23 июня в Тамбове состоялось еженедельное оперативное совещание в региональном правительстве, на котором обсудили ситуацию с производством и продажей местного хлеба.
Как пишет "Собиз Инфо", этот вопрос поднял врио главы Тамбовской области Евгений Первышов после обсуждения с представителем федеральной торговой сети Х5.
«У нас объёмы падают, мы останавливаемся. Что мы хотим, пока всё закроется у нас? Нет, нельзя этого допускать. Это наша региональная безопасность. Мы не должны в этом вопросе зависеть от соседних субъектов. Не поверю я, что дешевле печь хлеб в соседнем регионе, нам доставлять и его здесь продавать», — отметил руководитель региона.
Также Евгений Первыщов предложил провести ещё одно совещание с местными производителями и сетевиками.
«Значит, мы где-то вместе не нашли какое-то компромиссное решение. Может быть, хлебозаводы давайте ещё вместе собирать, опять же, с Х5, проговаривать, может, на базе общий какой-то формат кооператива создавать, чтобы мы могли выполнить те требования, которые непосредственно ритейлер ставит перед нами», — добавил врио главы Тамбовской области.
На самом деле проблемы хлебопекарей не новы, они нынешнему руководителю региона достались в наследство от предыдущих губернаторов.
Во времена СССР существовала плановая экономика, специалисты рассчитывали количество хлебозаводов, исходя из численности населения. Хлебозаводы работали в каждом регионе, городе, районе, и логистика была простая, поэтому хлеб в магазины доставляли быстро, упаковка не требовалась. К тому же сами заводы только выпекали хлеб, а доставкой и логистикой занимались городские автотранспортные предприятия.
В советские времена ценообразование регулировало государство, реальную себестоимость хлеба никто не афишировал, производители получали дотации от государства, которое в свою очередь ограничивало цены конечного продукта для потребителей. Ассортимент хлебобулочной продукции при этом был небольшим – 6-8 наименований.
С распадом Советского Союза возникла сумбурная рыночная конкуренция 90х. В итоге мелкие и слабые предприятия обанкротились, остались устойчивые и адаптировавшиеся к новым экономическим условиям. По факту до наших дней дожили только около 15% предприятий, остальные обанкротились и перестали существовать.
Касаемо Тамбовской области, в процентном соотношении ситуация сопоставима. На плаву удержались в основном предприятия, руководители которых смогли провести полную или частичную модернизацию, улучшить логистику, увеличить ассортимент соответствующего качества и заменить выпадающие от ликвидации других предприятий объемы.
80% реализации на начало 2000-х годов происходило через местных мелких и средних предпринимателей. С приходом и развитием федеральных торговых сетей ситуация начала активно меняться. На сегодняшний момент реализация хлебобулочной продукции через крупные сети составляет порядка 70%. Их основная задача – извлечение прибыли через торговую наценку путём создания не всегда здоровой конкуренции между производителями. И это касается всей номенклатуры товаров. Таким образом на прилавках покупатель может обнаружить как экзотические продукты из других стран, так и на удивление в достаточных объемах производимые местными предприятиями товары. Примером могут служить израильские картофель и морковь на полках сетевых магазинов в аграрной Тамбовской области.
Касаемо хлебобулочных изделий – на прилавках Тамбова во времена управления регионом губернатором Олегом Бетиным появился липецкий хлеб – сначала по демпинговой цене из дешевого сырья, а со временем – полноценная линейка. На сегодняшний момент доля присутствия липецкого производителя на тамбовских полках составляет порядка 40%, что и привело к сокращению производства в соответствующей пропорции местных производителей, к ухудшению их экономической составляющей – вплоть до сокращения сотрудников, невозможности обновлять оборудование, увеличивать заработную плату, а более мелких и слабых – к банкротству. Так как наценка торговых сетей на некоторый ассортимент хлебобулочной продукции доходит до 80% в сравнении с производителями, которые вынуждены работать с рентабельностью 2-5%.
Ассортимент, объемы и цены регулируют торговые сети. Они же проводят собственный аудит предприятий по разработанным ими же требованиям, на основании которого принимают положительное или отрицательное решение о заключении договора.
Бонусом ко всему этому для сетей является и беспроцентное кредитование их со стороны бизнеса. Оплата продукции производится по истечению срока годности. Все логистические затраты тоже несёт производитель.
Вот и представьте состояние промышленных предприятий в сегодняшней сложной санкционной ситуации с нехваткой рабочих кадров и космическими банковскими процентами. И это касается не только производителей хлеба, но и любого производства, продукция которого свыше 30% и более реализуется через федеральные торговые сети. В таком случае выживание предприятий полностью зависит от политики торговых сетей в отношении конкретного производителя.
Подводя итоги оперативного совещания в правительстве, врио главы Тамбовской области не только обозначил проблему продовольственной безопасности региона, но и поставил профильным ведомствам задачу подготовить предложения по выходу из сложившейся ситуации.
Фото Павла Васильева