USD91.35+0.02
EUR99.11+0.39

«Собиз Инвест» организовал круглый стол «Изменения законодательства по охране труда в 2023 году»

Арина Орлова Прочитали 541 раз(а)

В нем приняли участие представители региональной власти, контролирующих ведомств, общественники и предприниматели.

В Тамбове 28 ноября состоялся круглый стол «Изменения законодательства по охране труда в 2023 году». Организатором выступил Тамбовский региональный общественный фонд содействия бизнесу. В нем приняли участие представители региональной власти, контролирующих ведомств, общественники и предприниматели. Модератором мероприятия выступила президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Ирина Королева.

Как пишет «Собиз Инфо», в ходе встречи участники обсудили особенности проведения специальной оценки труда для малых и средних предпринимателей, поговорили об информационных системах охраны труда, новых требованиях к составу и форматам документов для работы, оформляемых в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Также обсудили такое нововведение как пред- и послерейсовые дистанционные медосмотры водителей, роль профсоюзов в охране труда, изменения в требованиях противопожарной безопасности. Помимо того, спикеры рассказали о новой редакции порядка расследования и учета профессиональных заболеваний работников и новых правилах заключения ГПХ.

Во встрече приняли участие депутаты Тамбовской областной Думы Павел Плотников и Олег Морозов. В приветственном слове Павел Плотников как представитель законодательной власти поинтересовался, какие результаты дала реформа контрольно-надзорной деятельности.

«Хотелось бы узнать не только о самих нововведениях, но послушать мнение о широко известной регуляторной гильотине, как идет реализация, какие сложности возникают. Может быть нужны дополнительные меры нормативно-правового регулирования», — сказал Павел Плотников.

По словам руководителя государственной инспекции труда в Тамбовской области Ольги  Артамоновой и начальника отделения нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тамбовской области Олега Пелекшина, действительно, на сегодняшний день введены ограничения на проверки бизнеса, до 2030 года действует мораторий на данные плановые проверки малого и среднего предпринимательства. Тем не менее, в отношении предприятий проводят внеплановые проверки, которые предварительно согласовывают с прокуратурой.

«Проводить внеплановые проверки можно только в отношении тех предприятий, деятельность которых представляет угрозу жизни и здоровью граждан. При этом нет четкого понимания, что такое угроза жизни и здоровью. К примеру, с нашей точки зрения, невыплата или задержка зарплаты — это угроза жизни и здоровью, ведь человек не может жить без средств к существованию, но у правоохранительных органов мнение может отличаться. Поэтому хотелось бы конкретики в этом вопросе», — рассказала Ольга Артамонова.

Оценка условий труда

На малых и средних предприятиях специальная оценка условий труда проводится по утвержденной Минтрудом методике, которая устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам. Речь идет об идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, их исследованиях и измерениях, отнесении условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу). При этом, у этой методике есть особенности, которые учитываются при проверках на микропредприятиях с определенным ОКВЭД, сообщила Ольга Артамонова. Это разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, деятельность в области информационных технологий,  финансовая, страховая деятельность, работа по операциям с недвижимостью, право и бухучет, работа головных офисов, консультирование по вопросам управления, а также архитектура инженерно-техническое проектирование; технические испытания, исследования и анализ, реклама, администрирование, образование, работа объектов культуры и общественных организаций. Такие микропредприятия вправе самостоятельно с участием руководства и работников проводить спецоценку условий труда.

Тем не менее, если на микропредприятии есть работники, которым положены компенсации за вредность или досрочный выход на пенсию по старости, особенности проведения специальной оценки условий труда не применяются. Также они не применяются на объектах, где ранее уже было установлено наличие вредных условий труда.

«В случае если потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на таких рабочих местах признаются комиссией допустимыми и работодателем оформляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения комиссией проверочного листа», — пояснила Ольга Артамонова.

Проходить данную проверку необходимо один раз в пять лет. Если происшествий за этот срок не произошло, действие декларации продлевается.

