чтобы понимать, что ему предстоит, какая услуга и какой результат.

«На мой взгляд, более принципиальные изменения, которые произошли и непосредственно касаются медицинской деятельности, - это Правила о прядке оказания платных медицинских услуг. Они принципиально отличаются от тех, что были ранее, и детально прописывают порядок заключения договора, условия, которые там должны быть указаны. Постановление Правительства вступило в силу 11 мая 2023 года. В Правилах говорится, что медицинский работник должен дать рекомендации и довести до потребителя полную информацию», - отметила Любовь Анатольевна.

По большому счету, все сводится к основной мысли - доведение полной достоверной информации до потребителя еще до заключения договора о предстоящих услугах. На этапе заключения потребитель должен понимать, что его ждет, какие возможны перспективы, расходы и какой возможен вариант. Исходя из этого, потребитель уже делает выбор -  заключать договор или нет.

Если говорить о рекомендациях, то давайте разделять документацию, которую обязан вести медработник, и те документы, которые предоставляются потребителю и которые он подписывает.

«На сегодняшний день должны быть соблюдены все требования, прописанные в Правилах. И естественно, если даются рекомендации, то они должны быть даны в письменном виде. Кроме того, в Правилах впервые прописали, что по просьбе потребителя в рамках исполнения договора должна быть составлена смета. Если эта услуга поэтапная, длительная, то должны быть прописаны все этапы, их стоимость, сроки», - разъяснила Любовь Егорова.

Отсутствие информирования для потребителя приводит к недопониманию и такому понятию, как некачественная медицинская услуга. И человек уже ищет решение проблемы, обращаясь в соответствующие инстанции, в том числе в суд.

Что касается административной ответственности, то необходимо знать, что медицинская организация не вправе в одностороннем порядке расторгать договор или изменять его условия. Также недопустимо устанавливать штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие реализации прав потребителя.

Участники обсуждения сошлись на том, что необходимо строить открытый диалог с потребителем медицинских услуг. Это будет более правильно и менее затратно во всех смыслах.

Право выбора и максимальное информирование

Чтобы обезопасить себя от каких-либо административных санкций, медработнику необходимо ставить пациента (потребителя услуги) в известность. И конечно, с правовой точки зрения, лучше это сделать под роспись, потому что понятие «потребительский терроризм» никто не отменял.

Что касается составления договора, то медицинским учреждениям рекомендовали не пользоваться типовыми договорами, а составить свой, в котором предусмотреть все нюансы и спорные моменты. Любовь Егорова в этой связи посоветовала обращаться в Управление Роспотребнадзора за консультацией по всем интересующим вопросам, чтобы в дальнейшим избежать судебных дел.

Геннадий Афанасов, председатель Тамбовского областного объединения организаций профсоюзов, напомнил о программе госгарантий предоставления гражданину бесплатных диагностических исследований и медицинских услуг. Согласно ей необходимо проинформировать пациента о возможности получения бесплатной медицинской помощи в госучреждении. А выбор уже за ним.

Он также коснулся ряда проблем, которые еще существуют в регионе. Это и вопрос подготовки медицинских кадров в вузах, и проблема со средним медицинским звеном, которая стоит достаточно остро в районах. Одним из решений, по его мнению, явилось бы открытие на базе местных техникумов курсов сестринского дела.

Ирина Суслина в свою очередь отметила, что частные медицинские центры готовы стать площадкой для наработки навыков молодых специалистов, для стажировки:

«Мы делаем одно общее дело. Тамбовская медицинская ассоциация готова участвовать в обсуждении имеющихся проблем в регионе в сфере здравоохранения».

Юрист Тамбовской медицинской ассоциации Алексей Севостьянов процитировал законодательные поправки, обратив внимание на то, что медработник в доступной форме обязан предоставить всю информацию о предоставляемых услугах без взимания платы. Законодательство требует от медицинских клиник, чтобы они шли на уступки, вносили изменения в договор, разъясняли всю информацию максимально прозрачно. А имеющаяся судебная практика ориентирует на правильное исполнение закона.  

Представитель «Деловой России» Валерия Михайлова отметила, что у потребителя должны быть не только права, но и определенная ответственность исполнения рекомендаций, ведь в договоре участвуют две стороны.

Участники круглого стола затронули вопрос медицинского стандарта и порядка, по которому оценивается качество предоставления медицинских услуг. Тут тоже может быть почва для навязывания услуг. Но главная задача врача - чтобы лечение конкретного пациента было максимально эффективным. И здесь использование индивидуального подхода, несколько отличающееся от медстандарта, может быть прописано в дополнительном соглашении к договору.

«Подводя итог, хочу отметить, что в ходе круглого стола прозвучало много предложений по решению важных вопросов повышения качества предоставления медицинских услуг, правовых аспектов взаимодействия с пациентами, были определены основные моменты, на которые медицинским учреждениям стоит опираться при осуществлении своей деятельности, чтобы не попасть под административные санкции и судебные разбирательства. Разговор получился обстоятельным. Были затронуты важные аспекты этой непростой темы. Важно одно - должна быть заинтересованность и государственных, и частных структур в решении назревших проблем. Ведь общей целью является поддержка и развитие здравоохранения Тамбовской области», - прокомментировала ход обсуждения Ирина Королева.