- За соблюдением каких обязательных требований земельного законодательства осуществляет контроль Управлени Росреестра по Тамбовской области?
- В соответствии с Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) Управление Росреестра по Тамбовской области осуществляет федеральный государственный земельный контроль (надзор) за соблюдением:
- обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
- обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
- обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или другого строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течение установленного срока;
- обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
- Какие нарушения земельного законодательства чаще всего допускают тамбовчане?
- Основными нарушениями, которые выявляют государственные инспекторы по использованию и охране земель Тамбовской области, являются самовольное занятие земель (земельного участка, его части), в том числе использование их лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них, неиспользование земельных участков, предназначенных для жилищного или другого строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, нарушение целевого назначения (разрешенного) использования земельного участка.
Правообладателям земельных участков, допустивших такие нарушения, выдаются предостережения о недопустимости нарушения норм земельного законодательства.
- Какая ответственность предусмотрена за самовольное занятие земельного участка?
- Правообладатели земельных участков должны использовать их в границах, сведения о которых содержаться в Едином государственном реестре недвижимости. Если координаты поворотных точек границ земельного участка содержатся в ЕГРН, то для того, чтобы узнать границы своего земельного участка, нужно пригласить кадастрового инженера, который с помощью геодезического оборудования сможет указать в натуре его границы. Если координаты поворотных точек границ земельного участка не содержатся в ЕГРН, то правообладатель участка также может обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевания и уточнения границ.
За самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных российским законодательством прав на указанный земельный участок, предусмотрена административная ответственность - наложение штрафа:
- если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тысяч рублей;
- если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
- Какая ответственность предусмотрена за нарушение целевого назначения или разрешенного использования земельного участка?
- Правообладатели должны использовать земельные участки в соответствии с установленными для них целевым назначением и видом разрешенного использования, указанным в ЕГРН.
В отношении земельного участка могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий может быть выбран правообладателем земельного участка самостоятельно. Правообладателем земельного участка может быть получено также разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования в соответствующем государственном органе.
Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН. Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.
За использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием предусмотрена административная ответственность - наложение штрафа:
- если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тысяч рублей;
- если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
- Какая ответственность предусмотрена для тех, кто не использует земельные участки, предназначенные для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества?
- Правообладатели земельных участков зачастую не обращают внимания на вид разрешенного использования участка, полагая, что это их собственность, и они как владельцы могут совершать с ним любые действия, в том числе, не возводить объекты капитального строительства на земельном участке, предназначенном для жилищного или иного строительства, особенно когда земельный участок приобретается не в целях их использования по назначению, а для инвестирования своих денежных средств с учетом возможности последующих перепродажи таких участков по более высокой цене. Однако такое суждение может повлечь нарушение требований земельного законодательства.
Примером неиспользования может служить отсутствие признаков ведения строительных работ, зарастание бурьяном, наличие бытового и другого мусора на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, отсутствие разрешения от уполномоченного органа власти на строительство или уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам.
За неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, предусмотрена административная ответственность - наложение штрафа:
- если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 400 тысяч рублей;
- если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей; на должностных лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; на юридических лиц - от 400 тысяч до 700 тысяч рублей.
- Какие мероприятия проводит тамбовское Управление Росреестра по профилактике нарушений земельного законодательства?
- Для того, чтобы не допустить все вышеназванные нарушения земельного законодательства, Управление Росреестра по Тамбовской области активно развивает практику проведения профилактических мероприятий. Одну из лидирующих позиций среди них занимает объявление предостережений о недопустимости нарушений земельного законодательства. Только за десять месяцев их количество составило почти 1,5 тысячи.
Вторым популярным инструментом профилактики является плановый профилактический визит. В этом году тамбовские госземинспекторы Росреестра провели более шестисот таких визитов. Они проводятся в форме профилактической беседы по месту деятельности контролируемого либо путем использования видео-конференц-связи. При проведении профвизита не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований земельного законодательства. Все разъяснения носят рекомендательный характер.