В электронном виде

В целом под электронным кадровым документооборотом (ЭКДО) понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде, без дублирования на бумажном носителе. ЭКДО касается документов, которые согласно трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, оформляются на бумажном носителе и (или) с которыми работников (лиц, поступающих на работу) необходимо ознакомить в письменной форме.

ЭКДО не распространяется на трудовые книжки и формируемые в электронном виде сведения о трудовой деятельности работников, акты о несчастных случаях на производстве по установленной форме, приказ об увольнении, документы, подтверждающие прохождение работником инструктажей по охране труда.

Кроме того, только в бумажном виде нужно вести книги (журналы) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и учета движения трудовых книжек. Для работы с электронным документооборотом нужен оператор. Это может быть «Работа России» или другой оператор. Ольга Артамонова подчеркивает, что использование ЭКДО — это право, а не обязанность работодателя.

«Для перехода работника на взаимодействие с вами посредством электронного документооборота нужно его письменное согласие, которое он может предоставить в любое время. Это согласие необходимо, если работник был трудоустроен до 31 декабря 2021 года, а также если трудоустраивается после 31 декабря2021 года и имеет трудовой стаж», — рассказала Ольга Артамонова.

Для взаимодействия работодателя и работника посредством электронного документооборота потребуется электронная подпись. Если у работника ее нет, ее должен оформить ему работодатель.

Разовые услуги

Договор гражданско-правового характера (ГПХ) — это документ, который определяет порядок оказания услуг. В нем прописаны договоренности между исполнителем и заказчиком. Отношения по договору ГПХ регулируются Гражданским кодексом России. О том, какие нововведения появились в оформлении таких договоров в текущем году рассказала заместитель начальника Управления социального Фонда РФ по Тамбовской области – начальник отдела назначения и осуществления выплат застрахованным гражданам Наталия Шлеина. Она пояснила, что как правило, компании заключают с исполнителем договор ГПХ при найме на внештатные должности, проектную занятость или для оказания разовых услуг. Например, когда нужно перевезти груз, проконсультировать по заполнению налоговой декларации, написать контент-план для страницы в соцсетях и так далее.

Исполнитель по договору ГПХ обязан предоставить результат работы в оговоренный с заказчиком срок и получить вознаграждение. Основным изменением для работающих по ГПХ, произошедшим в текущем году, стало появление возможности оформлять больничные листы. До января 2023 года работники, трудящиеся по гражданско-правовому договору, не могли уйти на больничный. В Тамбовской области, чтобы работник с ГПХ в 2023 году имел право уйти на больничный, сумма отчисленных страховых взносов за этого работника за предыдущий год должна составлять не менее 4 833 рублей. Эту сумму рассчитывают, исходя из размера МРОТ, умноженного на 2,9 и поделенного на 12 месяцев.

Работник, трудящийся по ГПХ, при достаточной сумме страховых взносов имеет право на пособие по нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременная выплата при рождении ребенка и социальное пособие на погребение. Что касается больничных, первые три дня оплачивает работодатель, а остальные – Социальный фонд.

В целях безопасности

По информации Главного управления МЧС России по Тамбовской области, за 11 месяцев текущего года в регионе произошло 2 389 техногенных пожаров, в которых погибли 32 человека, пострадали 34 человека. На год было запланировано 127 плановых проверок, из них уже состоялись 109. Как сообщил Олег Пелекшин, по итогам визитов инспекторов на объектах было выявлено 715 нарушений пожарной безопасности, также была проведена 161 внеплановая проверка, в результате выявили 157 нарушений. МЧС проводит проверки предприятий, исходя из рискориентированного подхода. Всего на территории области сейчас зарегистрировано 12 405 объектов защиты, из которых 21 относится к категории чрезвычайно высокого риска и 267 объектов – к категории высокого риска.

Рисков на производствах сегодня много и далеко не все они связаны с соблюдением именно пожарной безопасности. Буквально накануне круглого стола стало известно о случае, когда в Рассказовском округе на производстве мужчина лишился руки. Теперь работодатель должен выплатить ему 1 миллион рублей. О важности предотвращения травм на производствах и роли профсоюзов в охране труда МСП рассказал технический инспектор регионального союза «Тамбовское областное объединение профсоюзов» Геннадий Надеждин. Он подчеркнул, что президент РФ Владимир Путин, выступая на заседании X съезда Федерации независимых профсоюзов России. Отметил особую роль профсоюзов в нашей стране и их наделенность широкими полномочиями для защиты трудовых прав граждан. Также он отметил, что по Конституция Российской Федерации  гражданину и человеку гарантируется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

«Профсоюзный контроль помогает работодателю  систематически реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. Профсоюзный контроль через уполномоченных по охране труда направлен на  минимизацию повреждения здоровья работников, это означает, что работодателем должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации, минимизации и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков. Это нужно помнить малым предприятиям, которые очень часто не состоят в профсоюзе. При этом, если сотрудник травмируется или погибнет на производстве, возбуждают уголовное дело. Это уже серьезная ответственность», — рассказал Геннадий Надеждин.

Главный инженер ООО «Тамбовская мукомольная компания» Владимир Нудельман рассказал о проблемах охраны труда в организациях.  Так, по его словам, главная проблема,  связанная с охраной труда у современных предпринимателей это недостаточный уровень компетенции как самих работодателей, так и ответственных должностных лиц, на которых возложены функции специалиста по охране труда.

«Это очень специфическая область права, опыт и знания в которой невозможно получить,  читая документы или аналитические статьи. Он нарабатывается путем реальной работы на производстве, а также участием в расследовании множества микротравм, несчастных случаев и происшествий. Только зная из опыта, где может подстерегать работника опасность можно заранее «подстелить соломки». И только реальное обучение с отрывом от производства может дать какие-то знания. Современные же технологии направлены на прохождение тестирования, а не на реальные знания. Вторая основная проблема — это отсутствие средств на охрану труда, которая если организована правильно, довольно затратна. Это и обучение с отрывом от производства, и технические средства обучения, и спецодежда, и средства индивидуальной защиты, и медосмотр и многое другое. Тут есть связь с первой проблемой. Из-за нехватки знаний эти деньги просто не планируются», — рассказал Владимир Нудельман.

В целях безопасности самих сотрудников и обеспечения безопасности дорожного движения для водителей для водителей сегодня обязателен предрейсовый и послерейсовый медосмотры. С первого сентября этого года вступил в силу нормативный акт, разрешающих проведение таких медосмотров дистанционно.

«У этого способа есть как явные преимущества, так и минусы. Основной минус, который пугает это отсутствие живого личного контакта водителя и медицинского работника, который позволяет выявить показатели, которые приборы снять не могут. Из плюсов — ускорение прохождения осмотров, возможность сократить затраты на логистику (дорога до медучреждения и обратно), возможность проводить осмотр в ночное время. Также немаловажным плюсом является возможность ведения записи осмотра, а также электронного журнала прохождения медосмотров. Моё мнение это отличный способ организации предрейсовых осмотров для тех предприятий, которые в силу своего расположения, специфики работы и других факторов не могут организовать точный осмотр. В любом случае это повышение уровня охраны труда по сравнению с непроведением осмотра вовсе», — считает Владимир Нудельман.

Мнение по этому вопросу неоднозначное. В По мнению президента Тамбовской ассоциации медиков Ирины Суслиной, дистанционно не возможно полностью оценить психо-эмоциональное состояние водителя, а также выявить состояние наркотического опьянения. Она подчеркнула важность очного прохождения предрейсовых медосмотров.

Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Ирина Королева:

- В ходе встречи участники обсудили актуальные изменения законодательства в сфере охраны труда. Дело в том, что у каждого контролирующего ведомства есть свои тонкости проведения проверок, оформления документов. Конечно, предприниматель не может знать всех этих требований и такие встречи, носящие информационный и разъяснительный характер, для бизнеса имеют практическую пользу. Предприниматели при этом сообщают о своих сложностях в использовании тех или иных сервисов и получают обратную связь. В ходе круглого стола были выявлены проблемы, касающиеся критериев угрозы жизни и здоровью граждан. Мы готовим по этому поводу обращения в органы государственной власти.

Фото «Собиз Инфо»